Тамара БЛИЗНЮК

Дата публикации: 26 октября 2001

23 апреля 2001 годасобранием акционеров избрана генеральным директором ОАО «Роспечать»

Тамара Николаевна родилась 18 ноября 1953 года в Нижнеомском районе Омской области. Окончив 10 классов Хомутинской средней школы, поехала в областной центр и поступила в Омский филиал Всесоюзного финансово-экономического института (специальность — «Бухгалтерский учет и экономика»).

В 1977 году получила институтский диплом и пришла работать на омское предприятие Союзпечать. Начинала с должности обработчицы корреспонденции, затем трудилась бухгалтером, инструктором по розничным продажам, начальником планового отдела. В 1989 году назначена заместителем генерального директора омского предприятия и занимала эту должность 12 лет, вплоть до избрания гендиректором.

У Тамары Николаевны взрослая дочь (тоже экономист), внучке 5 лет.

Тамара БЛИЗНЮК, генеральный директор ОАО «Роспечать»: «Нельзя печатный киоск приравнивать к пивному ларьку».

Новому генеральному директору омской Роспечати Тамаре БЛИЗНЮК досталось очень непростое хозяйство. 136 киосков и 2 магазина, в которых реализуется более 600 наименований периодических изданий (из них более 90 — местных) с разовым тиражом 230 тысяч экземпляров. Плюс службы, занимающиеся сортировкой, распределением, доставкой, финансовой и хозяйственной деятельностью. Ну а труд каждого работника должен быть подчинен одной цели: чтобы любой омичмог утром купить в киоске свежую газету или журнал.

— Сегодня часто приходится слышать: как много газет и журналов развелось, кто бы их читал...

— Увы, положение действительно у нас такое, что при огромном выборе изданий большинство омичей в состоянии купить лишь одно-два. Но ситуация, я считаю, должна измениться: улучшится материальное положение людей, тогда и периодики покупать будут больше. Над ассортиментом киосков мы работаем постоянно — одни издания убираем, другие, наоборот, предлагаем читателю. Так, только в этом году мы сняли с реализации такие омские издания, как «Кот и пес и другие», «Ночная жизнь Омска», «От сердца к сердцу», «Ошовские вести», «Риэлтеры», «Стройка. Интерьер», «Супер-приз»Ю которые плохо раскупались. Впрочем, некоторые из этого списка сами прекратили свое существование. Отказались мы нынче и от центральных журналов «Няня» и «Воскресная жизнь». У других омских и московских изданий, которые пользовались слабым спросом, стали брать меньше экземпляров. Если издание продается количеством менее 500, я считаю, оно не для розничной продажи. Мы предлагаем таким СМИ перейти на другой способ совместной работы — подписку.

— А как же почта?

— Я считаю, что монополии здесь быть не может. Мы тоже занимаемся подпиской уже 4 года. Но резервы, я думаю, здесь большие. Пока доля подписки в общем объеме нашего товарооборота невелика. Развивать же это дело выгодно и для Роспечати, и для ее клиентов. Подписавшийся имеет возможность получать свою корреспонденцию в киоске вблизи от его дома или места работы. Если уехал человек в отпуск или командировку, газета или журнал будет ждать его любой срок. Ну а организациям мы доставляем подписку прямо на место.

— Тамара Николаевна, все ли издания вы берете для продажи в киосках?

— Омские — практически все. Иногородние же сначала внимательно изучаем, смотрим, сможем ли взять пробную партию. Ведь, выкладывая новое издание в 136 киосках, мы делаем ему рекламу. Вообще же ассортимент можно развивать до бесконечности, но сдерживает маленькая площадь наших торговых точек. Сейчас мы стремимся, чтобы как можно больше киосков были по типу «аквариума».

— А как смотрится омская киосковая сеть в целом?

— Здесь омская Роспечать за Уралом в числе лидеров. По числу киосков мы на втором месте после Новосибирска. У нас 136 киосков у них — около 300.

