Бюджетные деньги сами липнут к рукам

Дата публикации: 25 июня 2002

Контрольно-счетная палата Омской области отчиталась по итогам своих проверок в 2001 году. 

В 2001 году сменился председатель Контрольно-счетной палаты: Владимир ПАЙОР отправлен в отставку, а на его место пришла Людмила АНДРЕЕВА. Похоже, новый руководитель КСП оказался не менее придирчив и строг. «КВ» представляютчитателям выдержки их официального отчета палаты. Полностью с этим документом можно будет ознакомиться в ближайшем выпуске «Ведомостей Законодательного собрания Омской области:

На 672 миллиона рублей нарушений

За 2001 год Контрольно-счетной палатой проведено 37 контрольных мероприятий, в том числе 5 в порядке предварительного контроля и 32 мероприятия в порядке текущего и последующего контроля за исполнением бюджета, из них 22 по плану работы КСП, 9 — по поручениям Законодательного собрания, одна по — запросу администрации Омской области.

В результате проведенных контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений при исполнении областного бюджета на сумму 672,9_млн руб., из них нецелевое использование средств 215,0 млн руб., отвлечено средств в дебиторскую задолженность 90,2 млн руб., нарушения штатно-сметной дисциплины 23,8 млн руб., превышение расходов по сравнению с утвержденными ассигнованиями 57,8 млн руб., прочие нарушения 286,1 млн. руб. Кроме того, установлено нарушений за счет внебюджетных и прочих источников 93,5 млн. руб.

В результате проверок областных целевых бюджетных и внебюджетных фондов: экологического, дорожного, обязательного медицинского страхования, охраны правопорядка выявлено нарушений на сумму 197,3 млн. руб.

Инвестиции для алкоголя

Проведенные проверки показали, что, несмотря на выполнение собственных доходов областного бюджета в 2000 г. на 113,3% и в 1-м полугодии 2001г. на 143,9%, в Омской области имеются значительные потенциальные возможности увеличения доходной базы как областного, так и местных бюджетов прежде всего за счет увеличения поступлений в областной бюджет от эффективного использования государственной (областной) собственности.

Так, в ходе проверки экономического комитета администрации Омской области по исполнению Закона «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области» установлено: с принятием данного закона в области был создан благоприятный инвестиционный климат, способствующий притоку инвестиций. Однако экономический комитет администрации Омской области не в полной мере выполнял возложенные на него функции по регистрации инвестиционных проектов по проведению экспертизы и подготовке проектов соглашений: не соблюдались установленные законом сроки рассмотрения и прохождения представленных документов, по отдельным проектам экспертиза проводилась без оплаты, не разработан механизм проведения экспертизы проектов и использования средств, поступивших в бюджет от проведения экспертизы.

В нарушение постановления главы Администрации Омской области от 13.01.98г. №8/1-п «О состоянии и мерах по улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности капитальных вложений в Омской области» средства от проведения экспертизы в 1998 году поступали во внебюджетный фонд администрации области.

При проверке порядка заключения соглашений установлены правовые нарушения как по отдельным статьям, так и по соглашениям в целом; соглашения с отдельными предприятиями заключены не по утвержденной форме, не предусмотрена с держателями проектов ответственность последних за нецелевое использование средств по проекту, в соглашениях по проектам не указывается целевое направление средств, ни с одним держателем проекта в соглашениях не предусматривались положения, определяющие доли участия сторон в результатах инвестиционной деятельности, не соблюдался единый критерий отбора инвестиционных проектов при заключении соглашений.

Из общей суммы предоставленных за 1998-2000 гг. льгот по платежам в областной и местные бюджеты в сумме 377,3 млн. руб. на долю акцизов приходится 280,6 млн. руб. или 74,3%. Соотношение в общей сумме льгот по предприятиям составило: ООО «ЛВЗ „Оша“ — 59,8%, ООО „Омсквинпром“ — 23,3%, ЗАО „Росар“ — 9%, ООО „Полистирол“ — 2,7%, остальные — 5,2%.

