Антенны над городом

Дата публикации: 26 октября 2001

С приходом коммунальщиков на рынок обслуживания антенн коллективного пользования будет стремительно расширяться «зона неуверенного приема».  

Самая неприметная часть муниципального жилого фонда — системы коллективного приема телевидения (СКПТ) — скоро может стать очередным яблоком раздора. Сегодня их обслуживанием занимаются специализированные компании, имеющие лицензии Минсвязи но, по нашим сведениям, в недрах городской администрации зреет некая новая концепция стратегического развития городских телекоммуникаций, в результате которой обслуживанием антенн займутся сами коммунальщики. Такого монополиста не сдвинешь и бульдозером. Похоже, что мнением абонентов в очередной раз никто интересоваться не станет, а судьбу СКПТ будет решать анонимный чиновник.

До 1991 года антенный парк значился на балансе городского жилищно-коммунального хозяйства и обслуживался государственным предприятием ПО «Электрон» за счет средств абонентской платы и бюджетного финансирования. С переходом на рыночные отношения финансирование из бюджета постепенно сокращалось, пока в 1995 году не прекратилось совсем. ПО «Электрон» акционировалось и разделилось. Сегодня в Омске порядка 354 тысяч квартир, из них, по оценке специалистов, реальных абонентов СКПТ приблизительно 320 тысяч. По данным Управления государственного надзора за связью по Омской области, лицензии на предоставление услуг связи по сетям коллективного приема телевидения имеют 9 компаний. Наиболее крупные участники на рынке обслуживания СКПТ — ЗАО «Аверс-сервис» (занимает до 30% рынка), ЗАО «Компания „Электрон“ (до 25%), ООО „ТВ-сигнал“ (15-20%), жилищное управление Кировского АО (15-20%). Остаток рынка поделили между собой ООО „Модуль-сервис“, ООО „Каскад-спутник“, ООО „Интегрированные сети связи“ и ОАО „Силуэт“. У девятой компании — ООО „ТВ-сервис“ действие лицензии временно приостановлено. Кроме того, по оценке независимых специалистов, еще как минимум 10 небольших фирм обходятся без лицензии Минсвязи, охватывая сегмент установки индивидуальных антенн, а попутно заключая договоры на обслуживание СКПТ с кондоминиумами.

Жильцам — от начальника ЖЭКа

Три года назад мы уже обращались к теме СКПТ (см. „КВ“ от 12 марта 1998 года). С тех пор проблемы, затронутые в статье, лишь обострились. Суть в том, что рынок обслуживания СКПТ функционирует по очень странным законам. В результате конечный пользователь услуги — телезритель — права голоса не имеет вообще. Он имеет право лишь аккуратно платить ПЖЭРУ за обслуживание антенны, которое, в свою очередь, и выбирает себе подрядчика из числа вышеперечисленных специализированных фирм.

По каким критериям происходил отбор, остается загадкой. По росту, весу или иным параметрам — можно только догадываться. Сами антенщики уверяют: при заключении договоров с ПЖЭРУ принимался во внимание лишь один аргумент — величина отчислений за пользование кровлей. Со всех средств, собранных с жильцов в виде абонплаты за обслуживание СКПТ, жилищники официально получают от 10 до 20% отката — так сказать, детишкам на молочишко.

Понятно, что предпочтение отдавалось тем фирмам, которые соглашались на максимум. До вопросов качества приема телевизионного сигнала дело, как правило, не доходило. В то же время, сама сумма абонплаты рассчитывалась исходя из затрат на проведение профилактических работ и текущего ремонта оборудования. Затраты на модернизацию антенного парка и его капитальный ремонт, естественно, не учитывались. Не говоря уж о том, что каждое предприятие должно получать прибыль от своей деятельности. Хотя бы теоретически.

В этой ситуации у антенщиков было два варианта. Первый — махнуть рукой и делать вид, что производишь ППР, приклеивая скотчем отслужившие свой срок согласующие устройства. При этом упасть в цене и отхватить максимально возможную территорию, чтобы компенсировать потери за счет количества абонентов. А привередливому владельцу телевизора всегда можно объяснить, что его дом, дескать, находится в зоне неуверенного приема.

Надо отдать должное, не все фирмы пошли по этому пути, а выбрали второй вариант — как-то выкручивались и даже старались модернизировать практически развалившийся с начала 90-х антенный парк города. Почему они это делали? Вероятно, опасались потерять работу и лицензию.

Чьи в лесу шишки?

11 сентября 2000 года уже на излете своей деятельности в качестве омского мэра Валерий РОЩУПКИН вдруг вспомнил о существовании СКПТ и подписал постановление, в котором функции единого заказчика на услуги специализированных антенных фирм передавались департаменту недвижимости города. Этим постановлением муниципалитет как бы напомнил о том, кто в доме реальный хозяин. Хотя с 1995 года антенный парк практически стал бесхозным и исчез из всех документов по балансу муниципальных предприятий ЖКХ, он по-прежнему считается муниципальной собственностью. Надо полагать, при передаче ведомственного жилья городу, до антенн руки не дошли, хватало других проблем. Вот и спохватились лишь спустя несколько лет.

Причем спохватились весьма оригинально. Наиболее продвинутые коммунальщики из Кировского округа решили, что в услугах антенных служб они вообще не нуждаются и с обслуживанием СКПТ справятся самостоятельно. Зачем, мол, отдавать антенщикам деньги, которые с таким трудом собираются с населения. Постановление мэра стало для них поводом расторгнуть договор с четырьмя подрядчиками и создать собственную антенную службу.

