Владимир ФРАНК, генеральный директор ОАО «Завод технического углерода»: «Многие успели сесть в последний вагон уходящего поезда. А туда ли он идет?»
Молчание присуще благоразумию, слова — тщеславию. Владимир ФРАНК, работающий в должности гендиректора омского завода техуглерода без малого полтора года, человек немногословный, не любящий поспешных выводов и скорых прогнозов. В свои 50 лет он уже насмотрелся красивой жизни в странах «загнивающего» капитализма, бывая в служебных командировках, вдоволь хлебнул прелестей «оказахивания» кадров, работая в Казахстане в середине 90-х годов, так и не смог по-настоящему «заболеть» Германией, куда его зовут жить и работать многочисленные родственники и друзья. И сделал для себя однозначный вывод: где родился — там и пригодился.
— Владимир Робертович, есть такой газетный штамп — «слагаемые успеха». О том, что Омсктехуглерод работает успешно, говорят факты. Завод по важнейшим показателям признан лучшим в отрасли, растут объемы производства, в областном конкурсе качества продуктов, товаров и услуг продукция вашего предприятия получила сто баллов из ста возможных, налоги во все уровни бюджета платите исправно, зарплату для своих работников за год подняли вдвое и довели в среднем до 4,5 тысячи рублей... А в чем слагаемые?
— Прежде всего грамотный профессиональный менеджмент. В математике есть такое понятие — величина, которой можно пренебречь. В руководстве любого современного предприятия, на мой взгляд, от таких «величин» надо избавляться изначально. Чтобы потом всем не было мучительно больно. Однако подобрать и правильно расставить кадры — всегда считалось большим искусством. Мне кажется, сегодня нашему заводскому менеджменту это удается.
Второе. Омский завод технического углерода позиционирует себя как предприятие европейского уровня. И это не просто красивые слова, этого требует объективная реальность. Половина производимой на нашем заводе продукции сегодня идет на экспорт. Общий объем наших экспортных поставок можно сравнить с мощностью среднего завода по производству техуглерода таких известных в мире фирм, как «Degussa» и «Cabot». А ведь так было не всегда.
В 60-летней истории Омсктехуглерода было всякое. Завод, как и многие российские предприятия, в начале 90-х переживал спад производства, чуть не приведший его к банкротству. Из кризисной ямы завод вытянула новая команда управленцев, пришедшая на Омсктехуглерод в 1996 году. Падение спроса на технический углерод на внутреннем рынке заставило заводских менеджеров сделать ставку на экспорт. Жизнь показала, что ход был верным. Сегодня у нас стабильные партнеры в Германии, Венгрии, Италии, Испании, Польше, Франции, Турции, Канаде и США.
— В декабре прошлого года по инициативе ряда мировых производителей техуглерода было начато антидемпинговое расследование в отношении российских предприятий, производящих технический углерод. Омсктехуглерод тоже попал под антидемпинговый пресс?
— К сожалению, да. Однако впадать в прострацию от этого никто не собирался. Наши конкуренты прекрасно разбираются в сложившейся на этом рынке ситуации. Квота российского техуглерода на европейском рынке, по оценкам специалистов, не превышает 10%. К тому же омский техуглерод, во-первых, не уступает зарубежным аналогам по качеству, во-вторых, зачастую превосходит их по отдельным маркам. Но, согласитесь, удержать потребителя в условиях демпинговой политики конкурентов и одновременно сохранить рентабельность производства — дело непростое. Мы решили действовать цивилизованно: подали в европейскую комиссию заявление о присвоении нашему предприятию рыночного либо индивидуального статуса. И вот в первых числах мая 2002 года получили официальное уведомление о том, что открытому акционерному обществу «Завод технического углерода» такой статус присвоен.
— Получается парадоксальная ситуация — отдельно взятое рыночное предприятие в отдельно взятой стране с нерыночной экономикой?
— Получается, что так. А как по-другому? Пока российское правительство теоретически подсчитывает возможные приобретения и убытки от вступления во Всемирную Торговую Организацию, мы на практике, на собственной, как говорится, шкуре уже прочувствовали все позитивные и негативные последствия. Сегодня мы не можем продавать по низким ценам свою продукцию, тем самым заведомо лишая себя дополнительных источников прибыли. В последние 7-8 лет на европейском рынке наблюдается тенденция к перенасыщению рынка техуглерода. Наша отрасль напрямую зависит от динамики развития отраслей — потребителей нашей продукции — шинной и резинотехнической. А те, в свою очередь, развиваются с постоянной оглядкой на процессы в автомобилестроении, где в последние лет пять эксперты отмечают элементы стагнации.
Неудивительно, что в таких условиях постепенно сформировался избыток техуглерода на рынке. И сегодняшнее антидемпинговое расследование в отношении омского завода — это не что иное, как попытка выдавить наше предприятие с избыточного рынка. Ряд европейских предприятий уже закрыт по такому механизму. К тому же теоретически с нами сделать подобное как бы проще, потому что европейское законодательство в отличие от российского все-таки надежнее защищает своего товаропроизводителя. Издержки производства и уровень технологии западных коллег сегодня стали для них своеобразной преградой для дальнейшей здоровой конкуренции с нами. Мы, подчеркиваю, берем сейчас не низкой ценой, а высоким качеством, минимально возможной рентабельностью, продуманной логистикой поставок. Мы готовы играть по более высоким ценам, но при переизбытке продукции на рынке это невозможно.
— Итак, омский завод признан еврокомиссией предприятием с рыночной экономикой. Что сейчас станет приоритетным для вашего менеджмента?
