Правила оказания услуг на автостоянках — попытка властей взять под контроль этот вид деятельности. До их появления, по сути, не было ни одного федерального документа, который бы регламентировал эту деятельность. Поэтому в каждом регионе были свои правила. То же касается и Омской области.
Еще в 1996 году Омский городской Совет с подачи департамента недвижимости разработал правила хранения автомобилей на муниципальных стоянках. Под муниципальными в данном случае подразумевали не те, которые были собственностью города, а те, которые появлялись на земельных участках, выделяемых департаментом недвижимости. Эти правила стали первой попыткой властей проконтролировать работу стояночников. Соблюдение правил было одним из основных условий заключения договора аренды земельного участка под автостоянку с департаментом недвижимости. Несоблюдение правил могло привести в конечном итоге к расторжению договора.
Данные правила не предусматривали всю сложность взаимоотношений владельцев машин и хозяев автостоянок. Квитанция, которую, согласно этому документу, должны были выписывать автовладельцу при постановке машины на стоянку, не могла защитить ни стояночника, ни транспортное средство. Поэтому неудивительно, что иногда разбирательства между двумя субъектами доходили до суда. К примеру, на одной стоянке во время сильного ветра на машину упало дерево и расплющило ее. Хозяин обратился на владельца автостоянки в суд, поскольку тот отказывался возмещать ему ущерб. Суд встал на сторону предпринимателя. Если бы между водителем и хозяином стоянки заранее были оговорены непредвиденные случаи, возникающие во время нахождения машины на стоянке, то судебных споров можно было бы избежать.
В январе 2000 года Омское областное отделение Российской транспортной инспекции начало лицензирование стоянок и парковок. Предполагалось, что лицензирование позволит сделать эту деятельность более упорядоченной, защитит владельцев машин, а также самих стояночников от недобросовестных участников этого рынка. Однако владельцы стоянок восприняли лицензирование без восторга. По их мнению, эта деятельность не лицензируется (в законе о лицензировании отдельных видов деятельности в действительности не было услуг по хранению автотранспорта) и нововведение транспортной инспекции есть нечто иное, как произвол. На сторону хозяев автостоянок встало омское антимонопольное управление, которое в 2001 году отменило лицензирование. Таким образом, правила по хранению автотранспорта на муниципальных автостоянках остались единственным документом, который бы регулировал взаимоотношения стояночников и автолюбителей.
Сегодня данный документ морально устарел и некоторые его пункты уже не соответствуют изменившемуся российскому законодательству. Надо заметить, несоответствие обнаружилось не сегодня. Однако за последнее время в него не вносилось никаких изменений, которые могли бы приблизить его к нормам российского законодательства. Сейчас же это делать поздно. Однако в департаменте недвижимости так не считают.
Сейчас там думают, надо разрабатывать новые собственные правила или нет. Специалисты этой структуры считают, что на федеральном уровне не всегда учитывают местные особенности. Хотя правила, утвержденные правительством, распространяются на все регионы, разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и учитывают сложные взаимоотношения владельцев автостоянок с владельцами машин. Более того, они не требуют разработки каких-то дополнительных решений. Так что вопрос принятия омских правил хранения машин на стоянках спорный. Соответственно, пока неизвестно, как будет звучать пункт в договоре аренды, касающийся исполнения правил. То ли он будет гласить, что владельцы омских заправок должны обязательно выполнять федеральные правила, то ли — муниципальные, а может быть, и те, и другие.
Что касается самих правил, то для владельцев автостоянок это своеобразный удар ниже пояса. В них нет практически ни одного пункта в их пользу. Об этом свидетельствует даже тот факт, что в документе не прописана ответственность автолюбителя за нарушение условий хранения. Все возложено на владельца стоянки. Основное условие правил — заключение договоров между хозяином машины и владельцем стоянки. Качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям договора. Кроме того, ставя машину на стоянку, необходимо, чтобы ее там осмотрели «с ног до головы» и составили акт, в котором будет отражено ее истинное техническое состояние. Рассказывать более подробно о правилах, думаю, нет смысла. Договорные отношения — это в нем главное. Имея на руках договор, решать возникающие проблемы всегда легче.
Вообще есть мнение, что данные правила станут своеобразным заменителем лицензирования и приняты как дополнение к Закону о лицензировании отдельных видов деятельности. К сожалению, пока трудно сказать, как отнеслись к правилам омские стояночники. О документе еще мало кто знает. Даже в том же департаменте недвижимости с ним еще практически не знакомы и поэтому не успели проинформировать о них владельцев автостоянок.
Для кого данный документ не стал неожиданностью, так это для владельцев государственных стоянок. В Омске таковых несколько, и все они в основном принадлежат Омскому областному совету Всероссийского общества автомобилистов (ВОА). Некоторые из них уже давно работают со своими клиентами по договору, который заключается исключительно по желанию клиента. Во всяком случае, именно так сказали мне в ВОА. Заключают договоры и на стоянках, которые принадлежат Хозмебельстрою. Правда, там руководствуются при заключении договоров неким постановлением правительства, датированным 1998 годом и регламентирующим деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта. Найти нечто подобное по системе «Консультант плюс» не удалось. Впрочем, теперь всем владельцам стоянок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, надо будет руководствоваться едиными правилами.