Мурат САРСЕМБАЕВ

Дата публикации: 07 ноября 2001

В сентябре было заключено мировое соглашение между ОАО «Автоколонна 1253» и его кредиторами, в результате процедура банкротства на этом предприятии была прекращена. Это в своем роде уникальное событие, потому что в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается ликвидацией предприятия и распродажей его имущества. В омской арбитражной практикемировым соглашением завершилось банкротство ОАО «Железобетон -5», ОАО «Механический завод „Калачинский“ и нескольких мелких предприятий. Причем если все они находились в стадии внешнего управления, то в автоколонне 1253 было уже конкурсное производство.

»КВ" несколько раз обращались к происходящему в автоколонне 1253, последняя публикация о замене арбитражного управляющего была этим летом (см. «КВ» № 27 от 18 июля). О том, что происходит в автоколонне сейчас, корреспондент «КВ» расспросил ее нового генерального директора Мурата САРСЕМБАЕВА. Для него это уже второе избрание на данную должность, а в промежутке между ними ему пришлось вести затяжную судебную войну за право вернуться на свое предприятие.

— Мурат Габдуллович, как удалось выйти на мировое соглашение?

— Такая возможность была давно, но этому активно противодействовал прежний арбитражный управляющий Олег КРАТЬКО. Новая арбитражная команда во главе с Олегом КИШКОЙ за два с половиной месяца провернула огромный объем работы, чтобы выйти на мировое соглашение. Вместе с арбитражным управляющим смогли убедить кредиторов, что мировое соглашение не только возможно, но даже необходимо. Конкурсное производство на таком большом предприятии могло растянуться на несколько лет, немалая часть денег от распродажи имущества пошла бы не на расчет с кредиторами, а на оплату труда арбитражных управляющих. Кстати, новые управляющие, понимая всю сложность финансового положения автоколонны, пока ничего не получили за свой труд, и даже не настаивают на скором расчете.

Удалось найти взаимопонимание с налоговой инспекцией по Октябрьскому округу, обкомом профсоюза работников транспорта, областным комитетом по промышленности, транспорту, связи. Большой объем работы по подготовке мирового соглашения проделал утвержденный собранием кредиторов заместитель арбитражного управляющего автоколонны 1253 Валерий МАМРОВ. Я рад, что меня наконец услышали и пошли навстречу. Два года пришлось биться за сохранение предприятия, пройти через многочисленные судебные разбирательства. Все обвинения, выдвигавшиеся Олегом КРАТЬКО против меня по поводу необоснованной растраты и другим моим «прегрешениям», полностью сняты прокуратурой из-за отсутствия состава преступления.

— Не помешали ли заключению мирового соглашения иски автовладельцев, у которых весной прошлого года сгорели машины на стоянке, расположенной на территории автоколонны? И какие обязательства пришлось взять на себя автоколонне по мировому соглашению?

— С погорельцами была проведена разъяснительная работа, после чего с ними тоже заключили мировое соглашение. С 80 процентами из них — с рассрочкой возмещения ущерба на год и более. Без этого не было бы возможности заключить мировое соглашение с конкурсными кредиторами и прекратить процедуру банкротства автоколонны. Конкурсным кредиторам должны 533 тысячи рублей, с ними по условиям мирового соглашения нужно рассчитаться до июня следующего года.

Самый большой долг у автоколонны перед государством по налогам — более 10 млн. рублей с пеней и штрафами. В октябре подали заявку на реструктуризацию этого долга на 10 лет. Однако, чтобы налоговые органы дали согласие на эту реструктуризацию, нужно погасить долги по налогам, накопленные в период процедуры банкротства. Олег КРАТЬКО практически не платил текущие налоги, усугубляя и без того сложное финансовое положение автоколонны. Нам удалось в октябре заплатить более одного миллиона рублей по налогам, нужно изыскать еще несколько сотен тысяч, только тогда удастся подписать реструктуризацию. Чтобы погасить текущие долги по налогам, придется срочно продавать какое-то имущество автоколонны, возможно, даже часть подвижного состава.

— Раньше контрольный пакет акций ОАО «Автоколонна 1253» принадлежал ООО «Группа 1253», а кто теперь является владельцем предприятия?

— В период банкротства контрольный пакет акций автоколонны приобрел я. Арбитражный управляющий как представитель государства прежде всего должен думать об удовлетворении интересов кредиторов, а собственник заинтересован в процветании предприятия, в благополучии людей, которые на нем работают. Я сам на 150 КамАЗов одновременно не сяду, значит, сотни людей будут обеспечены и работой, и заработком. Мне немало пришлось вынести, борясь за свою собственность, но, как говорится, за одного битого двух небитых дают.

