В сентябре 1997 года губернатор в своем распоряжении поручил финансовому управлению администрации Омской области (ныне комитет финансов и контроля) предоставить «Полету» бюджетную ссуду в размере 7,5 млрд. рублей (неденоминированных) на выплату зарплаты работникам. В соответствии с распоряжением предприятие и финансовое управление заключили 7 октября 1997 года договор, по которому «Полет» должен был вернуть ссуду до 25 декабря этого же года.
Однако производственное объединение не вернуло долг в срок. Что, впрочем, неудивительно, поскольку тогда у «Полета», как и у многих предприятий ВПК, значительно уменьшился объем госзаказа. Чтобы не шли проценты за просрочку выплаты задолженности, руководство ПО «Полет» обратилось к финансовому управлению с просьбой пролонгировать договор. В результате срок возврата ссуды были перенесен сначала до 31 декабря 1997 года, а затем аж до первого июля 1999 года.
Основную сумму долга по бюджетной ссуде и проценты по ней производственное объединение погасило. Правда, лишь первого марта 2000 года. Казалось бы, проблема решена: деньги выплачены. Но в договоре, заключенном между «Полетом» и комитетом финансов и контроля, было указано, что если предприятие нарушит срок возврата ссуды, то должно будет платить штраф в размере 0,5 % от суммы фактической задолженности за каждый день просрочки и 0,5 % от суммы неуплаченных в срок процентов.
Поэтому комитет подал в январе 2001 года иск в арбитражный суд с требованием взыскать с «Полета» 18 млн. 613 тысяч рублей по штрафам, начисленным за просрочку исполнения обязательств. Хотя, в принципе, от требования можно было бы и отказаться. Ведь именно тогда производственное объединение осваивало выпуск самолетов АН-3Т (на что нужны немалые деньги) и губернатор всячески выказывал свою поддержку этого проекта. Более того, в то время шли разговоры о том, чтобы «Полет» занялся производством самолетов АН-70.
Суд удовлетворил иск комитета, снизив сумму штрафа до 2 млн. 316 тысяч рублей. Кроме того, обязал «Полет» заплатить в федеральный бюджет госпошлину в размере 100 000 рублей. С таким решением суда предприятие не согласилось и подало апелляционную жалобу, попросив уменьшить размер госпошлины до 23 183 рублей. Аргументировал «Полет» это тем, что суд, уменьшив сумму штрафа, не снизил размер государственной пошлины, а она рассчитывается пропорционально заявленной сумме иска. Кроме того, указал в жалобе, что «неустойка трансформировалась из предусмотренного законодательством способа обеспечения обязательства в средство недобросовестного обогащения за счет разорения должника».
Апелляционная инстанция приняла аргументы ПО, но не все. Размер неустойки был снижен с 2 млн. 316 тысяч до 1 млн. 100 тысяч рублей. А вот сумму госпошлины снизили только до 88 403 рублей.
