Сбербанк занимает особое место на финансовом рынке как России, так и Омска. Потому вполне понятен интерес омичей ко всему, что происходит в этом банке и вокруг него. 25 апреля в офисе Сбербанка на ул. Маршала Жукова прошла конференция «Новый стиль руководства — новые перспективы сотрудничества». На ней представители юридических лиц и предприниматели — нынешние и потенциальные клиенты банка — смогли познакомиться с новым руководством Омского отделения СБ РФ, из первых уст получить информацию об итогах работы отделения и предлагаемых им услугах, задать свои вопросы. А сегодня возможность поближе познакомиться с новым управляющим Омским отделением N 8634 Сбербанка России Ларисой ЗЕЛЕНОВОЙ, 14 марта 2002 года утвержденной в этой должности, получают все читатели «КВ».
— Лариса Николаевна, как получилось, что вы переехали работать в Омск?
— Переезд был для меня совершенно неожиданным. В 5 часов вечера мне позвонили и сказали, что завтра надо быть в Москве, у президента Сбербанка, для решения вопроса о принятии дел в омском отделении.
— Налево кругом, шагом марш?
— Да! У нас так и делается: надо — значит, надо. Естественно, я полетела в Москву и была представлена всем руководителям подразделений Сбербанка России на заседании правления. Все проголосовали единогласно за то, чтобы направить меня исполнять обязанности руководителя отделения в Омске.
На сборы мне дали один день. Утром в 7 часов я прилетела в Уренгой, а на следующий день в 2 часа уже вылетела сюда — одна, без семьи. Через полтора месяца я поехала в Москву по делам банка и заодно забрала свою дочь, а потом приехал и муж.
— И как ваш муж воспринял всю эту ситуацию?
— Честно говоря, он Новый Уренгой страшно не любил. Я ведь приехала туда в свое время тоже потому, что НАДО было. А северные климатические условия просто страшные, и ему было тяжело там жить по состоянию здоровья. Мы ставили перед Западно-Сибирским банком вопрос о необходимости нашего переезда в Омск или Тюмень. Мне предлагали работу в самом Западно-Сибирском банке, но получилось так, что я в первый раз отказалась. И в такой ситуации во второй раз отказываться уже не могла.
— Вы вообще были не в курсе, что здесь происходит?
— Немножко о существовавших здесь проблемах я знала, потому что являюсь членом правления Западно-Сибирского банка и бываю на его заседаниях. Там мы рассматривали деятельность этого отделения. Но знала далеко не в полной мере — может, на 50%.
Ничего принципиально нового для меня не было — я принимала отделение в городе Новый Уренгой с точно такими же проблемами. Хотя их масштаб, конечно, был совсем другой. И северная ресурсная база сильно отличается от омской. Там вообще было легко: город небольшой, и всех клиентов мы знали, даже проверять никого не надо было.
Вообще, все эти проблемы — рабочие и решаемые, но требующие согласования и помощи Западно-Сибирского банка и Москвы. А решать все надо было вместе, потому что и финансовый результат был, конечно, убогий, и вообще отделение было в таком состоянии, что...
— В какой мере эти проблемы были вызваны объективными причинами?
— В основном это были совершенно необъективные причины — просчеты определенных людей, неправильно принятые ими решения.
— Бытовало мнение, что главные проблемы у Сбербанка возникли из-за кредитов, выданных областной администрации и под ее гарантии.
— Нет, это была не самая больная проблема и вполне решаемая. Было еще очень много других, связанных с вопросами кредитования. Здесь велась неправильная кредитная политика, а ведь кредиты надо было просто правильно просчитывать и сопровождать. И мы должны знать того клиента, с которым работаем, кому выдаем кредит. Сейчас по вопросам кредитования все проблемы уже сняты. Произошла реструктуризация основного долга — рассрочка платежа.
— Надолго ли? Когда будет окончательно урегулирован этот вопрос?
