Абдул-Вахед НИЯЗОВ

Дата публикации: 07 ноября 2001

Абдул-Вахед НИЯЗОВ, депутат Государственной Думы:

Еще совсем недавно, во времена «нерушимого Союза республик свободных», Верховный Совет играл чисто декоративную роль, но в последнее десятилетие российские законодатели стали реальной силой. Законы — как правила дорожного движения, только «рулит» по ним вся страна. Кроме горстки думских говорунов, регулярно мелькающих на разных телеканалах, деятельность основной массы депутатов нижней палаты российского парламента покрыта мраком. Вряд ли кому- то из омичей известно, чем именно занимаются избранные в нашей области депутаты Госдумы. Вот «КВII и решили расспросить одного из депутатов Государственной Думы Абдул-Вахеда НИЯЗОВА о его депутатских буднях. НИЯЗОВ был избран по партийному списку „Единства“, в котором он шел под пятым номером, курировал как депутат Свердловскую область, а в этом году его закрепили за Омской.

— Вы избирались по партийному списку „Единства“, но весной этого года вышли из этой фракции. Чем было вызвано ваше решение расстаться с „Единством“?

— Мой выход из „Единства“ был вызван, если можно так сказать, техническими причинами. Весна этого года была периодом активного преобразования движений, политических блоков, общественных организаций в полноценные политических партии. Весь этот процесспроходил на фоне дебатов о новом, достаточно жестком Законе „О политических партиях“.

»Единство" не было исключением. Из фракции, представляющей собой парламентское представительство блока общественных движений и организаций, «Единство» решило реформироваться во фракцию сугубо партийную. Я и Общественное политическое общероссийское движение «Рефах», мной возглавляемое, никогда не входили в движение «Единство».Мы были равноправными союзниками на выборах 1999 года, а после победы на выборах вместе сформировали фракцию.

«Рефах» занимал свою важную политическую нишу, представляя и защищая интересы самых различных народов и конфессий России. Перед нами стояла задача не сворачивать свою деятельность и сливаться с «Единством», а совсем наоборот — расширяться, привлекать новых союзников, создавать собственную политическую партию — Евразийскую, котораяи была создана в дальнейшем.

Чтобы избежать трений по поводу моей партийной принадлежности и не ставить в неловкое положение моих коллег по фракции, с которыми у меня сложились прекрасные рабочие отношения, я самостоятельно и добровольно вышел из состава фракции.

— В чем заключается ваша работа помимо заседаний в Думе?

— В Думе помимо заседаний есть огромное количество иной работы. Подчас даже более важной. Заседания — это лишь надводная часть айсберга. В Думе ведется огромное количество юридической работы подготовительного характера, любой законопроект и даже поправки к законопроекту требуют серьезного юридического и экономического изучения. Кроме того, я возглавляю межфракционное депутатское объединение «Евразия». Главная задача этого объединения — законодательная поддержка интеграционных процессов, идущих в рамках СНГ. Депутаты, входящие в «Евразию», находятся в тесном рабочем контакте со структурами СНГ, союза России и Белоруссии.

Также я занимаюсь различными общественными акциями. Так, например, в этом году все научные библиотеки России получили безвозмездно книги из серии «Антология гуманной педагогики». Еще одну широкомасштабную акцию провело возглавлявшеесямною тогда движение «Рефах» -чествование победителей сиднейской олимпиады. На 12-летие вывода Советских войск из Афганистана мы организовали серию шефских концертов для ветеранов афганской войны. Я считаю, что это мероприятие особенно показательно, так как сейчас многим кажется, что та война велась между мусульманами и русскими, а это далеко не так. Интернациональная помощь окончилась крахом не по вине наших солдат и офицеров.

Помимо всего выполняю работу для избирателей, так сказать, персонально: кому-то нужно помочь получить телефон, кто-то не получает законное социальное пособие и так далее, и тому подобное.

— Вы инициатор создания Евразийской партии, что это за партия, чем она отличается от других?

— Инициировали создание новой партии целый ряд организаций федерального и регионального уровней среди которых Общероссийское политическое общественное движение «Рефах», Общероссийское политическое общественное движение «Партия справедливости и порядка», Общероссийское общественное движение «Православное Единство», Региональное общественное движение «Патриоты Петербурга», Региональное общественное движение «Молодая Москва», Региональное общественное движение «Патриоты Ярославль-2000», Татарский общественный центр, Конгресс буддийских народов и другие.