Но по доле собственно печатной продукции в ассортименте мы новосибирцев явно опережаем. У нас эта доля — 83,6 процента, а у соседей — чуть больше половины. Чем там только не торгуют в газетно-журнальных киосках: от газировки до колготок. Конечно, у нас киосков недостаточно. По моим подсчетам, их нужно в Омске примерно 180. Сдерживают развитие многие факторы. Только сам киоск стоит от 60 до 100 тысяч. А для того чтобы его установить, нужно обойти для согласований более 30 организаций, и везде нужно платить. Нельзя печатный киоск приравнивать к пивному ларьку.

— Когда-то Союзпечать была монополистом. Страдает ли сегодня омская Роспечать от конкуренции?

— Роспечать по-прежнему остается крупнейшей организацией по реализации печатной продукции. Но и конкурентов, конечно, много. Увы, далеко не всегда и не все они ведут себя честно. Мы всегда платили и платим налоги честно, вовремя и большие. О многих наших конкурентах этого не скажешь, тем более о тех, кто торгует с рук. Посмотрите, сколько их в хорошую погоду стоит, скажем, на площади Ленина! Их цены, понятно, ниже, чем у нас. Поэтому, я в основном положительно отношусь к новому областному закону о едином налоге на вмененный доход. Я думаю, после введения его в действие количество фирм, палаток, киосков и ЧП в городе не уменьшится. Но налогов платить им придется больше, и это правильно.

— Тамара Николаевна, что вам удалось сделать после прихода в апреле на пост гендиректора?

— Пять месяцев — срок незначительный. Но кое-что сделать уже удалось. За это время поменяли 11 киосков, открыли новый. Будем и дальше расширять киосковую сеть. В начале 90-х в Омске их было 240, позже, в тяжелые времена часть нерентабельных киосков, в основном в частном секторе и на окраинах, пришлось сократить. Сейчас же все изменилось. В сентябре был открыт новый киоск на Левобережном рынке, получено согласие на открытие новых точек от администрации Советского, Ленинского округов. Увы, при перестановке киоска или открытии нового я сразу вспоминаю советское время. Тогда, если жители какой-либо улицы просили установить киоск, через 2-4 дня он уже работал. А сейчас нужно не один месяц походить по инстанциям.

Как бы там ни было, лето мы отработали неплохо. Увеличился даже товарооборот, тогда как обычно он летом падал: ученики на каникулах, студентов нет, пенсионеры на дачах. Кроме того киосковую сеть к зиме подготовили, перекрасили, провели ремонт, делаем ремонт в офисе.

— За счет чего увеличили товарооборот?

— Не за счет повышения цен, а благодаря анализу и расширению ассортимента и увеличению тиража наиболее ходовых изданий. Немалую роль сыграла и личная заинтересованность работников. Ведь зарплата всех нас — от киоскера до генерального директора — связана с товарооборотом. Увеличишь товарооборот — значит, и получишь побольше. На 1 октября средняя зарплата у нас составила 2 730 рублей.

— С 1 января 2002 года заканчивается срок действия 20 процентной льготыпо налогам для СМИ. Как, по-вашему, это отразится на печатных изданиях?

— Сразу же на них поднимутся цены, не меньше чем на 20 процентов. Как следствие, снижение реализации. Все ли издания, в том числе в Омске, выживут, предсказывать не берусь. Но намного труднее станет всем. Думаю, этот вопрос обязательно будет поднят на выставке «Пресса-2002», которая пройдет в Москве 25-26 октября. Я на эту выставку обязательно поеду. Мероприятие обещает быть интересным и полезным. Заключим договоры, пообщаемся с издателями, с коллегами из других регионов.

— Командировки, работа с утра до позднего вечера... Наверное, свободного времени у вас остается не так много?

— Последние годы даже в отпуск не всегда удается сходить. Вся киосковая сеть работает без выходных, поэтому нет ихи у администрации. Главное мое увлечение — это работа. Когда же выпадает возможность, очень нравится бывать в лесу, причем в любое время года. Природа отвлекает, успокаивает. Очень люблю бывать с внучкой. Замечательная девочка, и возраст сейчас самый интересный — 5 лет.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/10/41/tamara_bliznyuk