— Он уже урегулирован! Нам все долги вернули. На сегодня результаты мучений нашего коллектива уже имеются, и неплохие результаты. Работы, конечно, еще предстоит очень много, и не только с администрацией. Проблемы тоже есть, и их надо потихоньку решать.
— И что это за проблемы?
— Скорее, это просто текущие дела. У нас произошла реструктуризация, то есть раньше мы были областной банк, а сейчас — отделение, и к нам в августе были присоединены еще отделения Ленинского, Октябрьского районов и городское. Поэтому сейчас возникают вопросы связи, автоматизации и другие, связанные с объединением.
— А как сейчас строятся отношения с сельскими районными отделениями? Ведь раньше они были подчинены областному банку, а теперь вы одного ранга с ними и в то же время курируете какие-то вопросы их деятельности.
— Да, решением правления Западно-Сибирского банка установлен перечень вопросов, которые мы продолжаем курировать. В частности, мы здесь рассматриваем вопросы выдачи ими кредитов свыше определенного лимита. А вообще отделения подчиняются теперь непосредственно Западно-Сибирскому банку.
На сегодня у него 62 таких отделения в Тюменской и Омской областях. Территория огромная, и не так скоро посетишь все отделения. Но в январе мы совместно со специалистами и начальниками отделов Западно-Сибирского банка проехали семь районов. Посмотрели, в каких условиях люди работают, провели собрания, пообщались с коллективами, узнали их проблемы.
— Я слышала, что в связи с реструктуризацией у вас в банке сократили порядка 200 человек. Как эти сокращения отразились на работе?
— Сокращения, конечно, были. Ведь если раньше здесь курировали сельские районы, собирали всю информацию и так далее, то сейчас эти функции отпали. Но сокращали скоро-быстро и немножечко необдуманно: объемы-то работы в городе остались прежними.
Болезненным остается вопрос сокращения операционно-кассовых работников — тех, кто непосредственно обслуживает население. Сократили и заведующих филиалами, так что у нас сейчас нет людей, организующих работу филиалов. А я считаю, что заведующие филиалами должны быть освобожденными, потому что знаю, как бывший операционист, насколько тяжело работать с населением. (Я ведь тоже не была кабинетным работником — выходила вниз и работала с клиентами. И знала, что у меня творится в оперчастях и филиалах).
Поэтому мы пытаемся восстановить то, что было сокращено, и выходим на Западно-Сибирский банк с письмами и предложениями. Сейчас готовится структура нового штатного расписания.
— На семинаре, посвященном сельхозкредитам, говорили, что в некоторых сельских отделениях один человек ведет порядка шестидесяти кредитных дел и даже больше...
— Больше ста шестидесяти! Но если отделение работает рентабельно и прибыльно, обрабатывает свой фонд оплаты труда (который у нас складывается по нормативам от доходной базы), то можно выйти с ходатайством на Западно-Сибирский банк, представить экономическое обоснование и пройти укомплектацию. Пожалуйста! А вот если отделение убыточно, нерентабельно — это совсем другое дело.
— В Омске много кредитных организаций и открываются все новые. Как вы считаете, не тесно ли им на рынке и насколько серьезную конкуренцию они составляют Сбербанку?
— Здесь в основном тесно тем, кто работает с юридическими лицами. Действительно, клиент может пойти туда, где условия его больше устраивают. Но это же здорово! А что касается физических лиц, то на сегодня 67% всех вкладчиков — в Сбербанке. И конкурентов особых у нас нет.
— Но ведь вы теперь тоже работаете с юридическими лицами. Насколько сложно это дается банку, много лет обслуживавшему только вкладчиков?
— Поначалу были, конечно, проблемы из-за отсутствия опыта. Скажем, в 1991-94 годах было много невозвратных кредитов, да и уровень обслуживания юридических лиц был не на должном уровне. Но жизнь нас научила, и на сегодня все уже отлажено. Сейчас система Сбербанка намного увереннее стоит на ногах, потому что Сбербанк России — это действительно мощь.
— А не сложно работать с таким количеством физических лиц? Хлопот много, суммы маленькие... Нет намерений немного сократить эту работу?
