ОТВЕЧАТЬ ПРИДЕТСЯ ВСЕМ!
25 апреля Президент РФ поставил свою подпись под Законом «Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и
тем самым был положен конец пятилетним скитаниям этого документа по коридорам
Госдумы.
В номере «КВ» от 14 февраля 2001 года рассказывалось об этом виде страхования.
Включая и то, что этот вид страхования обязателен для владельцев транспортных
средств почти во всех странах мира. И лишь несколько, включая Россию,
оставляют за автовладельцами право выбора: страховать им свою ответственность
перед другими участниками дорожного движения или нет.
В результате большинство из них по извечной российской привычке предпочитает
полагаться на авось. А оборачивается эта повальная безответственность тем, что
ни в чем не повинным гражданам, пострадавшим в ДТП, не удается возместить
ущерб, нанесенный их здоровью или имуществу.
Скажем, молодой лихач не справился с управлением, а владельцем машины числится
его престарелый дедушка, с которого и взять-то нечего. Застраховать же свою
ответственность ни тот, ни другой не удосужились. Есть и ловкачи, специально
подставляющие под удар автомобили (как правило, весьма «навороченные»), чтобы
затем самим «наехать» на невольного виновника столкновения.
После 1 июля 2003 года такие истории отойдут в область преданий, поскольку
вступит в силу закон, обязующий всех владельцев транспортных средств в
обязательном порядке страховать свою гражданскую ответственность не позднее
чем через пять дней после того, как у них появятся права на владение этими
самыми средствами.
Контролировать исполнение закона поручается милиции — при регистрации,
техосмотре и осуществлении иных ее полномочий в области контроля за дорожным
движением. То есть без страхового полиса можно будет уехать не далее первого
же встречного гаишника.
И провоцировать ДТП теперь будет не так-то просто. То есть никто, конечно же,
не может запретить гражданам подставлять свои автомобили. Но ведь потом им
придется иметь дело с экспертами страховых компаний — людьми опытными и
недоверчивыми, «наезжать» на которых может оказаться себе дороже.
Стоимость полиса и размер страхового возмещения у всех страховщиков будут
одинаковыми, и привлечь клиентов они смогут лишь уровнем сервиса. Размер
выплат по каждому страховому случаю (независимо от того, сколько их будет в
течение срока действия договора) составит не более 400 тысяч рублей, из
которых 240 тысяч предназначены для возмещения вреда жизни или здоровью
потерпевших (но не более 160 тысяч на одного потерпевшего), а остальные 160
тысяч рублей — для возмещения вреда имуществу (на одного потерпевшего не
более 120 тысяч).
Разумеется, этих сумм может не хватить. Но ведь и добровольное страхование
автогражданской ответственности отменять никто не собирается. А потому в
дополнение к полису обязательного страхования можно завести и полис
добровольного. И если сумма ущерба окажется выше прописанной в законе, разница
будет покрываться за счет второго полиса.
Предельный размер, структуру и порядок применения страховых тарифов будет
устанавливать правительство, а изменять их оно сможет не чаще, чем раз в
полгода. Тарифы для жителей городов разного размера и сел будут существенно
отличаться. Принцип такой: чем крупнее город, тем тариф выше. По сугубо
предварительным данным, для отдаленных районов размер взноса составит ,5 в
год, а для Москвы может достичь .
Компания, желающая участвовать в обязательном страховании, должна иметь
лицензию и представителей во всех регионах РФ. То есть либо филиал, либо
договор о продаже и обслуживании своих полисов местной компанией, которая сама
не может заниматься этим видом. Кроме того, необходим опыт работы в
добровольном страховании транспорта либо ответственности (не менее 2 лет).
Конечно, отдельные положения закона вызывают вопросы. Вряд ли он в полной мере
устроит все стороны: автовладельцев, страховщиков, потерпевших. Но все равно
его принятие — очень важный шаг на пути к цивилизованному страховому рынку. А
шероховатости со временем отполируются...
