Михаил ПЕТЕШОВ,

Дата публикации: 28 марта 2002

6 марта Михаил ПЕТЕШОВ вернулся из Соединенных Штатов Америки, где проходил месячную стажировку по программе IREX «Бизнес для России». Стажировка, предназначенная для молодых российских бизнесменов и топ-менеджеров, проходила в американском городе Итака, штат Нью-Йорк на базе Tompkins Cortland Community College. Как считает Михаил, многое из того, что он увидел по ту сторону Атлантики, пригодится ему в дальнейшем для развития собственного бизнеса.

— Вы окончили известный в Омске гуманитарный лицей со специализацией на иностранных языках. Почему вдруг заинтересовались экономикой?

— Так получилось. Ближе к концу обучения в лицее я вдруг обнаружил у себя некую тягу к предпринимательству. Задумался о том, куда поступать. 1997 год был спокойный, дефолта еще не случилось. Экономисты были у всех на слуху. Менеджеров, маркетологов и тогда уже было достаточно. А вот на управлении персоналом специализировались не многие. Я, конечно, не совсем понимал, что меня ожидает в будущем. Заинтересовала сама новая идея. Я люблю все новое. Пошел в университет, поинтересовался перспективами, проштудировал учебный план — понравилось. В том числе понравилась некоторая гуманитарная направленность.

— Поступили легко?

— Не так чтобы легко, но на бюджетное место баллов хватило. В том году конкурс был не такой большой, как сейчас. Зато учеба давалась все время легко. Не красный диплом, конечно. Я всегда твердо понимал, что мне нужны знания не ради знаний, а для того, чтобы применять их на практике.

— А почему заинтересовал именно этот сегмент бизнеса?

— Совершенно случайно. Когда мы перешли на второй курс, то находились в поиске идей. Горело, в общем, молодым экономистам заниматься реальным делом. Было даже что-то вроде мозгового штурма. Листали все экономические журналы, наткнулись на объявление группы компаний «Глобал-1», где они искали региональных партнеров для распространения нового вида услуг -телефонных «Контакт-карт». Так как карты появились на рынке совсем недавно, то условия для заключения дилерского соглашения были не слишком жесткие. В новосибирском представительстве нам предложили на выбор два варианта: написать бизнес-план и поучаствовать с ним в конкурсе, проводимом «Глобал-1», или закупить определенный объем продукции и попытаться продать его в Омске. А в то время в Омске еще не было технических условий для использования «Контакт-карт». Мы с моей будущей женой выбрали первый вариант и не прогадали. Наш бизнес-план занял второе место на конкурсе, и с нами заключили дистрибьюторское соглашение без всяких финансовых условий. И работаем с тех пор.

— Конкуренция в этом сегменте рынка жесткая?

— За эти годы конкуренты появлялись и пропадали множество раз. Хоть мы и были первыми, но рынок развивается, а это требует определенной гибкости в работе. Мы развивались динамично, но и конкуренты тоже развивались. С некоторыми мы находили общий язык. С некоторыми были небольшие конфликты, но ничего серьезного. Просто возможностей для маневра на этом рынке не много, поэтому каждый искал свои пути привлечения клиентов. У нас самый большой опыт работы как с клиентами, так и с поставщиками. И мы старались не стоять на месте. Причем я не сторонник демпинга. Более того, я считаю, что есть множество других маркетинговых решений, не менее эффективных для развития бизнеса, и более, на мой взгляд, порядочных. Сегодня на омском рынке в сегменте «Контакт-карт» реально работают всего три компании. Это мы, «Фиелма» и еще одна компания, у которой аналогичная по типу услуга, но технологическая база иная. Они используют протоколы IP-телефонии, то есть связь идет через сеть «Интернет». Мы и «Фиелма» предлагаем более традиционные услуги связи с передачей сигнала через оптоволоконные сети.

— Вы ведь специалист по персоналу. Как подбирали кадры в свою компанию, по науке?

— В общем-то, да. По науке. Подбирали персонал из базы данных «Айсек». Мы в то время с женой принимали участие в работе этой общественной организации. Она была президентом, а я вице-президентом по проектам. Там мы в принципе и познакомились. В общем, выбрали подходящие анкеты. Провели собеседование. Сделали еще одну выборку, провели еще одно собеседование. Дальше объяснили условия, заключили контракты. Текучесть персонала у нас, конечно, есть, но очень небольшая. Во-первых, стараемся поддерживать высокий уровень оплаты. Во-вторых, коллектив небольшой, предприятие молодое, есть возможность для развития, персонального роста. Одна сотрудница из тех, кто с нами начинал, уже работает в Великобритании. Еще одна работает сегодня в Германии. Наш персонал, как показывает практика, не выходит на омский рынок труда. Уходят из компании только в том случае, если уезжают за границу.

