Наталья Басова "Мы постоянно расширяем свой бизнес и набираем новых сотрудников"

Дата публикации: 15 ноября 2002


— Получается, что вы начали работать по программе ЕБРР задолго до организации в Омске филиала, который сейчас возглавляете?

— Да, фактически я не меняла место работы с весны 1998 года. В то время Фонд поддержки малого бизнеса кредитовал своих заемщиков при посредничестве банков-партнеров. В Омске это были филиалы Инкомбанка, Мосбизнесбанка, «Российского кредита», Сбербанка и СБС-АГРО. Программа успешно развивалась, количество клиентов росло.

— В августе 1998 года в очень тяжелом положении оказались те, кто получил
— кредиты в иностранной валюте. А какие кредиты выдавались тогда в рамках программы ЕБРР?

— Сбербанк выдавал кредиты только в рублях, остальные наши партнеры предоставляли их как в рублях, так и в иностранной валюте. Действительно, после августовского кризиса многие клиенты оказались в тяжелом положении. Тогда ЕБРР принял решение создать свой собственный банк для того, чтобы продолжить работу с теми, кто получил кредиты в рамках нашей программы.

Мы тогда встречались с каждым заемщиком, искали и находили пути для того, чтобы клиент мог выполнить свои обязательства перед банком. Графики возврата кредитов пересматривались и при необходимости удлинялись на срок от двух до пяти лет.

В настоящее время кредиты в иностранной валюте стали востребованными. Выбор валюты кредита определяется исходя из специфики бизнеса и целей, на которые берется кредит. Долгосрочные инвестиции мы предоставляем только в долларах и евро. Как известно, такие кредиты обходятся значительно дешевле.

С этого года мы предлагаем своим клиентам кредиты сроком до пяти лет по интересным ставкам. Максимальная сумма кредита на одного заемщика или группу связанных компаний составляет 0 000. Срок, сумма, график погашения определяются индивидуально исходя из возможностей бизнеса заемщика. Для сезонных видов бизнеса мы предлагаем нестандартный график погашения задолженности.

— Изменялась ли со временем структура заемщиков по видам бизнеса?

— Она осталась практически неизменной: по количеству полученных кредитов лидирует торговля, по объемам — инвестиции в производство и оказание услуг. Многие наши заемщики, имевшие только торговый бизнес, сейчас открыли собственное производство или начали оказывать услуги.

— Основу ваших заемщиков, видимо, составляют постоянные клиенты?

— Да, люди продолжают брать у нас кредиты во второй-третий-пятый и даже десятый раз. Но мы на этом не останавливаемся, постоянно привлекаем новых клиентов. Сейчас, например, мы проводим акцию по выдаче экспресс-микрокредитов размером от 3000 рублей.

— Но кто придет в банк за такой суммой?

— Скажем, человек, владеющий одним торговым киоском или местом на рынке. Таких клиентов у нас не много, но они есть. Сейчас, как правило, мелкие займы берут у соседей или знакомых, а мы хотим привлечь этих клиентов в свой банк.

— А осваивать потребительское кредитование вы не собираетесь?

— Этот вариант мы сегодня не рассматриваем. Принципиальная позиция акционеров нашего банка — кредитовать только малый и средний бизнес. Именно на эту целевую группу рассчитаны наши технологии. И рассчитаны неплохо: возвратнось кредитов у нас одна из самых высоких — 99%.

— За два года работы омским филиалом выдано более 3000 кредитов. и каждый месяц выдается еще около 200 новых. К концу этого года количество предоставляемых кредитов планируется довести до 300 в месяц.

— Но ведь количество выдаваемых кредитов определяется еще и спросом на них...

— Спрос, безусловно, есть. Мы сейчас совершенствуем свои технологии, чтобы его удовлетворить и обеспечить доступ к кредитным ресурсам максимальному числу представителей малого бизнеса. При этом наш стиль — гибкая тарифная политика и индивидуальный подход к каждому клиенту независимо от размера его бизнеса.

— Среди предпринимателей бытует мнение, что кредит в банке получить сложно.