Анализ соглашений показал: из всех форм государственной поддержки, предусмотренной законом, на территории области применялись лишь предоставление льгот по платежам в областной и местный бюджеты и территориальный дорожный фонд. Другие формы поддержки не применялись. При заключении соглашений приоритет был отдан предприятиям, выпускающим винно-водочные изделия и пиво, т.е. подакцизную продукцию, что привело к значительным потерям бюджета от предоставления льгот по этим проектам. Данные инвестиционные проекты являются быстро окупаемыми (проект по ООО ЛВЗ „Оша“ окупился за три месяца, а в течение двух лет предприятию в соответствии с законом предоставлялись льготы по налогам в размере 50%). Недостаточная правовая проработка заключенных соглашений и отсутствие действенного контроля за ходом их исполнения не позволили в полной мере определить эффективность от реализации данных проектов и закона в целом.

В аренду на 49 лет

В части контроля за поступлением в областной бюджет средств от управления и распоряжения государственной собственностью области, проведена проверка комитета по управлению имуществом Омской области по отдельным вопросам управления государственной собственностью Омской области в 2000 году и 1-м полугодии 2001г, в ходе которой рассмотрены порядок и полнота поступления в областной бюджет арендной платы от использования государственной собственности. Комитет по управлению имуществом Омской области не располагает полным реестром объектов нежилого фонда государственной собственности Омской области.

При проверке заключенных договоров аренды нежилых помещений выявлены факты несоответствия основных положений договоров требованиям Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации, не соблюдался утвержденный порядок расчета арендной платы. По отдельным договорам аренды, заключенным после утверждения базовой арендной ставки (Указ губернатора от 29.01.01г. №16) в размере 154,45 руб. за 1 кв. м, в расчетах применялась прежняя ставка — 78,4 руб. Кроме того, комитетом самостоятельно применялись договорные цены.

Не ведется учет имущественных комплексов, переданных в аренду. Отсутствует информация о количестве и сроках заключенных договоров, о стоимости имущества, переданного в аренду, нерегулярно осуществляется его инвентаризация, отсутствует контроль за эффективностью его использования. Нет информации о регистрации договоров в Учреждении юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, несмотря на то, что договоры заключены на длительные сроки. В ходе проверки предъявлено два договора аренды имущественных комплексов, заключенных в 1999 году: государственное имущество совхоза „Память Чапаева“ стоимостью 9 077 640 руб. передано ОАО „Омский бекон“ сроком на 30 лет и с ежемесячной арендной платой 20 тыс. руб.; часть имущественного комплекса ГУП „Птицефабрика “Омская» стоимостью 80 841,3 тыс. руб. передано ЗАО «Продовольственная корпорация „Оша“ сроком на 49 лет с последующим выкупом.

Использованная методика расчета арендной платы в обоих случаях никем не утверждена. В договоре с ЗАО „Продовольственная корпорация “Оша» расчет арендной платы произведен самим арендатором с применением норм амортизационных отчислений при действующей на момент заключения договора ставке 78,4 руб. Арендаторами не полностью выполнялись условия договоров в части расчетов по арендной плате. На 1 июля 2001 года имели задолженность ОАО «Омский бекон» — 480,0 тыс. руб., ЗАО «Продовольственная корпорация „Оша“ — 2 326,1 тыс. руб.

Недостаточно комитетом осуществляется контроль за полнотой и своевременностью поступления платежей от аренды объектов областной собственности. Задолженность арендаторов по арендной плате составляла на 1 июля 2001 года 3 282,8 тыс. руб., по отдельным договорам задолженность числится 2-3 года.

В нарушение статьи 42 Бюджетного кодекса РФ и постановления главы администрации Омской области от 28.08.98г. №337-п средства от арендной платы в 2000 г. в сумме 7 004,7 тыс. руб. поступали не на текущий счёт областного бюджета, а на счет комитета по управлению имуществом Омской области и безакцептно списывались Омским Банком Сбербанка России на погашение кредитов, полученных в Омском Банке Сбербанка России. Комитетом по управлению имуществом Омской области не были приняты меры по ликвидации данной ситуации. Комитету финансов и контроля Администрации Омской области не сообщили о данной ситуации, в результате в отчете об исполнении областного бюджета за 2000г. указанные арендные платежи в составе не налоговых доходов не отражены.

Проверкой полноты поступления в областной бюджет земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения в Азовском немецком национальном районе Омской области установлено, что на 432 га земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении крестьянских (фермерских) хозяйств, земельный налог не начислялся. Сумма налога составила 3,5 тыс. руб.