Решением учредительного съезда партию возглавил я, моими заместителями были избраны Владимир ТУРВИНЕНКО и Андрей ДЖИОЕВ. Председателем исполкома партии стал Газияз ГАЗИЕВ. В политсовет вошли Михаил ВЕСЕЛКИН, Александр РУДАКОВ, Анвар МУСТАФИН, Саламбек МАИГОВ, Ильдар ШАЯХМЕТОВ.

При Евразийской партии России создан наблюдательный совет, возглавляемый известным писателем, ученым-тюркологом, общественным и политическим деятелем Олжасом СУЛЕЙМЕНОВЫМ. Центральным политическим направлением деятельности Евразийской партии России является развитие конструктивного межконфессионального и межнационального диалога. Мы собираемся использовать богатый опыт, накопленный учеными-евразийцами ТРУБЕЦКИМ, САВИЦКИМ, ГУМИЛЕВЫМ, СУЛЕЙМАНОВЫМ, и перенести его в политическую плоскость.

26 июля 2001 года в Минюсте нам было вручено свидетельство о регистрации Евразийской партии России. С этого момента Евразийская партия России стала полноценным субъектом российской политической сцены. Показательно, что наша партия стала первой партией, получившей после принятия федерального Закона «О политических партиях» в Министерстве юстиции свидетельство о регистрации.

Фактически мы зарегистрировались в момент раздела двух партстроительных систем, наша партия открывает принципиально новый этап в партийно-политической жизни страны. Мы впитали положительное и от старого, и от нового и выражаем интересы самых широких масс, но вместе с тем готовы всемерно поддержатьнынешний курсполитических элит России. Политическое руководство России, Белоруссии, Казахстана с одобрением, встретило нашу партстроительную инициативу, расценивая новую партию как реальную народную поддержку интеграционных процессов, развивающихся на политическом пространстве СНГ.

— После трагедии 11 сентября США организовали «крестовый поход» против терроризма, в мусульманском мире это воспринято неоднозначно. Что вы думаете об этом как мусульманин?

— С терроризмом бороться надо, но те методы, которые предлагается использовать в «новом крестовом походе», могут привести к не победе над терроризмом, а к третьей мировой войне. Я категорически против понятия «исламский терроризм». Это эвфемизм, скрывающий последствия неоколониальнойполитики, проводимой, так сказать, цивилизованным миром на Ближнем Востоке. Ответственность за ситуацию в Афганистане несут в первую очередь США и СССР. Мы и американцы развязали там войну, вооружили до зубов всех от мала до велика, взрастили поколение, ничего кроме войны не знающее и не умеющее, разорили и без того бедную страну. А теперь США собираются развязать там антитеррористическую операцию, но адресатом являются не конкретные люди, вина которых за трагедию 11 сентября ещедолжна быть доказана, а практически все население Афганистрана, а Россию приглашают присоединиться.

Это, по меньшей мере, цинично, а для России очень и очень опасно. Мусульманская составляющая наших граждан очень быстро растет, через 25-30 лет мусульман в России будет 40-50 процентов.

В этом свете вступать всомнительный вооруженный конфликт нельзя ни при каких обстоятельствах. Мы уже сейчас должны понимать, что Россия — огромная христианско-мусульманская страна.

После нью-йорской трагедии меня, кстати,ознакомили с прелюбопытной статистикой: только 15 процентов мирового терроризма может быть привязано к исламским территориям, а самая значительная часть террористов — 30 процентов — к территориям Латинской Америки. Терроризм есть везде и везде с ним надо бороться, в первую очередь устраняя его фундаментальные причины. Но не стоит создавать особое пугало исламского терроризма.

— Есть ли у вас время на чисто человеческие увлечения или все занимает политическая деятельность?

— Честно говоря, времени на хобби нет. Те малые крохи, что остаются от работы, принадлежат моей семье — жене и двум сыновьям. Наверное, семья и есть мое самое главное, чисто человеческое увлечение.

К Омску у меня трепетное отношение, ведь это моя малая родина. Этот край я люблю, и к немуот меня тянется неразрывная нить духовной связи. По семейному преданию, моя бабушка принадлежала к потомкам обширного рода хана КУЧУМА. Мой двоюродный прадед Рашид-Кади ИБРАГИМ был известным исламским богословом своего времени и в 1905 году с рядом сподвижников учреждал Союзмусульман России. Так что традиции евразийства у меня в семье давние.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/10/42/abdul-vahed_niyazov