НАЛОГИ — ЭТО СВЯТОЕ
Но, пожалуй, еще больше на развитие страхового рынка повлияют изменения в
Налоговом кодексе РФ (НК), которые Владимир ПУТИН утвердил 29 мая. В
частности, новая редакция статьи 213, которая затрагивает интересы и
страховщиков, и потребителей страховых услуг.
В старой редакции этой статьи выплаты по договорам, заключенным на срок не
менее 5 лет, не облагались подоходным налогом — независимо от сроков этих
выплат. Главное, чтобы наступило страховое событие. А теперь налогов не будет
только в том случае, если условиями договора не предполагаются выплаты до
окончания его срока. Фактически это ставит преграду на пути использования так
называемых «зарплатных схем».
Суть их известна: при нормальной выплате зарплаты надо отдать государству
дополнительно 35,6% от ее суммы в социальные фонды плюс 13% — подоходный
налог. Страховщику было достаточно заплатить 8-15%. Страховое событие (дожитие
до определенной даты) происходило через месяц, человек получал свои деньги в
форме страхового обеспечения, а фирма экономила свыше 33% от фонда оплаты
труда.
Для страховщиков это было золотое дно: денежки регулярно капают, а проблем
никаких. Понятно, что истинным страхованием здесь и не пахнет. Между тем из
276 млрд рублей взносов по добровольным видам страхования, собранных в России
за 2001 год, 140 млрд приходилось на страхование жизни. В Омской области
взносов было собрано 376 млн, из них по жизни — 168 млн, или 45%. По данным
Минфина, на зарплатные схемы приходится 70-80% всех сборов по данному виду, но
на самом деле доля их гораздо больше.
Теперь любые промежуточные выплаты будут облагаться налогом. Разница, конечно,
остается. Но по единому социальному налогу установлена регрессивная шкала, и
если предприятие платит большие зарплаты, то для него прежняя схема теряет
всякий смысл.
Так что страховым компаниям придется прекратить «стричь купоны» и заняться
нормальным страхованием жизни, как это делается во всем мире. Такие договоры
заключаются на длительные сроки, и собранные средства можно выгодно
инвестировать в промышленность, градостроительство и тому подобное.
Изменения в НК были приняты на удивление быстро: первое чтение прошло в
декабре, а второе-третье чтение, утверждение Совета Федерации и подпись
президента получены за апрель-май. Видимо, причина в том, что закон шел не
через профильный банковский комитет, подконтрольный страховщикам, а через
бюджетный. И для многих страховщиков появление этого закона стало очень
неприятным сюрпризом.
Поправки вступят в силу 1 января 2003 года, однако страховые компании уже
понемногу сворачивают работу по прежним схемам и занимаются разработкой новых.
Народ у нас, конечно, изобретательный и много чего может придумать. Но на этот
раз правительство, похоже, взялось за наведение порядка на страховом рынке
всерьез, так что любителям легких денег придется либо срочно осваивать навыки
работы по классическим страховым схемам, либо уходить с этого рынка.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Илья ГУЛЬКО, директор омского филиала ОАО «АльфаСтрахование»:
— Изменения в Налоговом кодексе приблизят страховой рынок к современным
требованиям, исключающим работу страховых компаний по уводу своих клиентов от
уплаты налогов. Это на пользу России. Наш генеральный директор Денис КИСЕЛЕВ
еще в сентябре прошлого года заявил, что АльфаСтрахование уходит от
зарплатных схем и предлагает другим сделать то же самое.
В нашей компании сейчас около 70% взносов поступает по страхованию жизни, и
эти деньги инвестируются в жилищное строительство и развитие наиболее
рентабельных отраслей промышленности (химическую, нефтедобывающую, газовую).
Введение обязательной «автогражданки» повлияет на расширение клиентской базы,
но не на экономический рост компании, как и во всем мире. Скажем, в Германии
компании имеют по ней убыточность 149%. У нас будет примерно то же самое или
даже хуже, потому что наших водителей пока еще нельзя сравнить с
дисциплинированными немцами.