— Не пробовали расширяться и захватывать соседние сегменты телекоммуникационного рынка?

— Одно время мы были официальным дилером Мобильных систем связи. К сожалению, допустили ряд серьезных ошибок, поэтому приняли решение уйти из этого бизнеса. При существующих условиях мы не смогли бы выполнить те условия, которые ставили поставщики. Отрицательный опыт — это тоже опыт. Зато у нас вернулся интерес к «Глобал-1» мы и добились серьезного роста продаж.

— А сама техническая часть телефонии вас каким-то боком касается или это проблемы исключительно «Глобал-1»?

— По большому счету, мы лишь продаем услугу. За оборудованием следят специалисты «Глобал-1». Но мы делаем все возможное в том случае, если у клиента возникли проблемы со связью. Есть такие компании, которые прямо в договоре отмечают, что в форс-мажорных обстоятельствах снимают с себя ответственность и за качество связи не отвечают. Мы идем по другому пути. То есть не снимаем с себя ответственности и стараемся максимально быстро решить все возникающие проблемы. Я не могу дать стопроцентную гарантию, что оборудование не даст сбоев. Железо- есть железо. Но люди работают на совесть. В общем, до сих пор технические сложности были связаны лишь с расширением возможности канала. Устанавливается новое оборудование, которое приходится некоторое время тестировать.

— Как совмещалась работа с учебой?

— С трудом, честно говоря. Работать приходилось много, да и учеба отнимала силы. Особенно в период сессии. Хорошо, что меня жена подстраховывала. Теперь, думаю, будет проще. Хотя не совсем уверен. Скоро будем открывать еще одно направление, не связанное с телекоммуникациями, но это будет уже другая компания, в которой руководить будет жена.

— Обычно руководители компаний любят контролировать бизнес-процесс до мелочей. Именно это и пожирает основное время топ-менеджера...

— Лично я доверяю своему персоналу. Работники мобильны, самостоятельны и могут принимать решение. Вообще проблема нежелания и неумения делегировать полномочия стоит в российском бизнесе очень остро. Желание контролировать все естественно для руководителя. Но голова одна, а информации много, поэтому топ-менеджер должен сконцентрироваться на основных направлениях, на главных вопросах, а рутинную работу, не требующую креатива, доверять сотрудникам. И не заниматься, естественно, мелочными проверками ее исполнения.

— Ваша семейная жизнь — это продолжение работы?

— Ни в коем случае. Мы с женой четко разделяем рабочее и внерабочее время. И дома стараемся о работе не говорить вообще. В законный выходной нужно отдыхать.

— А чем, кстати, предпочитаете заниматься на досуге?

— В кинотеатры, театры, дискотеки, кафе и прочие культурные места любим ходить. Я люблю хороший качественный звук в кинотеатре. Люблю заниматься спортом. Плаванием занимался когда-то профессионально. Когда поступил в университет, то большой спорт пришлось бросить. Выбор сделал в пользу бизнеса. Но и сейчас плаваю в свободное время. В футбол играю летом. В Штатах когда был, то поиграл в гольф на гольф-симуляторе. Очень захватывает. Висит такой большой экран в комнате, как в кинотеатре, к нему есть специальное оборудование, компьютер. Мяч посылаешь в этот экран, на котором имитируется поле для гольфа, и компьютер отображает траекторию полета мяча. Вот думаю теперь: как бы что-то похожее сделать в Омске. Что еще люблю? С друзьями люблю общаться. У нас с женой довольно широкий круг друзей. Андрей АКСЕНОВ, к примеру, финансовый директор ОАО «Омский бекон» был у нас свидетелем на свадьбе. В общем, все наши друзья — это молодые экономисты, люди с близкими интересами. Нам друг с другом общаться очень интересно. Мало того, даже дети в компании наших друзей появились у всех почти одновременно — с августа по октябрь 2001 года.

— От стажировки в Америке какие впечатления остались?

— Очень хорошие. Америка для российских экономистов — особый разговор. Мы ведь учились на их опыте. Это и чикагская, и бостонская школы менеджмента. Вся наша теория для них ежедневная практика. Это очень интересно увидеть своими глазами. В наших экономических условиях их опыт приходится конечно изменять, оптимизировать, так сказать, под российские реалии. Думаю, что часть из опыта полученного в Штатах я обязательно буду применять в своей практике. Те же методы управления персоналом, к примеру.

— Спасибо за интересную беседу, успехов вам в делах.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/03/11/mihail_peteshov_