Уставы акционерных обществ необходимо изменить

Дата публикации: 12 мая 2002

Что день грядущий нам готовит

Анализируя уже публикующиеся повестки дня годовых общих собраний акционеров, можно отметить, что в некоторых АО почему-то не собираются вносить изменения в устав. Это чревато тем, что акционерам придется собираться еще раз, уже на внеочередное собрание. Нужны ли вам эти дополнительные расходы?

В новой редакции Закон «Об акционерных обществах» изменился кардинально. Перераспределена компетенция всех органов управления обществом, изменены порядок и сроки созыва общего собрания акционеров, жестко определены требования к повестке дня. Изменены нормы, касающиеся крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Новые требования предъявляются к порядку увеличения уставного капитала, к процессу реорганизации. И в учредительных документах, соответственно, потребуются серьезные изменения.

Первый нюанс, на который хотелось бы обратить внимание руководителей АО: новая редакция закона четко определяет круг вопросов, по которым общее собрание акционеров принимает решение «квалифицированным большинством» (более трех четвертей голосов акционеров). Этот перечень вопросов отличается от ранее действовавшего, поэтому если ваш устав «копировал» закон об АО в прежней редакции, то он уже требует корректировки. В частности, решения о внесении поправок в устав, реорганизации и ликвидации общества, о приобретении обществом размещенных акций могут теперь приниматься только тремя четвертями голосов акционеров.

Во многих уставах, соответствующих старой редакции закона об АО, предусматривалась возможность выплачивать дивиденды ежеквартально или раз в полгода. С 1 января 2002 года акционерное общество вправе принимать решение о выплате дивидендов по размещенным акциям только один раз в год. Никаких промежуточных выплат закон не допускает. К тому же решение о выплате дивидендов должно содержать сроки, в противном случае, дивиденды должны быть выплачены акционерам не позже чем через 60 дней с момента принятия решения.

Изменились требования к такой процедуре, как подготовка и проведение общего собрания акционеров. Во многих АО эта процедура детально расписана в уставе, поэтому придется вносить изменения и в этой части. Более четко сформулированы вопросы, которые должны быть включены в повестку дня годового общего собрания, установлены жесткие сроки для сообщения об общем собрании, уточнено содержание сообщения. В новой редакции закона, в частности, изменены сроки составления списка лиц, имеющих право принимать участие в общем собрании акционеров АО. Если раньше список нужно было составить не позже чем за 60 дней до даты проведения собрания, то теперь не позже чем за 50 дней. Кстати, со списком акционеров имел право ознакомиться акционер, владеющий крупным пакетом акций (не менее 10% голосов). Теперь достаточно быть владельцем 1% голосующих акций, чтобы в трехдневный срок вам представили список лиц, принимающих участие в общем собрании акционеров. А владельцы 2% голосующих акций получили право вносить более 2 вопросов в повестку дня годового собрания и выдвигать своих кандидатов в органы управления обществом, а также в совет директоров, избираемый на внеочередном собрании кумулятивным голосованием. Все эти изменения упрощают мелким акционерам задачу по защите своих прав.

Много изменений в процедуре увеличения уставного капитала, которые тоже должны найти свое отражение в уставах АО. В интересах миноритарных акционеров заметно ограничили полномочия в этих вопросах советов директоров компаний и крупных акционеров. К примеру, решение о размещении дополнительных акций в рамках объявленных (предусмотренных уставом) принималось раньше советом директоров АО простым большинством голосов. Теперь для этого понадобится единогласное решение всех членов совета директоров. Также совет директоров больше не вправе принимать решение об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций общества. Такое решение вправе принять только общее собрание акционеров. Если в уставе определены количество, номинальная стоимость и категории (типы) объявленных акций, то в уставе необходимо закрепить права, предоставляемые акционерам различными категориями акций компании. В противном случае общество не в праве размещать дополнительные акции.

Более подробно регулируется процедура реорганизации акционерного общества. Законодательно введена новая форма для реорганизации АО путем разделения и выделения. Каждый акционер, голосовавший против или не принимавший участие в голосовании о реорганизации общества, должен будет получить акции каждого из новых АО, выделившихся из старого общества. Количество новых акций должно быть пропорциональным количеству акций реорганизуемого АО. Введена также новая форма реорганизации — преобразование по единому решению акционеров в некоммерческое партнерство.

Внесены изменения в понятие крупная сделка. Напомним, что таковой считается любая сделка, связанная с приобретением или отчуждением (возможностью отчуждения) обществом имущества, стоимость которого превышает 25% балансовой стоимости активов АО. К таким сделкам законодательство впервые относит залог, кредит, заем и поручительство. Сделки, которые превышают по стоимости 50% балансовой стоимости активов по прежнему имеет право одобрять только собрание акционеров. Если стоимость сделки от 25 до 50% балансовой стоимости активов, а совет директоров не достиг единогласного решения по этому вопросу, то решение может принять общее собрание акционеров простым большинством. Если в уставе предусмотрено иное, то необходимо будет внести в него поправку.

Вступили в силу изменения в системе ведения реестров, необходимость в которых назрела уже давно. До 1 июля все АО с числом акционеров больше 50 обязаны передать ведение своих реестров компаниям-регистраторам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, имеющим соответствующую лицензию на ведение реестров. Причин для этого множество. Как показывает практика проверок ФКЦБ, общества, которые ведут реестр акционеров самостоятельно, зачастую действуют в интересах своего менеджмента, а не акционеров.