Однако 15 компаний уже подали заявки на участие в этом виде страхования,
рассчитывая на расширение круга своих клиентов. Наша компания тоже твердо
собирается участвовать. Ведь и сейчас практически все наши клиенты страхуют
автогражданку заодно с автомобилями. В будущем эти добровольные полисы станут
дополнением к обязательным.
Готовясь к занятию этим видом, мы расширяем базу по оценке и ремонту в нашей
компании — заключаем договоры с теми, кто занимается оценкой ущерба, а также
станциями техобслуживания и ремонта.
Игорь ПУШКАРЬ, председатель правления Общества по защите прав потребителей в
сфере страхования:
— Принятие Закона об обязательной автогражданской ответственности — явление
положительное, поскольку при всех его недостатках он снимет социальную
нагрузку. Ведь на месте потерпевших может оказаться кто угодно. Пострадать
могут и объекты — киоски, светофоры, световые опоры и так далее. А сейчас
порядка 40% выигранных в суде исков о возмещении ущерба остаются
неудовлетворенными.
Опыт других стран говорит, что этот вид может стать убыточным для
страховщиков, если тарифы не будут учитывать реальной дорожной ситуации в
регионах. Поэтому страховщики хотят повысить размер взносов, а страхователи
считают, что они и так высоки. Правительству нужно будет соблюсти баланс
интересов тех и других. Но правильные оценки требуют практики. Думаю, после
вступления закона в силу все цифры можно будет отрегулировать в рабочем
порядке.
К реальному долгосрочному страхованию жизни интереса в России пока нет. И
теперь, когда правительство стало бороться с зарплатными схемами, кусок рынка,
связанный со страхованием жизни, находится под угрозой. Многие предприятия уже
не желают связываться с зарплатными схемами, а в результате страхование жизни
постепенно может сойти на нет.
Поскольку закон вступает в силу с 1 января 2003 года, результаты в полной мере
проявятся только через год. Но тенденция заметна уже сейчас: в I квартале 2002
года рынок страхования жизни упал на 21% по сравнению с прошлым годом. То есть
компании уже понемногу готовятся к вступлению в силу закона.
Станислав ХОМЯКОВ, генеральный директор Управления Росгосстраха по Омской
Области^
— «Автогражданку» надо было вводить еще 10 лет назад. Потеряно очень много
времени. Мы не просто на несколько шагов отстаем от всего мира — сегодня этот
вид страхования стал жизненно необходимым. Ситуация на дорогах сложная, а
народ не готов рассчитываться за аварии.
Вид этот для страховой компании очень затратный, а получить в любом случае
можно только 5% на ведение дела. Остаток взносов перечисляется в специальный
резервный фонд. И получается, что добавление большого, серьезного сегмента
рынка денег не прибавляет.
Зная уровень аварийности, можно рассчитать, сколько договоров необходимо
заключить, чтобы получить прибыль. Стабильно работать на этом рынке смогут
только 3-4 страховщика. Если же 10-20 компаний будут растаскивать его по
кусочкам, то ничего хорошего не получится. Росгосстрах собирается работать
прежде всего в области, где у нас есть 29 филиалов.
Нововведения в Налоговом кодексе не изменят ситуацию в корне, но страхование
жизни и ДМС станут более грамотными, цивилизованными. Это надо было сделать
давно, потому что зарплатные схемы очень расхолаживали страховщиков.
Неправильно, когда компании выходят в лидеры, имея 90% сборов по таким схемам.
А мы ими никогда не увлекались.
По словам руководителей крупных предприятий, был период, когда они просто не
смогли бы выжить без этих схем. Надо было чем-то удержать специалистов, а
патить высокую зарплату обычным способом было невозможно — иначе продукция
становилась неконкурентоспособной. Но эти времена прошли, и вполне разумно
отказаться от прежних схем работы.
Сегодня страхование жизни для страховщика не очень интересно, потому что нужно
иметь приличные объемы средств, чтобы хорошо их инвестировать. Потому и жизнь
едва теплится, и ДМС пока не имеет своего лица. Над этим надо работать. Думаю,
изменения в кодексе — первый шаг в нужном направлении.