— Мы намерены еще четче и более осознанно ориентироваться на предприятия транснациональных корпораций. Это для нас гарантия стабильности и востребованного спроса, правда, на фоне довольно жестких требований к условиям поставок, качеству продукции, ее упаковке, параметрам, к формам оплаты, наконец. Нашу продукцию уважают на Западе, на качественных характеристиках омского техуглерода основаны технологические процессы производства таких авторитетных фирм, как «Michelin» и «Goodyear». В последние два года мы основательно взялись за выполнение комплексной программы реальной интеграции в экономику и технологию развитых промышленных стран. Эта программа предусматривает и дальнейшие шаги, которые будут сделаны нами совместно с ведущими западными химическими концернами. В этой игре наши козыри прежние: передовые технологии, жесткое и эффективное управление, агрессивная маркетинговая политика. Другого нам просто не дано. Как говорится, либо умереть, либо победить. А тот факт, что еврокомиссия восприняла нас как отдельный рыночный субъект, кардинально отличающийся от псевдорыночной экономики России, вселяет надежду на нормальные цивилизованные отношения с западным рынком.
— Владимир Робертович, не получится ли так, что усилия во «внешней политике» предприятия отодвинут на второй план проблемы внутри завода? Или их нет?
— (Смеется) Вашими бы устами да мед пить. Покажите мне российское предприятие, у которого бы не возникало проблем! В любом случае заводской менеджмент никогда не пустит на самотек внутрипроизводственные проблемы. В целом схема производства техуглерода, конечно, отлажена, в месяц мы стабильно выпускаем «на-гора» в среднем 12 тысяч тонн сажевой продукции. Недавно освоили выпуск новой марки техуглерода, которую пока никто в мире не производит. Продолжаем небольшими партиями выпускать электропроводный техуглерод. В этом году открыли собственный участок по пошиву мягких контейнеров типа «big-bag» для упаковки техуглерода для экспортных партий.
В конце лета 2002 года, думаю, запустим наконец собственную мини-электростанцию мощностью 18 мегаватт.
— И перестанете зависеть от омских энергомонополистов?
— Я бы не стал так ставить вопрос. Здесь дело в другом. Источники тепла всегда были у нас под боком — свои котельные, работающие на отходящих газах. Заводским паром традиционно отапливаются жилмассивы, школы, больницы, детские сады Октябрьского округа. Запустив собственную мини-ТЭЦ, мы застрахуем и себя от неожиданностей, к примеру, практикуемых веерных отключений электричества. Безусловно, получим и финансовую экономию. Используя энергию отходящего в процессе производства пара, мы можем полностью обеспечить свои энергопотребности. С учетом тех платежей, которые мы перечисляем сейчас за услуги АК «Омскэнерго», наша мини-ТЭЦ окупит себя в течение пяти лет. А если учесть, что цены постоянно растут, то, может быть, станция окупится и гораздо быстрее.
Вообще-то, мы стараемся по возможности во всем опираться на собственные силы — так в наше непростое время надежнее.
— Мировая практика показывает, что дорожащее своей репутацией предприятие, никогда не позволит себе небрежного отношения к экологии. В 60-е годы омский сажевый завод для большинства населения ассоциировался с черными клубами дыма из заводских труб, въедливой копотью и слоем сажи, покрывавшим не только внутризаводские площади, но и всю территорию вокруг. Ветераны говорят, что даже воробьи над корпусами летали черные. Или это байка?
— Про воробьев точно не скажу — сам не видел, а в остальном так и было. Но было давно, как вы сами сказали, 40 лет назад. Сегодня гости завода часто задают мне один и тот же сочувственный вопрос: «У вас какие-то проблемы? Нам показалось, что предприятие не работает». Посетителей смущают недымящие трубы. На самом деле процесс производства идет, только его побочные продукты теперь невидимы глазу. Мы сумели технологию производства технического углерода увязать с экологической безопасностью предприятия. Естественно, никакой копоти и пыли теперь нет. Более того, заводская служба озеленения в последние годы сумела превратить внутризаводские площади в мини-скверы, вдоль дорожек высажены цветы. Теперь даже побелка тротуарных бордюров — не пустая трата времени. По итогам прошлого года мы заняли первое место в округе по озеленению и благоустройству. Нынешним летом тоже постараемся не разводить грязь, чтобы не упасть в нее лицом.
— Спасибо за беседу. Успехов в делах.
Владимир Робертович родился 2 января 1952 года в селе Макаркине Черлакского района Омской области. После окончания школы поступил в омское техническое училище № 56. Получив специальность машиниста насосных компрессорных установок, в 1970 году пришел работать на Омский нефтезавод.
С 1972-го по 1974 год — служба в ракетных войсках Советской Армии на Байконуре.
Затем до 1977 года Владимир Робертович вновь работает на ОНПЗ. В это же время без отрыва от производства учится на заочном отделении Всесоюзного института текстильной и легкой промышленности.
В 1977 году уезжает в Казахстан на пуск Павлодарского нефтезавода.
В 1979 году переходит на работу на Павлодарскую швейную фабрику. Здесь поднимается по служебной лестнице от должности инженера по оборудованию до заместителя директора фабрики.
С 1987 года по 1996 год возглавляет швейную фабрику, но уже в Петропавловске.
В 1996 году семья ФРАНКА возвращается в Омск, где Владимир Робертович в течение двух лет работает в различных коммерческих структурах.
С 1998 года по 2000 год занимает должность заместителя директора дочернего предприятия Омсктехуглерода.
25 января 2001 года назначен генеральным директором ОАО «Омсктехуглерод».
Женат. Супруга Людмила Тимофеевна по образованию филолог, сейчас — домохозяйка. В семье есть две дочери: старшая Елена работает инженером-программистом, младшая Татьяна заканчивает обучение в институте сервиса.