Так можно охарактеризовать работу Сибирской нефтяной компании.
Омская область лишь недавно вошла в разряд нефтедобывающих регионов России. В этом списке она числится с того момента, как Сибирская нефтяная компания, выиграв тендер, приступила к освоению Западно-Крапивинского месторождения. Разработку «Крапивы» ведет дочернее предприятие компании — ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Омские журналисты бывают здесь довольно часто и, кажется, уже знают все о технологии бурения, о специфике совершенно новых для нашего региона профессий, о быте нефтяников. Но вот недавно мы получили редкую возможность побывать на Тюменском Севере, в Ноябрьске, который считается своеобразной нефтяной столицей СНК, и смогли оценить масштабы и уровень работ, выполняемых ноябрьскими нефтяниками. Конечно, мы ожидали увидеть нечто грандиозное, но такого размаха даже представить себе не могли.
200 миллионов тонн нефти — таковы приблизительные данные о запасах «черного золота» Омского Севера. Для региона, считавшегося бедным на недра, цифра прямо-таки ошеломляющая. Без всякого преувеличения можно утверждать, что в успешной работе нефтяников сегодня заинтересована вся Омская область. Ведь освоение запасов углеводородного сырья обещает и создание дополнительных рабочих мест, и подготовку квалифицированных специалистов, и повышение уровня благосостояния их семей. К тому же, от эффективности труда нефтяников напрямую зависят отчисления в бюджеты всех уровней, в том числе и местный. Подумать только, еще три десятилетия назад никто и представить себе не мог, что наша область станет одним из центров нефтедобычи!..
Сокровища Омского Севера
Впрочем, это могло случиться много раньше. Еще лет двадцать назад наш край с отлично развитой даже на то время инфраструктурой, мощными кадровыми ресурсами и относительно благоприятными для нефтедобычи условиями имел все шансы стать если не нефтяной столицей Западной Сибири, то крупным центром нефтедобычи. Но во времена плановой экономики слово партии было законом. Даже если это слово противоречило здравому смыслу. Так случилось и с нефтеносными районами на севере Омской области. Они считались мелкими, а потому неперспективными. Предпочтение отдавалось другим месторождениям, не требовавшим значительных инвестиций. Но сейчас все по-другому. И это здорово. Разработка Западно-Крапивинского месторождения сулит выгоды не только для Сибирской нефтяной компании. Это благо для всей Омской области и ее жителей, в том числе, безусловно, и для региональных властей, заинтересованых в притоке крупного капитала.
Сначала извлекаемые запасы нефти Западно-Крапивинского месторождения оценивались всего в 7,5 миллиона тонн. Для Сибнефти, казалось бы, цифра не очень существенная и привлекательная. Но позднее детальная разведка раскрыла истинный потенциал месторождения. Его оценивают уже в 20 млн тонн. Ученые же прогнозируют: в недрах Омской области покоится более 200 миллионов тонн нефти. Цифра весьма впечатляющая.
Нефтяная столица
Ноябрьскнефтегаз изначально создавался как подразделение Главтюменьнефтегаза. Создание этой структуры преследовало вполне конкретную цель — ускорить разработку месторождений на севере Тюменской области. Вторая задача, которая ставилась перед новым предприятием, — попытаться компенсировать падение уровня добычи основного тогда Самотлорского месторождения. Но, вопреки ожиданиям, Ноябрьск, где и дислоцируется ННГ, не стал вторым Самотлором: представления о количестве нефти в этом районе оказались не совсем точными. По данным геологов, на сегодня можно говорить о 530 миллионах тонн «черного золота», которые таятся в недрах прилегающих к Ноябрьску месторождений. Этого богатства при использовании современных технологий добычи хватит как минимум лет на сто — с учетом потенциала роста нефтедобычи.
Бурению и добыче Сибнефть уделяет особое внимание. В это вкладываются огромные средства. Закупается самое современное оборудование, внедряются высокие технологии. Тому есть свои причины. Главная из них — постоянная необходимость держать в своем распоряжении мощную сырьевую базу, ведь Сибнефть — это еще и нефтепереработка. Такого качественного развития нефтяникам не хватало во времена СССР, когда они гнались за объемами добычи, не особо считаясь с затратами. Новое время расставило приоритеты. Кредо нефтяников Сибнефти — увеличение эффективности и снижение затрат. Другими словами, компания старается уменьшить себестоимость каждой тонны добытой и переработанной нефти.