Правоохранители пустили налево 436 млн рублей

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата осуществляла систематический контроль за расходованием средств областного бюджета, стремилась к тому, чтобы на всех уровнях хозяйствования бюджетные средства использовались по целевому назначению.

Анализ нарушений, выявленных в ходе проверок, показывает, что нарушения появляются там, где не на должном уровне ведется бухгалтерский учет, проявляется бесконтрольность со стороны руководителей и финансовых работников за соблюдением финансовой дисциплины, требований законодательных и нормативных актов.

По разделу расходов „правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства“ проверялось Управление внутренних дел Омской области за период 1998-2000гг. Сумма выявленных нарушений составила 43 6531 тыс. руб., в том числе за счет внебюджетных средств — 44 601 тыс. руб. Более половины поступивших средств областного бюджета израсходованы неэффективно и не по целевому назначению:
— отвлечено средств областного бюджета в дебиторскую задолженность в 1998-ЭЭ гг. — 26 713,4 тыс. руб., в 2000 году — 22 135,9 тыс. руб.;
— нарушался установленный порядок проведения взаимозачетов и операций с векселями в 1998-1999 гг. — 49 951,8 тыс. руб.;
— оформлялись договоры о залоге имущества с нарушением действующего законодательства-, не по целевому назначению использованы полученные кредитные ресурсы — 58 002 тыс. руб.;
— изменялись сметные назначения без уведомлений Комитета финансов и контроля Администрации Омской области в сумме 50 098 тыс. руб., в том числе в 2000 г. — 200 тыс.руб;
— допущен перерасход средств по сравнению с утвержденными ассигнованиями по статьям экономической классификации, а также проведены расходы, не утвержденные сметой в 1998-1999г. — 11 628,5 тыс. руб., в 2000г. — 121 737,2 тыс. руб.;
— направлены в 2000 году средства областного бюджета на содержание подразделений, не подлежащих финансированию из областного бюджета в сумме 15 859,2 тыс. руб. (учебный центр — 2 911,2 тыс. руб., УБОП — 2 032,1 тыс. руб., поликлиника УВД — 6 896,4 тыс. руб., на содержание межрегиональной ремонтно-восстановительной базы — 4 019,5 тыс. руб.);
— не по целевому назначению использованы средства по проведенным взаимозачетам — 500 тыс. руб.;
— незаконно перечислено средств и передано материальных ценностей в 2000 году ликвидированной по решению Центрального районного суда г. Омска от 17.12.99г. ООО ВФСО „Динамо“ (как организации, не прошедшей перерегистрацию в соответствии с требованиями ст. 52 ФЗ от 19.05.95г. № 82-ФЗ „Об общественных объединениях“) в сумме 3 612,1 тыс. руб.

»Динамо" крутило динамо

Омская областная организация ВФСО «Динамо» распоряжением Управления юстиции администрации Омской области от 27.01.00г. исключена из государственного реестра общественных организаций, так как в соответствии с решением Центрального районного суда г. Омска от 17.12.99г. ликвидирована как организация, не прошедшая перерегистрацию. Управление внутренних дел Омской области, не сообщив комитету финансов и контроля Администрации Омской области о ликвидации организации ВФСО «Динамо», просит перечислить организации ВФСО «Динамо» ассигнования в счет своего финансирования.

В результате было перечислено средств областного бюджета на счет организации ВФСО «Динамо» в сумме 2 952,6 тыс. руб. В 2000 году размер денежных поступлений, с учетом бюджетного финансирования, составил 3 715,3 тыс. руб., из них использовано с нарушением 2 118.9 тыс. руб. Кроме того, переданы Управлением внутренних дел Омской области в счет платежей за аренду спортивных сооружений горюче-смазочные и хозяйственные материалы на сумму 455,7 тыс. руб., которые не были оприходованы. По результатам проверки Комитету финансов и контроля направлено представление о прекращении перечисления средств областного бюджета организации ВФСО «Динамо».

Председатель Контрольно-счетной палаты Омской области Людмила АНДРЕЕВА.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/06/23/byudzhetnie__dengi_sami_lipnut_k_rukam