АУДИТ — ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОССОБСТВЕННОСТЬЮ

Дата публикации: 19 июня 2002

По сравнению со Штатами наши бюджеты различных уровней — от федерального до
районного — просто Клондайк. Пока. А если добавить к этому уникальные по своей
стоимости и потенциалу активы предприятий, частично или полностью находящихся
в собственности государства либо муниципалитета... У знающих людей дух
захватывает!

Уже давно государство хочет и очень старается оказаться умелым
хозяйственником. А результаты? Как говорил Бендер: «Интересное дело — стулья
расползаются как тараканы». Вот и и активы государственных предприятий сейчас
используются для производства чего угодно, только бюджет полнее не становится.
Но теперь власть наконец-то поняла, что эффективное хозяйствование — это
прежде всего контроль. А чтобы контролировать, нужно сначала узнать, что
осталось.

Именно для этого и подписано постановление Правительства РФ от 29 января
2000 года «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных
предприятий»: «В целях усиления контроля за деятельностью ФГУП и в
соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации
в Российской Федерации». Отсюда ясно, что строится система контроля и
эффективного управления такими предприятиями.

Не отстает и муниципалитет Омска. Согласно постановлению от 26 ноября 2001
года «Об аудиторских проверках муниципальных унитарных предприятий» также
проведена аккредитация аудиторских компаний, и с их помощью налажен контроль
за деятельностью данных хозяйствующих субъектов.

Но возникает несколько вопросов. Во-первых, если за аудиторские проверки
платят сами предприятия, то каков их интерес? Ведь большинство государственных
и муниципальных предприятий вряд ли этим проверкам радо, поскольку... (см.
начало статьи).

Второй вопрос. Как отобрать квалифицированного аудитора, который
действительно имеет все права на такую работу? Ведь аудит
финансово-хозяйственной деятельности такого ФГУП, как, например,
«Омсктрансмаш» — сложнейшая работа для аудиторской компании.

Ответим по порядку. По сути, не важно, кто является собственником
предприятия — государство или «группа лиц». В любом случае существуют цель
деятельности предприятия и пути ее достижения. И негативные факторы
(воровство, неэффективное использование средств, неверное распределение
полномочий и ответственности, неправильная стратегия продаж) свойственны
госпредприятиям в той же мере, что и прочим.

А ведь одна из задач аудита — указать, что стоит изменить, чтобы предприятие
получило пользу значительно большую, чем плата за аудиторские услуги. И
обязательно дать рекомендации, как эти изменения проводить. Вот и ответ на
вопрос о том, каким должен быть аудитор государственного унитарного
предприятия. Власть на него уже отвечает: проведены тендеры и отобраны
аудиторские компании, заслуживающие доверия и обладающие необходимой
квалификацией.

Не следует забывать, что качество аудита — это не содержание буклета или
рекламного проспекта, не грамотная речь специалиста, не объем отчетов, а
простое и максимально дешевое решение проблем клиента. Но верные решения
практически любой бизнес-проблемы, как правило, затрагивают несколько сфер
деятельности предприятия. И после проведения аудита руководству предприятия
становятся ясны все «узкие места».

В большинстве своем государственные предприятия — очень похожие копии самого
государства. Поэтому аудитор госпредприятия должен обладать особой волей,
чтобы дело не ограничилось формальными проверками, но они стали бы основой для
существенных изменений в деятельности предприятия. Государство в этом
заинтересовано, так как, судя по всему, понемногу учится считать деньги.

Сергей БЛИЗИНЦЕВ, заместитель директора по маркетингу аудиторской компании
«АУДИТИНФОРМ».
e-mail: auditinform@omsknet.ru
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/06/21/audit_-_instrument_effektivnogo_upravleniya_gossobstvennostyu