Слагаемые успеха
В соответствии со стратегией компании солидная доля научного потенциала приходится на геологию. В распоряжении специалистов Ноябрьскнефтегаза геологический научно-аналитический центр, один из двух в России. По уровню оснащения сразу понятно, что на спичках здесь экономить не принято. Как нам объяснили, в задачу центра входит получение и обработка получаемых от геологоразведчиков данных. На основе этой информации с помощью самых совершенных компьютерных систем сотрудники ГеоНАЦ строят трехмерную математическую модель нефтеносного пласта, подвергают ее детальному анализу и, если игра стоит свеч, защищают свои проект перед руководством. Моделирование помогает избежать ошибок, которые могут стоить очень дорого.
В промышленности есть такое понятие как хай-тек. В буквальном переводе оно означает «высокие технологии». Без высоких технологий немыслимо то направление, которое Сибнефть избрала для себя приоритетным: увеличение объемов и снижение себестоимости каждой тонны добытой нефти. Этому способствует также сотрудничество нефтяников с самыми авторитетными сервисными компаниями. Фирмы Halliburton («Хэллибертон»), Baker Hughes («Бэйкер Хьюз»), Schlumberger («Шлюмберже») и Pride Forasol («Прайд Форасоль») делают свою работу безупречно. Именно поэтому Сибнефть пользуется их услугами. Дебит разрабатываемых совместно с этими компаниями скважин гораздо выше, чем ранее. Новые технологии позволяют также увеличить объемы нефти, извлекаемой из тех скважин, ресурс которых, казалось бы, на исходе.
Особенно активно нашими специалистами используются два ноу-хау. Ощутимый эффект дает гидроразрыв пласта. Не вдаваясь в технические дебри, скажу, что теперь нефтяники достают то сырье, до которого пару лет назад им было просто не дотянуться. Вторая, также очень перспективная технология, — это горизонтальное бурение. Совместно с французской сервисной компанией Pride Forasol разрабатывается самое перспективное Сугмутское месторождения. В частности, французы разбурили ставшую знаменитой на всю Россию скважину 2445, за которой закрепилась слава рекордсменки. Это первая горизонтальная скважина на Сугмуте. Ее суточный дебит составляет примерно 1250 тонн (9010 баррелей), что является наивысшим показателем среди всех месторождений Западной Сибири. Не мудрено. Общая протяженность скважины по стволу составляет более четырех с половиной километров!
Взгляд в будущее
Несмотря на поражающие воображение масштабы добычи, Сибнефть не собирается останавливаться на достигнутом. Идет усиленная геологоразведка шельфа Берингова пролива. Пока прогнозы более чем оптимистические. Бурение на шельфе — процесс весьма и весьма специфический. Но у Сибнефти есть партнер в лице американской сервисной компании Schlumberger, у которой есть богатый опыт по разработке трудных месторождений. Разработка новых месторождений и увеличение объемов добычи крайне важны для СНК, ведь в ее структуре лучший в России нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Омске. Кроме того, Сибирская нефтяная компания недавно приобрела крупный пакет акций московского НПЗ, что обещает экспансию на рынок нефтепродуктов в европейской части.
Нефтедобыча, да еще в таких грандиозных масштабах, не может обойтись без техногенного вмешательства в окружающую среду. И сегодня как никогда остро встал вопрос об охране природы Севера, такой чувствительной к воздействию извне. Этому вопросу Сибнефть уделяет не менее пристальное внимание, чем увеличению объемов и повышению рентабельности своих производств. Планируя разработку месторождения, нефтяники уже на начальной стадии проекта закладывают самые жесткие нормы экологической безопасности.
С 1998 года в компании Сибнефть идет реструктуризация. Ее цели вполне конкретны. Во-первых, увеличить эффективность нефтедобычи и переработки получаемого сырья и сократить издержки производства. Во-вторых, повысить эффективность управления предприятиями, входящими в компанию. В-третьих — применять экономический, а не бюрократический подход к менеджменту. На первом плане сегодня эффективность проектов: погоня за «валом» давно ушла в прошлое. Такой подход позволяет не только снизить бремя расходов компании, но и возможность предлагать сервисные услуги нефтедобычи в других регионах другим компаниям. Все это повышает конкурентоспособность компании и, в конечном счете, способствует ее процветанию.