Банкротят хозяина Омскшины

Дата публикации: 28 марта 2002

Вертикаль накрылась медным тазом

С 8 января находятся в Бутырской тюрьме президент СИБУРа Яков ГОЛДОВСКИЙ и его заместитель Евгений КОШИЦ. При аресте их обвинили в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УПК). Позднее Генпрокуратура переквалифицировалаобвинение на ст. 160 ч.3 УПК: присвоение, хищение чужого имущества, вверенного обвиняемому, в крупном размере.

Истинной причиной ареста стала дополнительная эмиссия, решение о которой акционеры нефтегазохимической компании приняли 7 мая 2001 года. Шесть триллионов акций должны были разместиться по закрытой подписке среди ограниченного круга юридических лиц. Главный акционер СИБУРа ОАО «Газпром», чтобы не потерять контрольный пакет акций(сейчас 50,66%), должен был оплатить свою долю в новой эмиссии деньгами и активами на 24,3 млрд. рублей. Остальные 23,7 млрд. предполагалось оплатить акциями 17 химических компаний, уже находящихся под управлением СИБУРа. Среди них — ОАО «Омскшина», ОАО «Ярославский шинный завод», ОАО «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Уралоргсинтез» и другие. Похоже, нефтегазохимическая компания собиралась выстроить единую управленческую вертикаль, как это сделали до нее Сибнефть, ЮКОС и другие.

Специально к этому мероприятию Омскшина провела 12 сентября 2001 года внеочередное заочное собрание акционеров, на котором принято решение «освободить лицо, которое самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом приобретает 30 и более процентов размещенных акций общества, от обязанности предлагать другим акционерам продать принадлежащие им обыкновенные акции общества».

Shilo Ltd na Milo corp.

Впрочем, реальное присутствие в уставномкапитале «дочек» материнской компании можно только приветствовать. И по сию пору номинальными хозяевами омского шинного, например, продолжают числиться ряд оффшорных компаний, зарегистрированных на определенного рода островах. Они периодически сменяют друг друга, неизменно голосуя за кандидатуры в совет директоров из числа вице-президентов СИБУРА или его аффилированного лица — ЗАО «Газонефтехимическая компания» (ГНК).

В сентябре прошлого года, скажем, своей доли в ОАО «Омскшина» лишились Cosmos Eguity Holdings corp. (было 14,5% от уставного капитала, стало 0%) и Pagrun Holding Jnc. (было 7,8%, стало 0%), зато появились два новых хозяина — Intertrade European Holdings Limited (было 0%, стало 14,5%) и Mallim Grading Limited (было 0%, стало 5,6%).

Сейчас уже трудно понять, зачем произошла эта смена собственников: или для того чтобы подготовить акции Омскшины к продаже СИБУРу, или, наоборот, чтобы увести их подальше и скрыть. Вся работа по выстраиванию газохимикошинной вертикали пошла насмарку.

Президент СИБУРа Яков ГОЛДОВСКИЙ не учел смены власти в ОАО «Газпром»

Жалко стало 24 миллиардов

Понятно, что химические и шинные предприятия России СИБУР покупал на деньги или под гарантии Газпрома. Впрочем, одни только деньги без яркого менеджерского таланта ГОЛДОВСКОГО тоже не сыграли бы своей роли. До него единую структуру — ООО «Объединенные шинные заводы» попытались сделать ЮКОС и «Русские инвесторы». Но у них ничего не получилось. Они, в частности, рассорились с директором Ярославского шинного завода Николаем ТОНКОВЫМ, и тому удалось при поддержке губернатора начать на предприятии процедуру банкротства. Поэтому ЮКОС был вынужден продать свои акции шинных и химических заводов (в частности, «Воронежсинтезкаучук») СИБУРу.

За короткие сроки Якову ГОЛДОВСКОМУ удалось построитьмощную компанию из полутора десятков предприятий, выстроенных в технологическую цепочку: от переработки газа до изготовления покрышек. Но проблемой было то, что все они номинально принадлежали множеству не всегда даже пересекающихся между собой мелких и не очень хозяев. Наступила пора выстраивать что-то единое.

Однако руководство ОАО «Газпром» не пожелало вкладывать 24,3 млрд. рублей в увеличение уставного капитала СИБУР. Но очень обиделось, когда тот попытался самостоятельно разместить новые акции — ведь тем самым пакет Газпрома становился меньше контрольного. Решать эту проблему газовый монополист стал силовыми методами: арестом ГОЛДОВСКОГО и его зама, иском о банкротстве СИБУРа.

25 марта 2002 года должно состояться собрание акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об отмене дополнительной эмиссии. Эксперты считают, что это приведет к дальнейшей ликвидации сложившегося нефтехимического холдинга.

Для того чтобы изменить на собрании в нужном для себя направлении устав, Газпрому не хватило своей доли в СИБУРе. Поэтому он провел ряд переговоров с держателями крупнейших пакетов акций. В их числе ОАО «Омскшина», которому принадлежит 4,8% акций СИБУРа (для примера: у ярославского шинного — 24,6%).я

Что будет после собрания и процедуры банкротства с активами СИБУРа — пока неизвестно. Есть мнение, что они будут распроданы. ЮКОС уже заявил, что готов забрать за долги имущество Новокуйбышевской нефтехимической компании. Заместитель председателяправления ОАО «Газпром» Александр РЯЗАНОВ заявил: «Заводы СИБУРа будут проданы, деньги получит Газпром или банки, в которых поручителем по кредитам для СИБУРА выступал Газпром». Причем немалая часть активов нефтегазохимической компании уже заложена Газпрому. Есть ли в перечне залога акции или имущество ОАО «Омскшина», пока неизвестно.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/03/10/bankrotyat_hozyaina_omskshini