Жизнь длиной в три затяжки

Дата публикации: 11 февраля 2002

Портрет омских курильщиков в интерьере

Честно сказать, результаты заказанных «КВ» социологических исследований, проведенных ГЭПИЦентром-II в конце 2001 года, внушают известную долю скептицизма по поводу нынешнего благополучия на табачном рынке. Число курильщиков в Омске стремительно сокращается. Причем этот факт не имеет никакого отношения к закону об ограничении курения табака и государственным потугам на этом поприще. Если в 1997 году (по данным аналогичного социологического опроса. проведенного ГЭПИЦентром-II) около 40% горожан позиционировали себя как курильщики, то в 2001 году их число сократилось почти на четверть — до 29% (см. таблицу). Суждение «затрудняюсь ответить» свидетельствует о том, что представители этой группы омичей имеют определенный опыт курения, но курят при этом не регулярно, а потому не могут позиционировать себя в какой-то определенной группе. Интересен тот факт, что в 2001 году снижение числа курильщиков отмечается среди женщин в возрасте 20-39 лет и 50-59 лет. Практически не изменилось соотношение курящих и некурящих омичек 40-49 лет и женщин старше 60 лет. Практически во всех возрастных группах сократилось число курящих мужчин. Не исключено, что за счет естественной убыли. Лишь 45-49-летние омичи не желают сдавать своих позиций и по-прежнему дымят.

Что касается выбора марки сигарет, то пристрастия омских курильщиков с 1997 года изменились очень незначительно. Хотя на сигаретных прилавках наблюдается изобилие и идет постоянное обновление ассортимента производителями табачных изделий, тройка лидеров осталась прежней (см. таблицу). Правда «L&M» и поменялись местами. «Bond» выбирает сегодня каждый шестой омский курильщик. «Прима» по-прежнему остается не только знаковым брэндом, но и общепризнанным элементом омской культуры, поэтому имеет свою почти стабильную целевую аудиторию. Хотя надо отметить, что число поклонников этой марки тоже медленно сокращается. Во многом этот факт объясняется демографической ситуацией. Известно, что среди потребителей «Примы» преобладают мужчины старше 45 лет.

Самые популярные марки сигарет среди омских курильщиков,
в % к общему числу опрошенных

Марки 1997 год 2001 год
«Bond» 11,41% 18,42%
«L&M» 20,65% 6,58%
«Прима» с фильтром и без фильтра 20,11% 16,45%
Другие марки 47,83% 58,55%

И голову посыпал пеплом...

Жестко ограничить права курильщиков государство не может, что бы при этом ни говорили. Зато может прижать к ногтю субъект хозяйственной деятельности — производителя и импортера табачных изделий. Что оно и пытается сделать принятием антитабачного закона. Кстати, статья «Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий» занимает почти половину от всего текста этого закона.

В общем, с 1 января 2003 года будут запрещены производство и импорт сигарет, в которых содержание никотина и смолы превышает допустимые нормы. Нормы эти, разработанные Минздравом, таковы:
— в сигаретах с фильтром — не более 14 мг смолы и 1,2 мг никотина;
— в сигаретах без фильтра — не более 16 мг смолы и 1,3 мг никотина.
Также с будущего года ужесточатся требования к упаковке. Производители обязаны будут указывать количество вредных веществ в одной сигарете, и размещать еще одну (предупредительную) надпись о вреде курения. Произведенные в этом году «неправильные» сигареты можно будет продавать в течение всего 2003 года. Надо отметить, что требования закона к предельно допустимому количеству смолы и никотина распространяются только на сигареты. О папиросах, трубочном табаке, сигарах, сигариллах и прочих табачных изделиях речь в этом пункте не идет. Если основная забота законодателей — наше с вами здоровье, то получается, что вред здоровью наносят исключительно сигареты. Даже странно как-то.

