ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Этим конкурсом дан старт большому проекту, рассчитанному на 3-4 года. Он будет состоять из серии конкурсов, победители которых в конце этого года примут участие в суперфинале. На следующем этапе для них будут организованы специальные тренинги, которые помогут молодым людям развить их природные способности и подготовить к эффективной самостоятельной деятельности. Омск стал третьим после Московской области и Иркутска регионом России, где такой проект реализуется.
Почему сейчас по всей стране проявляется большой интерес к конкурсам подобногорода? Потому что многим здравомыслящим людям стало ясно, что мало разработать проект тех или иных реформ, им должны сопутствовать организационные изменения и подготовка людей, способных осмысливать новые ситуации и эти изменения проводить.
К сожалению, существующая у нас в стране система тотального массового образования, основы которой сформированы еще несколько веков назад Яном Амосом КОМЕНСКИМ, совершенно не годится для этого. Она готовит людей для работы в уже созданных структурах (организациях, корпорациях), но вырваться за рамки привычного и самостоятельно создать нечто принципиально новое им обычно не по силам.
Система эта давно себя изжила, о чем красноречиво свидетельствует такой факт: по всей стране около 70% прошлогодних выпускников самых модных факультетов (менеджмента, экономики и так далее) стоят на учете на биржах труда как неустроенные. При этом институты в 3-4 раза увеличивают набор по этим специальностям.
Родители, уверенные, что менеджер, юрист или экономист будет много зарабатывать, платят большие деньги репетиторам и посылают своих детей на эти факультеты, а потом оказывается, что они вообще никому не нужны и не умеют ничего делать. Ну что это за менеджер, который обращается на биржу труда, потому что не способен организовать даже самого себя?
Проблема примерно одинакова и в бизнесе, и в социальной сфере. Так почему же темой конкурса стала именно политика? Здесь сыграла роль специфика омской ситуации: в ближайшие годы у нас ожидается резкая смена кадрового состава формальных политиков, вызванная естественным старением.
В то же время омский бизнес уже вырос из коротких штанишек мелких проектов и на повестку дня встал вопрос о проектах городских, региональных и межрегиональных. А для работы на этом уровне нужны четкие «правила игры», так что без контактов бизнесменов с политиками никак не обойтись. Поэтому столь важно, кто придет в политику в ближайшие годы.
Кстати сказать, под словом «политика» у нас в России обычно понимается далеко не то же самое, что в большинстве других стран. Там, где демократические институты достаточно развиты, люди прекрасно знают, что нормальная политика — это дело не только представительной власти, администраторов и прочих. Политика — дело общественное, то есть в ней участвуют и бизнес, и домохозяйки, и все остальные.
Там политиков систематически готовят и продвигают, для чего существуют партийные программы. У нас же ничего этого долгое время не было, а потом изо всех политических институтов появились одни выборы. Но до сих пор отсутствуют общественные структуры, которые могли бы обеспечивать демократию: подготовка людей, профессионализация политики и так далее.
А в результате после череды предвыборных скандалов и «черного пиара» многие считают политику довольно грязным и малопочтенным занятием для ограниченного круга людей, стремящихся обеспечить себе тепленькое местечко поближе к большим деньгам. (Возможно, именно поэтому число желающих принять участие в конкурсе «Политики нового поколения» оказалось куда меньше, чем в других конкурсах серии ЗКР).
Политика у нас в стране молода, и потому такое отторжение вполне естественно. Но для нормального развития России нам всем надо будет его преодолевать и готовить профессиональных политиков нового поколения — не только по возрасту, но и по сути. Задача состоит в создании прослойки политически образованных людей, которые бы осмысленно участвовали в политике, работая в бизнесе, на госслужбе, в социальной или муниципальной сфере и так далее.
И здесь региональные программы могут быть гораздо более успешными, чем федеральные. Ведь регионы у нас сейчас отличаются настолько сильно, что порой даже возникает вопрос: в одном государстве мы живем или в разных? Причем для создания «точек роста» требуется не так уж много людей.
Скажем, в 1988-90 годах методологи под руководством Сергея ПОПОВА активно занималась с группой юристов из полутора-двух десятков человек. Так вот, из всего ныне существующего в России более-менее нормального демократического законодательства фактически 70-80% создали бывшие участники этой группы.
И если бы тогда никто с ними не занимался, сегодня этих законов просто не было бы. Ведь юристы «старой закалки» ничего подобного подготовить не в состоянии... А теперь пришел черед готовить тех, кто сможет продвигать реформы
дальше.
КАК ЭТО БЫЛО
Новый проект реализуется по инициативе омского отделения Международной
методологической ассоциации (МАСС) при поддержке представителей омского
бизнеса. В частности, большую помощь оказали Ассоциация «Сибирь» (Евгений
ГРЕФ), ООО «Индустриальные системы» (Сергей ГАНЧАРУК) и Омский
торгово-экономический колледж (Галина ЗУЙКОВА), который гостеприимно распахнул
свои двери для участников конкурса.
Естественно, не остались в стороне Областной союз предпринимателей и местные
отделения ряда политических партий, причем самыми активными оказались
сторонники СПС и «Единой России». В жюри, которое возглавила вице-мэр Ирина
КАРЕЛИНА, вошли представители этих партий и «Яблока», а также союза
предпринимателей и администрации Октябрьского округа Омска.