— Нет! Как работали с населением, так и дальше будем работать. Это основное направление для Сбербанка, и меня оно нисколько не смущает. Не можем же мы делать только то, на чем можно выгодно заработать! В концепции развития банка до 2005 года записано: миссия Сбербанка состоит в том, что какой бы клиент ни пришел, мы должны его обслужить культурно, быстро и так, чтобы ему было удобно. Мы должны всех удовлетворить теми банковскими продуктами, которые у нас есть.
— Могут ли ваши клиенты рассчитывать на скорое появление новых продуктов?
— Сами мы новые услуги, продукты не вводим. Но как только в Москве разрабатывают что-то новое, мы сразу же начинаем это развивать. Поэтому все что ни делается сейчас в Сбербанке работает и в Омской области.
— Как вы можете оценить нынешнее состояние омского отделения, его потенциал?
— Финансовое состояние стабилизировалось. За первые три месяца 2002 года остатки на счетах клиентов, которых у нас более 12 тысяч, увеличились с 403 до 428 млн. рублей, прирост вкладов составил 321 млн. рублей. На 1 апреля получено 27 млн. рублей прибыли.
Нам доведены плановые задания на 2002 год, и мы пытаемся настроить коллектив на то, что надо работать — зарабатывать доходы, увеличивать прибыль, создавать определенные фонды для развития материально-технической базы. Мы должны расти, расти, расти... Кадровый потенциал отделения огромный, так что некоторым территориальным банкам и отделениям можно даже поучиться у нас. И работать ему есть над чем.
— Насколько я поняла, ближайшие планы банка определяются в Москве. А ваши личные планы?
— Я на сегодняшний день посетила еще не все филиалы, которые находятся в городе. Мне, конечно, стыдно, больно и обидно, но на все не хватает времени, хотя у меня рабочий день начинается с 8 утра и заканчивается в 9-10 вечера. У нас есть план посещения филиалов с внезапными ревизиями в течение года, и мы стараемся его выполнять. Хочется все посмотреть своими глазами, а удается только один-два филиала в месяц.
Мы проводим обследование филиалов, смотрим, где есть узкие места, что необходимо подтянуть. В 13 филиалах запланировано проведение капремонта, предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы. Мы делаем все для реконструкции кассовых узлов, связанной с новыми требованиями ГУ ЦБ. Монтируем пожарно-техническую сигнализацию, делаем косметический ремонт, приводим в порядок фасады зданий и интерьеры.
— У вас такой долгий рабочий день, что даже как-то неловко спрашивать о личном времени...
— Личная тема вообще закрыта. У меня ребенок, муж, свекровь и маленькая собачка — вот и вся семья. В основном хозяйничает у меня супруг. Потому что он знает, что мне постоянно некогда, видит это и сам решает все домашние проблемы. Времени действительно нет, разве что в субботу-воскресенье. Но потихоньку обустраиваемся на новом месте.
Впрочем, город Омск для меня не такой уж новый. У меня здесь много друзей и родная сестра. И квартира уже была, в которой мы каждый год проводили по две-три недели, когда выезжали с Крайнего Севера в отпуск.
— Есть у вас какие-то личные пристрастия — допустим, спортивные?
— Семья у меня спортивная. Ребенок и муж полностью загружены — у них и бассейн, и спортивные мероприятия, а у меня пока нет на это времени. Бегать, зарядку делать для поддержания здоровья — да, этим мы занимаемся. А по выходным мы с домашними очень любим ездить в деревню, в Азово — пообщаться с друзьями, родственниками, сходить в баню.
— Но впереди-то хоть брезжит какое-то облегчение?
— Думаю, что да. Скоро все встанет на свои места. Я ведь четыре месяца работала без заместителей, и нагрузка была сумасшедшая — приходила домой в 11. Но ведь не могла же я просто так взять людей на эти должности — надо было сначала их узнать, а потом эти кандидатуры должен утвердить ЦБ. Сейчас все вакансии укомплектованы и мы работаем уже в нормальном режиме.
