Совещание приурочили к проходящему сейчас в Омске месячнику по защите прав потребителей. И это не случайно: ведь, по мнению контролирующих органов, подавляющее большинство нарушений в сферах торговли и услуг происходит именно попричине низкой квалификации кадров. Чувствовалось, что кадровая проблема очень волнует предпринимателей, поэтому обсуждение было долгим и часто переходило в острые дискуссии, необычные для подобных мероприятий. Прежде всего предпринимателей не устраивает качество подготовки кадров. Ведь в магазины или ателье берут, по преимуществу, не кого попало, а людей. имеющих соответствующие документы. Однако запись в этих документах часто не соответствует истинному уровню квалификации. Действительно, каких «мастеров» могут выпускать краткосрочные курсы, на которых подготовка продавца или даже повара 5 разряда занимает от 5-6 дней до... 2-3 часов. Вот предприниматели и возмущаются: почему выдают лицензии подобным «образовательным учреждениям». Увы, насколько известно корреспонденту «КВ», эти гневные разговоры ведутся уже больше двух лет, но изменения происходят только в худшую сторону: всевозможные курсы быстрого профессионального обучения множатся и крепнут.
Безусловно, проблема не только в названных заведениях, готовящих скоротечных мастеров. Один из участников «круглого стола» привел пример: недавно его фирма набрала через кадровое агентство 26 тщательно, казалось бы, отобранных продавцов с «нормальным» базовым образованием, вплоть до торгового института. А через месяц с 20 новыми работниками пришлось расстаться: они не соответствовали требованиям компании и не смогли работать в команде. О работе некоторых кадровых агентств, которые берут за свои услуги очень хорошие деньги, разговор особый. Главная же здесь проблема: не устраивающий предпринимателей уровень подготовки, которую дают и в «долгосрочных» учебных заведениях: лицеях, колледжах, институтах. Прежде всего сохраняется большой разрыв между полученными теоретическими знаниями и практикой. Так что, скажем, молодого человека, получившего диплом повара высокого разряда, после устройства на работу в ресторан никогда сразу же не поставят к плите готовить мясо по-французски, а поначалу отправят чистить картошку. Присутствовавшие на встрече руководители омских колледжей с критикой в свой адрес, в основном, согласились. Но выдвинули бизнесменам встречную претензию: а где прикажете проходить практику нашим студентам, вы же их берете очень плохо? В конце концов сошлись в желании активнее идти навстречу друг другу и как можно быстрее закрепить на бумаге в форме договоров между фирмами и учебными заведениями. И тогда студенты это желание еще на практике смогут освоить процесс чистки картошки и перейти к самостоятельному приготовлению блюд.
И, наконец, главный, по мнению многих участников «круглого стола», аспект кадровой проблемы — это поднятие престижа профессии работника торговли и сферы услуг. Недолгое время, когда дети почти поголовно высказывали желание стать в будущем не космонавтами, а продавцами коммерческих киосков, уже закончилось. Поэтому, как считают предприниматели, комплектование торговых учебных заведений снова идет по остаточному принципу: не поступил на юридический или в политех — что ж, придется на продавца учиться. Чтобы изменить ситуацию, нужно воссоздание системы профориентации в школах — разумеется, не в таком виде, как раньше, а на современном уровне. Тогда можно будет начать подготовку к профессии продавца чуть ли не с первого класса.К сожалению, ждать придется еще долго. А до тех пор придется довольствоваться той ситуацией с кадрами, которая сегодня есть, когда от нужды порой приходится брать на работу продавцами кого угодно, лишь бы была санитарная книжка.