Подготовили и провели конкурс группа игротехников из Москвы и члены омского
отделения Межрегиональной ассоциации профессиональных управленцев, которая
объединяет победителей и финалистов предыдущих конкурсов серии ЗКР. Руководил
их работой президент МАСС Сергей ПОПОВ, а его заместителями были Игорь
НЕКРАСОВ (Москва) и Анатолий ШАСТИН — один из первых омских «золотых
резервистов».
На первом этапе организаторы проанализировали анкеты 172 желающих принять
участие в конкурсе. Затем прошло собеседование, по итогам которого в финал
вышли 29 молодых омичей — студентов, госслужащих, сотрудников коммерческих
предприятий, предпринимателей.
Стоит заметить, что никаких вопросов о политических пристрастиях при этом не
задавали. Но опыт политической деятельности (скажем, участие в предвыборной
кампании) приветствовался, как и прочий жизненный опыт. Поэтому из большого
числа приславших анкеты студентов выбирали, как правило, тех, кто уже успел
где-то поработать.
Реально в первый день в борьбу вступили 26 человек. Их разбили на три группы и
в качестве «разминки» предложили принять участие в ролевых играх. Одной группе
— организовать производственный процесс в аграрном регионе, другой — бюджетный
процесс в аграрно-промышленном регионе, а третьей — организовать захват рынка,
на котором работают 4 конкурирующих между собой компании.
По условиям игры, в каждом из этих процессов принимали участие различные
предприятия, администрация (мэр или губернатор) и политические партии. Наличие
последних многих игроков ставило в тупик: а зачем они вообще нужны и как могут
повлиять, допустим, на распределение посевных площадей? Впрочем, к концу дня
таких вопросов уже никто не задавал — освоились.
И очень кстати, потому что затем им предстояло создать проект организации
эффективной политической жизни в Омске. А для начала выявить основные
городские проблемы и предложить свои варианты их решения. Скажем, что делать с
жилищно-коммунальным хозяйством? Какой должна быть система государственной
власти? И вообще — смогут ли горожане выбрать тех, кто станет хорошо управлять
городом, если они не представляют, что такое управление?
К концу второго дня город обзавелся губернатором и его аппаратом, депутатами
во главе со спикером и тремя политическими партиями. Всем им предстояло
разработать свои политические программы, получить по ним заключения экспертов
и в конце третьего дня представить на суд избирателей.
Весь третий день политическая жизнь била ключом! Выстраивались и
расстраивались сложные системы соглашений, издавались законы и газеты,
распространялись листовки и заявления... Особенно любопытно было наблюдать за
«коллегами» — участниками, которые взяли на себя роль СМИ.
Пожалуй, тяжелее всего пришлось жюри: в первые дни все группы находились в
определенных комнатах и следить за ними было несложно, а на третий обсуждения
велись в коридорах и на крыльце, союзы заключались на лестничных площадках и
так далее. Ну как тут за всеми уследишь? И все же жюри справилось — сумело не
только выставить каждому свои оценки, но и распределить призы.
КОНЕЦ — ДЕЛУ ВЕНЕЦ
Итак, до конца конкурса добрались 23 участника. Политика считается исконно
мужским делом, но дипломы финалистов получили и пять девушек. А победителями
были признаны пятеро: Сергей ПАШКИН (менеджер ООО «Чупа Чупс Рус»), Николай
ЛАВРЕНТЬЕВ (заместитель директора ПКФ «Фортуна»), Максим ГАЛДИН (сотрудник
областного экономического комитета), Роман АРТАМОНОВ (предприниматель) и
Андрей ПУЗИКОВ (предприниматель). Они получили самые высокие баллы по итогам
трех дней конкурса.
Особо отличившимся участникам были вручены призы, учрежденные мэрией,
политическими партиями СПС, «Единая Россия» и «Яблоко», а также областным
Союзом предпринимателей и ассоциацией профессиональных управленцев. Но главный
итог конкурса — это, конечно же, не призы и набранные баллы, а то, что
участники смогли понять и усвоить за эти три дня.
А что же дальше? Победителей, как уже было сказано, ждет суперфинал. Кроме
того, все дошедшие до конца конкурса получили право вступить в ассоциацию
профессиональных управленцев, то есть присоединиться к финалистам предыдущих
конкурсов и участвовать в мероприятиях, проводимых ассоциацией.
В частности, желающие смогут, пройдя курс соответствующей подготовки, войти в
число организаторов следующих конкурсов. К слову, в проведении этого конкурса
принимали участие не только «золотые резервисты образца 1999 года» Анатолий
ШАСТИН и Николай ЛЮБЕЦКИЙ, но и победители последнего конкурса, состоявшегося
в ноябре 2001 года, Алла ЦЫГАНОВА и Максим БУРМИСТРОВ и его финалистка Ольга
АКСЕНОВА.
Организаторы уже начали принимать анкеты от желающих участвовать в следующем
конкурсе проекта «Политики нового поколения», который состоится в июне.
Значит, скоро омский «золотой резерв» пополнится новыми именами, которые
руководители предприятий, организаций и прочих структур могут смело включать в
список претендентов на вакантные руководящие должности. Ведь общероссийский,
да и омский опыт показывают, что «резервисты» способны на многое.