— Как ваша семья все это пережила?
— Нормально. Они привыкли, потому что я на руководящих должностях уже 15 лет.
— Как вы считаете, женщина — руководитель крупной структуры — это в порядке вещей или возможно лишь как исключение?
— Я считаю, что это нормально. Неважно, мужчина это или женщина, если есть определенные способности к руководящей работе.
— Но мы ведь живем в России, и у нас от женщины ждут, что она в первую очередь будет думать о семье и заниматься домашним хозяйством. А как совместить это с руководящей работой?
— Это практически невозможно. Здесь нужно выбирать — либо руководить предприятием, коллективом и получать удовлетворение от своей работы, либо быть чисто домашним человеком. Люди ведь бывают совершенно разные по своему складу. Если бы мне вдруг пришлось сейчас сидеть дома... да я умру просто! У меня отпуск на Севере был 57 дней, и к концу я уже просто мучилась. Не хватало работы, общения. Мне всегда нужно держать руку на пульсе, все должно быть под контролем. Все это — моя жизнь.
Я долго училась — сначала в университете, потом в академии народного хозяйства. Это было очень тяжело совмещать с работой, постоянные командировки... Так дочка меня порой спрашивала: «Ты мне мама или нет?» А теперь она уже привыкла к этому. Все привыкли — семья, родня.
Они знают, что я занята, и никогда не задают мне лишних вопросов, стараются не обременять какими-то проблемами, болячками и всем прочим. И друзья тоже. У меня дом — отдельно, работа — отдельно. Барьер поставила для того, чтобы мной не пользовались, — я к этому очень чувствительна. Так что бесполезно пытаться решать через меня какие-то проблемы.
Дочка у меня — очень самостоятельный и думающий человек. Недавно был такой случай. Обычно меня подвозили близко к крыльцу — так здесь было принято. Я как-то не придавала этому значения, но однажды мы подъехали вместе с ней, и ребенок возмутился: ведь плитка разрушается под тяжестью машины. Это сколько же денег нужно будет потом потратить на ремонт! И мне стало стыдно оттого, что я этого сама не заметила. Теперь машина подъезжает только на стоянку.
Вообще мне очень повезло с близкими: они у меня не капризные и хорошо меня понимают. Все, что у нас есть, нас устраивает. Мы пытаемся сохранить то, что у нас есть, — так и живем.
— Спасибо за беседу! Желаю вам и банку поскорее справиться со всеми проблемами.
— А я хочу поздравить наших клиентов и всех омичей с Днем Победы и пожелать им мира, добра и процветания!
Лариса Николаевна родилась 11 января 1964 года в поселке Сабарда Свердловской области, а затем жила в Казахстане, где ее родители осваивали целину. В 1981 году поступила в Омский финансовый техникум и в 1983 году его окончила по специальности «Учет и оперативная техника в Госбанке».
По распределению приехала в Тюмень, где работала старшим кассиром, старшим контролером в различных сберегательных кассах. С 1985 года — заместитель заведующего Центральной сберегательной кассы (ЦСК) N 29 города Тюмени. В 1988 году ЦСК была реорганизована в Центральное отделение Сбербанка СССР, а Лариса Николаевна заняла в нем должность заместителя управляющего.
В 1989 году возглавила Новоуренгойское отделение Сбербанка СССР N 8369 в Тюменской области, которое в 1991 году стало Новоуренгойским отделением Сбербанка РСФСР — подразделением Тюменского банка Сбербанка России (с 2000 года — Западно-Сибирского банка Сбербанка России). Параллельно с этим училась в Тюменском государственном университете, который окончила в 1996 году по специальности «Финансы и кредит».
В 2001 году окончила Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «Современный руководитель коммерческого банка». С октября 2001 года исполняла обязанности управляющего Омским отделением N 8634 Сбербанка России. 14 марта 2002 года утверждена в должности управляющего Омским отделением N 8634 Сбербанка России
Замужем, дочь.