Леонид ИДЗОН,
директор правовой фирмы «Вед»:
— Думаю, что новый УПК дает много существенного. Есть мнения, что Россия еще не готова к новому Уголовно-процессуальному кодексу. Но, мне кажется, морально мы уже готовы к такому кодексу, возможно, скоро утрясутся и материальные стороны. Новый УПК, например, не дает возможности для так называемого социального заказа. Речь идет о том, что если кому-то захочется ограничить свободу какого-либо гражданина, то его заставляют подписать подписку о невыезде. Причем человек может проходить по делу просто как свидетель. В старом УПК снятие подписки о невыезде должно рассматриваться прокуратурой в течение 10 дней, но обычно такие дела затягиваются на месяцы. В новом же УПК сказано, что если гражданину в течение десяти суток не предъявляется обвинение, то по истечении этих десяти суток человек автоматически становится вновь абсолютно невиновным. И не надо ходить во всякие инстанции и просить, чтобы с гражданина сняли подписку о невыезде.
Ростислав КОМЕДИН,
руководитель гильдии адвокатов Межтерриториальной коллегии адвокатов:
— Об этом еще рано говорить, так как с момента вступления в силу нового УПК прошло слишком мало времени. В законе много нововведений, и их нужно рассматривать подробно. Пройдет время, и мы увидим, как новый УПК действует на практике.
Андрей ПЕТЕЛИН,
председатель Ленинского районного суда города Омска:
— Вообще высказываются диаметрально противоположные мнения по поводу нового Уголовно-процессуального кодекса. Одни говорят, что это хороший закон, другие критикуют его. Однако я считаю, что Россия достигла какого-то прогресса, приняв новый УПК. Как это будет осуществляться на практике, время покажет. Пока мы делаем только первые шаги. У нас уже были судебные процессы, когда мы выдавали санкции на арест. Но таких процессов было еще мало, слишком нам не досаждают. Думаю, что в дальнейшем нагрузка будет больше.
Николай ПОПРАВКО,
директор юридической фирмы «Омь»:
— Государственная Дума захотела поиграть в демократию, для этого приняла новый УПК. Но думаю, что на практике его будет сложно применить. Согласно новому УПК санкции на арест должен давать суд, а ведь наши суды и так загружены, многие иски рассматриваются годами. Для того чтобы новый УПК работал, в стране должно быть очень много квалифицированных судей, а у нас их очень мало. В результате может получиться так, что многие дела будут рассматривать неквалифицированные работники. С другой стороны, у нас и общество не готово к этому УПК. Преступность растет. Убийств в России стало больше, чем было во всем Союзе. В Советском Союзе в год было около 6 тысяч убийств, а в России сейчас около 30 тысяч в год. О каком гражданском обществе можно говорить, если в стране такая преступность. Поймает, например, милиционер ночью убийцу с ножом. Так ему ночью же, по новому УПК, нужно предоставить судью и адвоката. Смертная казнь отменена. Получается, что преступник, на совести которого сотни жертв, не понесет должного наказания. При этом права преступника будут соблюдены, ему предоставят адвоката даже ночью. А вот о правах людей, которых он убил, и потенциальных жертв никто не подумал. Так что можно сказать, что в России как не было совершенного законодательства, так его и нет.
Подготовила Елена КАМНЕВА.
e-mail: kamneva@kvnews.ru
