Омичей ловят в сети магазинов и супермаркетов

Дата публикации: 21 мая 2002

Революция на прилавках

Руководитель департамента Государственной торговой инспекции и внутренней торговли РФ Галина ФОНАРЕВА охарактеризовала нынешнее состояние российской торговли и раскрыла вкратце основные положения правительственной концепции ее развития на ближайшие пять лет. По словам ФОНАРЕВОЙ, российская розница представляет собой довольно пеструю картину. В сфере торговли сегодня работает более двух миллионов хозяйствующих субъектов. Понятно, количество торговых точек еще больше (например, только в нашем городе этих самых точек свыше 120 тысяч). Главные положительные тенденции, выделенные Галиной ФОНАРЕВОЙ, — рост товарооборота в 2001 году, который составил 11% в розничной торговле и 8,6% в общественном питании. Увеличение объемов товарооборота продолжается и в 2002 году. Растет доля непродовольственных товаров в общей массе продаж. Этот показатель, характеризующий рост покупательной способности россиян, составил в прошлом году почти 54%, тогда как в конце кризисного 1998 года не превышал 50%. Основные же отрицательные моменты — это значительный объем теневого оборота в торговле, который, по самым скромным подсчетам, достигает сегодня 40%, и рассредоточение инфраструктуры по мелким и средним торговым предприятиям, их сейчас свыше 85% от общего количества. Преобладают торговля на рынках и в небольших магазинчиках, передовые же формы распространяются не так динамично, как хотелось бы. Несмотря на существенное увеличение в последнее время количества крупных предприятий торговли, прежде всего супермаркетов и фирменных магазинов, их число все равно намного меньше, чем в других странах — развитых и даже развивающихся. По данным, приведенным ФОНАРЕВОЙ, лишь 10-15% москвичей делают покупки в супермаркетах (о провинции и речи нет), тогда как в США эта цифра достигает 90%, а в более близкой к нам по уровню жизни Бразилии — 36%, и даже в еще более близкой (к Москве, разумеется) Польше число таких покупателей — 21%. Поэтому приоритетным направлением развития торговли названо резкое увеличение количества крупных розничных предприятий.

Главные аргументы департамента Государственной торговой инспекции: в условиях сосредоточения капитала торговлю легче будет регулировать и контролировать. А значит, и для народонаселениятак будет лучше, а самое главное, безопаснее. Ведь сегодня при проверках Госторгинспекцией в 80% российских торговых точек выявляются различные нарушения. Подавляющее большинство некачественных товаров реализуется через «нецивилизованные» торговые точки, чаще всего — внемагазинные. Впрочем, укрупнение торговых предприятий и резкое расширение сетевых структур (не путать с сетевым маркетингом) — объективный экономический процесс, который протекает сейчас независимо от того, какие там решения принимаются или нет в правительстве. Но об этом — чуть ниже.

Это сладкое слово «дискаунтер»

По словам начальника городского управления потребительского рынка Юрия ВОРОНИНА, в Омске наблюдаются те же тенденции, что и в целом по России. Однако темпы развития торговли выше общероссийских. Так, розничный товарооборот за 2001 год увеличился в Омске на 17,5%, а оборот общественного питания — на 41,5%! Быстро развиваются в последнее время передовые формы торговли. Хотя Омск остается еще городом рынков, но за прошлый год и первые месяцы нынешнего у нас открылся ряд современных торговых предприятий. Сформировались уже и довольно крупные торговые сети. Это сеть из пяти магазинов ТРО «Наш дом» компании «Агростройкомплект», в числе которых гипермаркет «Континент» и супермаркет «Немецкий поселок», 26 магазинов, входящих в сеть компании «Бакалея Сервис», сеть Хозмебельстройторга из 24 магазинов, 6 магазинов ТФ «Первая джинсовая компания». Хватает в Омске и проблем.

— Омская розничная торговля развивается с некоторым отставанием по сравнению с другими крупнейшими мегаполисами — Казанью, Екатеринбургом, Новосибирском, — отметил Юрий ВОРОНИН. — Это объясняется консерватизмом рынка, меньшим уровнем доходов населения, недостатком собственных оборотных средств, меньшей концентрацией капитала в розничном сегменте рынка, разобщенностью участников розничного рынка.

Разумеется, главная причина, сдерживающая внедрение в Омске передовых форм торговли, — это низкий уровень доходов многих горожан. Кто пойдет в супермаркеты, если на рынке можно сделать покупки гораздо дешевле? Поэтому участники конференции признали наиболее перспективным сегодня для нашего города формат недорогого магазина — дискаунтера. Первые из подобных «народных» магазинов уже открыла «Бакалея Сервис», в планах компании создание сети «Экономный» из 30 дискаунтеров, причем не только в Омске, но и в районах области.