По слухам, принятие закона с такой формулировкой лоббировали транснациональные табачные корпорации. Они папиросы «Беломорканал» не выпускают, и на этот сегмент рынка им глубоко наплевать. А всю сигаретную продукцию мировые табачные монстры еще в прошлом году привели в соответствие с новым законом. Если взять, к примеру, PHILIP MORRIS, то у них даже самый народный брэнд «Оптима» содержит всего 14 мг смолы. А вот для ОАО «Табачная фабрика „Омская“ наступают черные дни. Сигареты „Прима“ не лезут ни в какие ворота гигиенических норм, разработанных Минздравом. Ориентальные сорта табака, традиционно используемые российской табачной промышленностью еще с советских времен, отличаются повышенной смолистостью. А другие марки сигарет, выпускаемые омской табачкой, проигрывают по соотношению цена/качество даже на омском рынке. Остается лишь одна надежда — »Беломорканал", который никто не станет проверять на содержание смолы и никотина...


Дым от сигарет клубится...

Пресловутая статья 6, где говорится о запрещении курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, не более чем холостой выстрел в общем направлении противника. Во-первых, в Омске давно существует местный закон об административных правонарушениях, который запрещает курение в большинстве вышеперечисленных мест. Во-вторых, кроме госслужащих никого это положение федерального закона напрямую не коснется. Любая частная компания может поддержать усилия государства в борьбе с курением табака, а может и наплевать на них. Решение полностью зависит от собственников рабочих помещений. И никто им приказать не может.

А что, в сущности, грозит нарушителям? По мнению юристов ООО «Вайсберг-консалтинг», практически ничего, поскольку «нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством». В ныне действующей редакции Кодекса об административной ответственности (КоАП) за курение в неположенном месте можно оштрафовать на 10 рублей. Причем оштрафовать за курение может только сотрудник правоохранительных органов. Каким образом он окажется на рабочем месте курильщика — загадка. В новой редакции КоАПа, которая вступает в силу с 1 июля, до курильщиков-нарушителей тоже руки не дошли. Вполне может быть, как говорят юристы, что правоотношения в этой сфере вскоре отрегулируют отдельными подзаконными актами.

В общем, неконкретность многих положений закона об ограничении курения табака еще раз подтверждает, что принятие его вызвано экономическими соображениями, а не заботами о здоровье. Табачный рынок будет естественным образом сужаться, поэтому в грядущей конкурентной борьбе за потребителя все способы хороши.

Юрий ЦАРЕГОРОДЦЕВ,
генеральный директор ОАО «Омсксервис»:
— Сам я не курю, и «дурной» пример, видимо, заразителен, сотрудники тоже почти все не курят. Есть один курящий, да и тот собирается бросать. Однако место, оборудованное для курения, у нас есть, потому что кадры меняются, вдруг курящие придут.

Юрий БАЛДОВ,
директор гостиницы «Турист»:
— К курящим людям я отношусь нормально, потому, как сам курил еще месяц назад, но сейчас бросил. Некоторые наши сотрудники курят, и для них у нас есть специальное место для курения.

Надежда РЫЛОВА,
директор кафе «Сэра»:

— Сама я не курю и отношусь к этому отрицательно. Но от курящих людей никуда не денешься, и поэтому, естественно, у нас есть место для курения. Бывает так, что клиенты, прежде чем заказать столик, спрашивают, можно ли у нас курить, и только потом делают заказ.


Андрей ФЕДЧИШИН,
директор ООО «Остров-Омск»:
— К курящим я отношусь нормально, потому что сам курю. Место для курения у нас есть — на улице.

Сергей ПОВАРЕНКОВ,
директор ЗАО «Позитрон»:
— Сам я не курю, ну а те, кто курит, пожалуйста, пусть курят. На нашем предприятии, конечно, есть специально отведенные места для курения.

Ольга ВЯТКИНА,
главный врач ООО «Медицинский центр „ДАС“:
— Я не курю и никогда не курила. К тем, кто курит, отношусь терпимо. Ну а место, отведенное для курения, у нас было всегда, независимо от закона.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/02/5/zhizn_dlinoy_v_tri_zatyazhki