Из-за того что за автоколонну велись постоянные «военные действия» в судах, Олег КРАТЬКО не успел почти ничего продать или вывезти. А если бы ему удалось довести свои планы до логического конца, мне бы, как владельцу, остался только сгоревший бокс. Не хочется анализировать, на что ушли деньги, полученные в период хозяйствования КРАТЬКО, но продолжать судебные процессы против бывшего арбитражного управляющего я не хочу. Мне удалось спасти свою собственность, и я не жажду ничьей крови, хотя тот же КРАТЬКО мне немало кровушки попортил.

— Ну и какие чувства испытал владелец, вернувшись на отвоеванное предприятие? С чего пришлось начинать новый период руководства?

— Представьте себе, что вы отсудили свою квартиру. Вернулись в нее, а там всюду грязь, запустение, потому что ни уборки, ни ремонта никто не делал, да к тому же накопился большой долг по квартплате, потому что прежний владелец ничего не платил. Вот примерно такие у меня ощущения. К сожалению, Олег КРАТЬКО почти не использовал имевшиеся возможности по оздоровлению предприятия. Сейчас проводим анализ экономической ситуации, постепенно избавляемся от имущественного баланса. Старые прицепы пачками списываем на металлолом, даже на это за два года арбитражный управляющий так и не нашел времени.

Пытаемся решить вопрос с Большеуковским филиалом автоколонны, который доходов давно не приносит, а тратить на его содержание приходится много. Покупателей на него за два года так и не нашлось, попробуем сдать филиал в аренду или передать за долги государству. По второй территории автоколонны тоже много вопросов, видимо, придется от нее избавляться. Скорей всего, будем продавать столовую, потому что обслуживать ее по назначению не получается. В штате автоколонны 300 человек, кадры остались те же, нескольких работников, уволенных КРАТЬКО, пригласил обратно. В период банкротства коллектив был развращен кипучей бездеятельность: все сидели и чего-то ждали, теперь приходится прилагать немало усилий, чтобы вернуть людей в нормальный рабочий ритм.

— На ваш взгляд, есть ли будущее у автоколонны 1253?

— Худшие времена для омской промышленности прошли, автомобильные перевозки снова стали востребованы. Железобетонные заводы и сельхозпроизводители встают на ноги, поэтому и у нас есть перспектива. Сейчас ежедневно выходят по заказам 80-90 машин — это уже дает положительную рентабельность. Мы перестали разбрасываться на мелких клиентов, решили сделать ставку на стратегических партнеров. Сейчас наши основные партнеры — «Омский бекон», ЗЖБИ-6, на них приходится до половины заказываемых у нас машин.

Обслуживание крупных клиентов дает стабильность, у них больше ответственности за эксплуатацию наших КамАЗов, они могут сделать предоплату за ремонт. Не дожидаясь, когда к нам придут заказчики, я сам пошел к потенциальным клиентам договариваться. В период уборочной мы не стремились активно сотрудничать с хозяйствами области. Не секрет, что при перевозке зерна у КамАЗов наращивают борта, чтобы загружать 16 вместо 12 тонн. В результате машины работают на износ, а на последующий ремонт может уйти больше, чем заплатят за эксплуатацию. Мы, конечно, будем стремиться, чтобы был задействован весь машинный парк, но работать себе в убыток не собираемся.

В трудные для автоколонны времена любой водитель мог взять в аренду КамАЗ, на котором работал,и самостоятельно искать заказы. Мы подсчитали, что такая форма работы автоколонне невыгодна, поэтому стали расторгать старые договоры аренды. В аренде еще остались пять машин, но и их скоро вернем обратно. А в целом, конечно, положение автоколонны будет зависеть от общего состояния омской промышленности и сельского хозяйства.

— Кроме возвращения на прежнюю должность в автоколонну вы еще, по слухам, подались в политику и стали помощником депутата Госдумы?

— В ходе борьбы за свою собственность пришлось дойти и до Госдумы. Депутат Госдумы Абдул-Вахед НИЯЗОВ вошел в мое положение и сделал запрос губернатору по поводу нарушений при проведении банкротства в автоколонне 1253. Его вмешательство сыграло свою роль, а я решил попробовать свои силына другом поприще и согласился стать помощником депутата Госдумы НИЯЗОВА. У меня большие планы, как принести пользу омичам, используя свой мандат, но говорить о них пока еще рано.

— Напоследок хочу спросить: на какие-то увлечения остается время или все отнимает коммерческая деятельность?

— В детстве я очень любил читать, даже поздравительные открытки из библиотеки получал, как лучший читатель. Но теперь на книги времени нет, только омскую прессу по вечерам успеваю просмотреть. С 10 лет занимался боксом и футболом, но сейчас остался только футбол. В компании моих друзей, среди которых есть бывшие футболисты «Иртыша», два-три раза в неделю гоняю мяч на площадках у ДК «Строитель» или «Молодежный».

Люблю охотиться и рыбачить, но вот уже несколько лет выбраться на природу не получается. Как и положено каждому мужчине, я построил дом и посадил немало деревьев в своем саду. Стараюсь больше времени проводить со своими детьми, но не всегда это получается.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2001/10/42/murat_sarsembaev