Типовой или индивидуальный устав?

Изменений и дополнений в уставе так много, что если их вносить, то документ может получиться неудобочитаемый, а с таким уставом просто невозможно будет работать. Гораздо рациональнее будет принять на общем собрании акционеров устав в новой редакции. Но и здесь есть варианты. Можно воспользоваться типовым уставом, который разработан некой юридической фирмой. При этом стоит учесть, что в каждом реальном АО всегда существует конфликт интересов, особенно при наличии различных групп акционеров (держателей контрольного пакета, блокирующего пакета, мелких акционеров). Всегда есть противоречия между различными акционерами, членами совета директоров и генеральным директором. Противоречия эти объективны. Устранить их невозможно, но можно учесть при разработке конкретной редакции устава.

Если тщательно проанализировать новую редакцию закона об АО, можно увидеть, что при разработке устава во многих случаях можно предусмотреть различные варианты (не менее двух) поведения акционеров, функционирования общества и его органов управления. Опытный консультант сможет в каждом из этих случаев предложить оптимальный вариант для вашего АО. Конечно, результат будет зависеть и от квалификации специалиста, и от того, кто станет заказчиком — генеральный директор, председатель совета директоров, группа акционеров или кто-то еще из заинтересованных лиц. Не секрет, что заказчик и определяет основные требования к уставу. Впрочем, все равно решать вам, господа акционеры.

Рассмотрим типичные ситуации на примерах. Большинство акционеров закрытых АО привыкли к тому, что обладают преимущественным правом на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого АО. При этом они распределяют эти акции пропорционально тому количеству, которое у них уже имеется. Но п. 3 ст. 7 Закона «Об акционерных обществах» дает возможность предусмотреть в уставе другой механизм перераспределения, который может увеличивать дифференциацию в структуре акционерного капитала. Все зависит от того, какую цель поставить.

На первых этапах приватизации и в 1996 году после принятия первой редакции закона об АО сложилась очень интересная практика. В подавляющем большинстве обществ акционеры старались отдавать решение максимального количества вопросов общему собранию акционеров. Таким вот образом проявили они извечное недоверие к начальству. Получился казус: акционеры не доверяли совету директоров, который сами же избрали, поэтому все мыслимые и немыслимые вопросы старались решать прилюдно — в митинговой манере. При этом не учитывалось, что «базар» не лучший способ корпоративного управления, а оперативность решения вопросов оставляет желать лучшего (срок созыва общего собрания — 30 дней). К чему привела такая политика во многих АО — хорошо известно. Захотят ли акционеры в очередной раз наступить на те же грабли?

Большое количество норм закона связано с принятием решений на общих собраниях акционеров. Большое количество вопросов требует одобрения большинства — 75% от всех акционеров, участвующих в собрании. Но закон предусматривает иное. В своем уставе акционеры могут записать, что ряд важных вопросов требует, к примеру, одобрения 90% присутствующих на собрании акционеров. Однако при этом следует помнить, что такое решение приведет к уменьшению размера блокирующего пакета. Иначе говоря, можно будет заблокировать решение общего собрания, обладая меньшим количеством голосов.

Наилучший вариант, если устав предоставляет обществу, его акционерам и органам управления и контроля как можно большую возможность для маневра. Если уставом может быть предусмотрена возможность уменьшения уставного капитала путем приобретения и погашения части акций, то следует эту возможность предусмотреть. Жизнь — она длинная. Мало ли как все обернется. Или другой пример. Количественный состав совета директоров может определяться уставом, а может определяться решением общего собрания. Если записать в устав, то любое изменение в совете директоров должно быть оформлено внесением изменения в устав общества (а это 75% голосов на общем собрании и регистрация в регистрационной палате). В общем, не стоит жить лишь сиюминутными интересами. Нужно всегда смотреть в перспективу. И при этом чуть больше интересоваться «скучными вопросами» корпоративного права.

Александр МИХАЙЛОВ,
генеральный директор ОАО «Земля».


Справка «КВ»

ОАО «Земля» — профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеет лицензию на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами. Рейтинг надежности для некредитных организаций «В++» (достаточная надежность) по классификации НАУФОР (на 1 января 2002 года).

Компания работает в широком диапазоне корпоративного управления и корпоративного права.
— реализация инвестиционных программ и проектов
— разработка учредительных документов АО;
— разработка внутренних документов АО;
— приведение учредительных документов в соответствие с новыми требованиями законодательства;
— подготовка документов для эмиссии ценных бумаг АО;
— подготовка отчетности АО для Омского РО ФКЦБ;
— подготовка и проведение любых корпоративных действий (реорганизация, слияние, поглощение, присоединение, защита от враждебного поглощения, формирование пакетов акций и прочее);
— подготовка и проведение общего собрания акционеров АО;
— управление активами;
— иные консультации по вопросам корпоративного права.

Тел. 25-22-59, факс: 25-36-41*
e-mail:zemlya@omsknet.ru
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/04/16/ustavi_aktsionernih_obshchestv_neobhodimo_izmenit