— Нет, в КМБ Банке это вполне реально. При этом предпринимателям нет необходимости предоставлять огромное количество документов и готовый бизнес-план. Отсутствие кредитной истории не является препятствием при получении кредита. Главное, чтобы у клиента были действующий бизнес и желание его развивать. Выдаются кредиты в минимальные сроки. Так, например, экспресс-микрокредиты предоставляются за 2-3 дня.

— Часто приходится отказывать в выдаче кредита?

— При наличии действующего бизнеса у потенциального заемщика отказы крайне редки.

— Есть ли у вас клиенты в районах области?

— Большая часть наших клиентов — омичи, однако есть и живущие за 100-200 км от города. Дополнительный офис в Калачинске, открытый в 2001 году, к сожалению, не зарекомендовал себя так, как хотелось бы. Мы планируем его закрывать, но от идеи приблизиться к своим потенциальным клиентам не отказываемся.

— Что еще входит в ваши планы?

— Акционеры поставили перед нами задачу — стать образцовым банком, обслуживающим малый и средний бизнес. Для решения этой задачи мы планируем открыть дополнительные офисы филиала на Левобережье и в городке Нефтяников.

Одной из приоритетных задач является обеспечение качественного расчетно-кассового обслуживания. В главном офисе мы планируем открыть дополнительный операционный зал, потому что спрос на банковские услуги постоянно растет и нашим клиентам становится тесно.

Мы приглашаем на обслуживание всех, кого устраивают наши условия обслуживания и пакет предлагаемых услуг. Известность банка в омском регионе растет, нам все больше доверяют и предприниматели, и юридические, и физические лица.

— А что нового вы можете предложить частным лицам?

— Недавно в дополнение к уже хорошо известным омичам вкладам «Фиксированный» и «Кошелек» у нас появился новый вид вклада — «Урожай» с возможностью ежемесячного снятия процентов. Ставки по всем трем видам вкладов одни из самых высоких в городе. Кроме того, летом мы проводили интересную акцию: каждому 21-му вкладчику мы вручали призы — сотовые телефоны, бытовую технику.

Помимо вкладов мы предлагаем частным лицам возможность осуществлять через наш банк денежные переводы, в том числе по системе Western Union. Также хочется отметить, что недавно КМБ Банк стал ассоциированным членом платежной системы Visa, и с начала 2003 года мы планируем предложить своим клиентам пластиковые карты этой системы.

— То есть вы стремитесь приблизиться к классическому типу банка?

— Да. Если раньше мы работали фактически как кредитное бюро, то теперь предоставляем полный спектр классических банковских услуг. Мы постоянно расширяем свой бизнес, именно поэтому организуем новый оперзал, открываем допофисы, набираем новых сотрудников.

— Как вы их отбираете? Каковы ваши требования к претендентам?

— При выборе мы прежде всего обращаем внимание на человеческие качества — скажем, умение работать в команде. Слова «взаимопомощь» и «взаимовыручка» не должны быть чуждыми для этого человека. Главное, чтобы люди были мобильными и энергичными, хотели учиться и стремились чего-то достичь. И уже затем мы уделяем внимание профессиональным навыкам.

Сотрудникам нашего кредитного отдела по 24-26 лет, потому что обычная для КМБ Банка практика — брать людей прямо со студенческой скамьи. Причем не обязательно экономистов или финансистов. У нас есть дипломированные историки и даже профессиональный дирижер. Хорошо зарекомендовали себя выпускники технического университета и ОмГУ. Студентам пятого курса мы предлагаем вакансию консультанта в отделе корпоративного бизнеса.

В нашем головном офисе работает специальная программа «Потенциал»: студенты пятого курса или выпускники вузов проходят годичную стажировку в разных отделах, представительствах и филиалах банка. Цель этой программы — воспитать будущего сотрудника КМБ Банка. Таким образом, наш банк предоставляет молодым людям без банковского опыта шанс получить интересную работу и возможность развития.

— Спасибо за интервью. Желаю вам успешно осуществить все ваши планы!
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/01/1/637560