Выживает крупнейший

Внедрять передовой торговый опыт в массы приезжали москвичи, питерцы и новосибирцы. Генеральным спонсором мероприятия стала компания «Филип Моррис». Другие спонсоры — известные московские и общероссийские компании. Очевидно, что транснациональные и национальные корпорации проявляют сегодня интерес к омскому региону. Просто так финансировать дорогостоящий форум никто не станет. Думается, эти и другие крупные компании намерены в ближайшее время наращивать свое присутствие в Омске. Ведь что бы там ни говорили на конференции о слабой пока конкуренции на отечественном рынке розничной торговли,в европейских и уральских регионах эта конкуренция уже намного острее, чем у нас. Расширяться же московское и западное присутствие у нас, видимо, как раз и будет за счет открытия новых магазинов фирменных сетей.

Впрочем, не секрет, что в большинстве открывшихся за последние год-два в Омске крупных торговых предприятий велика доля столичных капиталов, достигшая кое-где и 100%. Представленная на конференции программа развития российской торговли, которая отразила объективные экономические реальности, позволяет спрогнозировать ситуацию. Укрупнение в торговле неизбежно, и многие из сегодняшних мелких точек, принадлежащих ИП, в конкурентной борьбе вряд ли выживут. В этом мощном процессе передела собственности мы, несомненно, станем и свидетелями новых острых конфликтов, подобных тем, что уже разгорались в нашем городе за последнее время. Но большинство омских предпринимателей, работающих в сфере торговли, пока этих перспектив не осознают. Кроме тех, кто уже начал создавать собственные торговые сети, понимая: только так можно будет выстоять в грядущих сражениях за место под солнцем.

Владимир ЛЯХОВ.

Участники конференции — о проблемах и перспективах омской торговли

Сергей ДРОЗДОВ, директор компании «Ваш дом»

— В своей работе мы, безусловно, ориентируемся на передовые формы торговли. Наша сеть уже сегодня насчитывает пять магазинов. Что же касается конкуренции, то здесь я скажу: соседство нашего гипермаркета «Континент» с «Торговым городом» идет на пользу и нам, и покупателям. Люди, которые приезжают на оптовку, заходят и к нам, а значит, могут сделать выбор. На сегодня я считаю нормальным сосуществование этих двух форм торговли. У каждой — свой покупатель. Впрочем, в «Континенте» нам удается выдерживать достаточно низкие цены за счет того, что арендная плата в гипермаркете, которую вносят предприниматели, — одна из самых низких в городе.

Али МАГОМЕДОВ, директор магазина «Океан»

— Пожалуй, главная сегодня наша проблема — это малое количество оборотных средств. Очень беспокоит и нынешний размах уличной, нелицензированной торговли. Вы посмотрите, какую рыбу там продают! Без документов, хранящуюся и продающуюся с нарушением всех санитарных требований. Такие продукты могут нанести вред здоровью покупателей!

Александр ОНИКЕВИЧ, исполнительный директор торговой компании «Регион Трейд Бакалея»

— Насколько быстро омская торговля перейдет к цивилизованным формам, зависит от многих факторов. Процесс это неизбежный и, вне всяких споров, необходимый. А вот как он пойдет — зависит прежде всего от покупательского спроса населения. И от того, как будут поддерживать предпринимателей городские власти. К сожалению, вскользь прозвучал на конференции вопрос о качестве пищевых продуктов, поступающих к нам из-за рубежа. А ведь многие из них представляют опасность для здоровья, потому что иностранные фирмы часто используют в них компоненты и пищевые добавки, запрещенные на Западе. На пути таких товаров в Россию нужнопоставить надежный заслон.

Евгений ЧАЩИН, генеральный директор компании «Сибирский провиант»

— Перестраивая свой бизнес после кризиса 1998 года, мы решили, что у нас должна быть сильная торговая марка, под которой будем продвигать свои товары и услуги. Именно собственная торговая марка позволяет «привязать» покупателя к нашим товарам и магазинам. Вообще же, наш рынок продовольствия достаточно стабилен, на нем довольно просто построить эффективную модель бизнеса. Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели в Омске, нельзя не отметить одну из главных: у нас очень слабо развит рынокторгового оборудования, почти нет специалистов, способных качественно сдать магазин «под ключ». Поэтому оборудование для новых торговых точек я буду заказывать исключительно в московских компаниях.



 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/05/18/omichey_lovyat_v_seti_magazinov_i_supermarketov