История ее создания тоже заслуживает внимания. По нашим сведениям, туда пришли специалисты ООО „ТВ-сервис“, тем не менее жилищное управление Кировского АО почти год не могло выполнить все условия, чтобы получить собственную лицензию Минсвязи. Формально они работали как коммерческое представительство ООО „ИСС“ и лишь содействовали в оказании услуг связи, что не помешало, однако, собирать абонплату с населения.

Естественно, антенщики не могли остаться равнодушными к инициативам муниципальных властей. Деньги они вкладывали в антенный парк немалые. К примеру, только в Кировском округе было украдено 68 комплектов телеантенн. Все это оборудование восстановлено за счет средств ЗАО „Аверс-сервис“. Эти затраты не покрывались абонплатой, которую они собирали с населения. Имел „Аверс-сервис“ право считать себя собственником этих СКПТ? Видимо, имел. А теперь ему и другим компаниям просто указали на дверь, даже не утруждая себя поисками аргументов.

Аренда пуще неволи

Департамент недвижимости придерживается жесткой позиции по вопросу собственности. Антенный парк — часть муниципального жилого фонда, а собственник вправе распоряжаться своим имуществом так, как считает нужным. Начальник управления муниципальной собственности администрации города Омска Виталий ИВАНОВ говорит: антенщики, мол, заключали договоры лишь на передачу телесигнала, соответственно, и оборудованием пользовались на правах арендаторов. Конечно, они ремонтировали и модернизировали СКПТ, но если, мол, каждый арендатор после ремонта, к примеру, муниципального здания станет его собственником, то город вообще лишится всего муниципального имущества. К тому же если антенщики чем-то недовольны, то пусть обращаются в арбитражный суд.

Оно, конечно, звучит по-хозяйски но с технической точки зрения, слабость такой позиции очевидна. Современные СКПТ — это комплексная инженерная система на основе полупроводниковой электроники, а не железная труба, которая торчит на крыше уже, как минимум, двадцать лет. Потенциал у современных СКПТ неограниченный. Система MMDS, в частности, позволяет принимать до 300 телеканалов, в том числе спутниковые. Плюс к этому 50 видов дополнительных услуг — от Интернета до видеотелефонии.

Надо сказать, департамент недвижимости с таким раскладом знаком. Вопрос, как говорится, детально прорабатывался. К примеру, 30 января 2001 года под председательством Виталия ИВАНОВА в мэрии проходило совещание по проблемам развития городских телекоммуникаций. Некая прибалтийская компания „Даугава“ предложила Омску собственные услуги по реконструкции системы городских телекоммуникаций на современном уровне. Все это, конечно, здорово, но аналогичные и более экономичные решения предлагали специалисты ОАО „Электросвязь“ и ЗАО „Аверс-сервис“. С другой стороны, ставить на крышу дорогостоящее оборудование и при этом знать, что в любой момент можешь его лишиться, дураков нет. Может, для начала определимся с правилами игры? И спросим наконец мнение самих абонентов.

От унитаза до телекоммуникаций

Судя по всему, нынешний омский мэр Евгений БЕЛОВ тоже имеет свое мнение по поводу перспектив развития СКПТ. Пока оно не оформилось в виде постановления, поскольку летом мэру было не до антенн — залатать бы все дыры в городских теплосетех. Но уже просочилась информация, что функция единого заказчика от департамента недвижимости перейдет в ближайшее время к департаменту городского хозяйства. Значит, опять будут перезаключать все договоры на обслуживание СКПТ. Чем не повод заново перекроить рынок? Можно, к примеру, создать единую муниципальную антенную службу с филиалами по округам и объединенной диспетчерской и абонентской службой.

В ближайшее время по похожей схеме собираются реорганизовать городское лифтовое хозяйство. Видимо, следующий на очереди антенный парк. В департаменте городского хозяйства от комментариев отказываются, но и не отрицают факта возможной передачи антенн в свое ведомство. Тем более что опыт Кировского АО перед глазами. По нашим сведениям, жилищники Советского округа уже „пробивали“ возможность открытия коммерческого представительства от кировчан. Оказалось, что это невозможно — лицензию Минсвязи жилищное управление Кировского округа получило только на свою территорию.

Но сей факт уже говорит о многом. Если в чью-то умную голову запала мысль сэкономить на подрядчиках, то пиши пропало. Ведь конструкция антенны не сложней водопровода. Главное — деньги с абонентов вовремя собирать. Причем такой монополии даже всемогущий Госсвязьнадзор не страшен, поскольку для жилищников потеря лицензии Минсвязи — проблема небольшая. Они как собирали деньги, так и будут собирать дальше. Что может сделать Госсвязьнадзор? Сообщить собственнику СКПТ о том, что некое муниципальное предприятие лишено лицензии на оказание услуг связи. А кто собственник? То-то и оно...

Кировчане уже год отработали. Как говорится, ввязались в бой. Потихоньку пользуются тем, что сделали за них чужие дяди и другим то же самое советуют. Вопрос: как поступят жилищники, когда дядино имущество окончательно обветшает? Денег на модернизацию и капитальный ремонт им взять неоткуда. В поддержку бюджета, извините, верится с трудом. (Не барское это дело — антенны чинить.) Видимо, большая часть города опять вернется в „зону неуверенного приема“. И это еще самый оптимистический прогноз.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/10/41/antenni_nad_gorodom