В Омске зреют религиозные конфликты

Дата публикации: 27 февраля 2002

Почти каждый третий омич отрицательно относится к возрождению индуизма, а каждый четвертый — к возрождению ислама

Современный конфессиональный расклад в Омской области во многом типичен для большинства российских регионов. С другой стороны, Омск известен как крупный религиозный центр страны. Омско-Тарская епархия — одно из немногих подразделений Русской Православной Церкви, возглавляемая иерархом в сане митрополита. В Омске находится Духовное управление мусульман Сибири, здесь же располагаются межрегиональные административные центры ряда протестантских деноминаций. В последнее время Омск стал известен и как заметный очаг нетрадиционной религиозности — достаточно вспомнить феномен Окунева. Выделяется Омская область и в том отношении, что губернская власть определила содействие возрождению духовности и религиозных традиций в качестве приоритетов своей политики. В связи с этим результаты проведенного ГЭПИЦентром-II опроса омичей с целью выявления их конфессиональных предпочтений представляют существенный интерес не только с сугубо краеведческих позиций, но и для более адекватного осмысления религиозной ситуации в России в целом.
Пожалуй, самая большая неожиданность проведенного исследования — высокая доля респондентов, отрицающих, что религия в Омской области возрождается. Подобный скепсис выразили 23,6% опрошенных, то есть почти каждый четвертый омич. Примечательно, что сомнения относительно набожности нынешних жителей города на Иртыше особенно распространены среди женщин старше 60 лет — а ведь именно этот контингент традиционно считается основным носителем религиозного мировоззрения. Все это побуждает еще раз задуматься над тем, насколько соответствуют реальности расхожие мнения о масштабах и необратимости обращения к религии омичей (и — шире — россиян).
Что же касается конфессиональных приоритетов населения Омска, то в этом отношении опрос никаких сенсаций не породил: проведенное исследование еще раз подтвердило безоговорочное доминирование православия среди всех остальных вероисповеданий, представленных на территории области. Возрождение православной веры приветствуют 69,2% среди тех опрошенных, кто признает факт возрождения религии в Омском Прииртышье, и только 6,2% респондентов из этой группы выразили свое отрицательное отношение по этому поводу. В поддержку православия преимущественно высказались женщины. Из общего фона выбивается возрастная группа от 25 до 34 лет: здесь, пусть и не намного, сочувственно относящихся к православию больше среди мужчин, чем среди женщин.
Возрождение ислама позитивно оценивают только 27,2% опрошенных омичей, уверенных, что религия в нашем регионе возрождается. Доля лиц, которым усиление позиций мусульманства не по душе, лишь немногим меньше — 24,6%. Еще в большей степени общественному мнению омичей присуще неприятие иудаизма. Если одобрительное отношение к возрождению иудейской религии выразили 20,8% респондентов (опять-таки из числа омичей, не сомневающихся в возрождении религии в Омской области), то против ее активизации выступили 29,8%. Стоит отметить также, что по отношению к исламу и иудаизму не смогли однозначно определить свою позицию значительно больше омичей, чем по отношению к православию.
Остальные религии и вовсе не вызывают особого интереса и симпатий среди населения Омска. Их поддержка выражена лишь в единичных суждениях (в общей сложности это примерно 0,6% респондентов указанной категории). Помимо православия, ислама и иудаизма, назывались протестантизм (без указания конкретных деноминаций) и кришнаизм. Как видим, поистине титанические усилия бесчисленных проповедников и миссионеров, не жалеющих ни сил, ни колоссальных средств на напористую рекламу новых культов и сект, не дали мало-мальски существенных плодов. Проведенный ГЭПИЦентром-II опрос подтвердил репутацию омичей как людей консервативных, придерживающихся традиционных ценностей и не падких на новомодные веяния парарелигиозного характера.
Итак, духовный климат в Омске определяют крупнейшие традиционные религии — православие, ислам и иудаизм. Подавляющее большинство горожан находит для себя опору в православной вере. При этом отношение основной массы омичей к исламу и иудаизму, выразимся дипломатично, сдержанное. И это еще один результат опроса, не вписывающийся в господствующие стереотипы. Мы привыкли считать, что Омск — один из немногих, к сожалению, регионов России, отличающихся политической стабильностью, высоким уровнем толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Да, в Омске до сих пор не наблюдалось более-менее серьезных конфликтов на религиозной почве, однако результаты проведенного исследования не дают повода расслабляться. Предпосылки для социально опасных эксцессов в результате межрелигиозной розни у нас все-таки есть. И потому остаются по-прежнему актуальными прописные истины из учебников по научному атеизму советских времен: работа с верующими требует высшей степени деликатности и щепетильности, любые резкие движения, любое неосторожное слово в сложнейшей сфере межрелигиозных отношений чреваты непредсказуемыми последствиями. Помимо прочего это означает, что вопрос об организации в Омске масштабного профессионального социологического мониторинга в конфессиональной сфере не просто созрел — он давно уже перезрел.


В. ЯШИН, эксперт ГЭПИЦентра-II.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/02/8/v_omske_zreyut__religioznie_konflikti