Велосипед по цене автомобиля

Дата публикации: 15 июля 2002

Детектор лжи

Если вы все-таки решились на такой мудрый, но весьма опустошительный для бумажника шаг, как покупка настоящего импортного велосипеда престижной марки, не торопитесь. Решите, с какой суммой вы сможете расстаться, получив взамен байк. До сих пор нет общего мнения о том, сколько может стоить нормальный (в смысле — качественный) велосипед, но знающие люди, неравнодушные к велоспорту, в один голос заявляют: никак не меньше 250 «вечнозеленых». За эти деньги потребитель получает байк начального уровня. Впрочем, недорогой аппарат — это совсем не плохо. Он, как лакмусовая бумажка, позволит понять, была ли покупка велосипеда ошибкой или стала началом настоящего увлечения.
Второй вопрос, на который вам надо максимально честно ответить, где вы собираетесь кататься. Если планируете шутя «утюжить» асфальтовые дороги неплохого качества, берите шоссейник. Хотите диких мест, романтики и приключений, ваш вариант — горный велосипед. Любителям специально подготовленных трасс, уличной акробатики и сумасшедших трюков адресованы ВМХ (следует произносить как «би-эм-экс»). Ну а если ваша цель — неспешные вояжи по парку и единение с природой, выбирайте прогулочный байк. Разумеется, это совсем не полная классификация мира велосипедов. Здесь все как у Дарвина: каждое царство делится на роды, виды и семейства. Немудрено и запутаться.

Изнанка

Главной частью велосипеда является рама. Она, как и скелет человека, несет всю нагрузку, испытывает воздействие разного рода сил. От рамы зависит очень многое, если не все. Основные требования, которые к ней предъявляются, — это жесткость и минимально возможный вес. Обе проблемы решаются применением современных материалов и особой формой рамы той или иной модели велосипеда. Вообще же в геометрию рамы заложен треугольник — самая жесткая фигура. Основа велосипеда, как правило, выполнена из тонкостенных труб большого диаметра, позволяющих добиться оптимально высокого соотношения жесткости и веса.
Основных материалов, применяющихся для производства рам относительно массовых моделей велосипедов, три. Это (в порядке возрастания стоимости) высокопрочная тянутая сталь, сплав хрома с молибденом и композиции с алюминием в главной роли. Гораздо реже встречаются рамы из титановых сплавов или карбона (это пластик на углеродной основе). Такие велосипеды, как правило, делаются в индивидуальном порядке и стоят баснословных денег — от четырех с половиной тысяч долларов и больше. Обычному любителю такой сгусток передовой мысли ни к чему.
Возможностей рамы из алюминиевого сплава хватает даже искушенному спортсмену, не говоря уже о простых смертных. Но при всех своих достоинствах (слабая подверженность коррозии и легкость) этот металл имеет существенный изъян. Он накапливает усталость, то есть чем интенсивнее используется такая рама, тем быстрее она ломается. Недостаток отчасти нивелируется применением подвески как переднего, так и заднего колеса. Это отличительная черта велосипедов для даунхилла (скоростной спуск с горы по неважнецкой дороге). Поиск новых материалов для производства велосипедных рам идет непрерывно. Не так давно компания Easton, являющаяся одним из главных специалистов по экзотическим материалам в мире, по заказу американской фирмы KONA разработала особый сплав. Редкоземельный металл скандий, который является его компонентом, придает новому материалу исключительные характеристики прочности при сохраняющейся гибкости. Но уже сейчас производители настолько уверены в надежности своих изделий, что на некоторые рамы, в частности хромомолибденовые, дается пожизненная гарантия.
Алюминий и его сплавы активно теснят другие материалы. Но не везде. Там, где требуется особенная прочность, например в моделях для уличной акробатики («стрит») или для экстремального катания в рампе («дерт-джампинг»), те же хромомолибденовые рамы весьма актуальны. А вообще про материал, из которого сделана рама приглянувшегося велосипеда, пишут на самом видном месте, указывая даже марку сплава.

Подвеска для... велосипеда

Все более-менее известные велосипедные брэнды делают исключительно рамы, не утруждая себя производством навесного оборудования. Да и зачем, ведь есть компании, которые на этом деле, что называется, зубы съели. На сегодняшний день на рынке велосипедной «навески» идет борьба между двумя самыми крупными фирмами — японской Shimano и американской Sram. Эксперты признают, что пальма первенства принадлежит японцам. Подкрепляя это мнение, все производители ставят шимановскую трансмиссию на свои топовые модели. Shimano завоевала доверие профессиональных спортсменов и просто любителей тем, что ее системы удобны в управлении и феноменально надежны, что в условиях состязаний — огромнейший плюс.
Еще один критерий, который определяет стоимость современного велосипеда, — это наличие подвески и сложность ее схемы. Как можно догадаться, наиболее доступны байки, у которых подвески нет вообще. Подороже велосипеды типа хардтейл: в них подрессорена только передняя вилка. Кстати, эластомерные и пружинные вилки постепенно уходят в прошлое. Их вытесняют гораздо более совершенные по конструкции и характеристикам масляные.
Аппараты для даунхилла отличаются наличием подвески как переднего, так и заднего колеса. Задний амортизатор и хитроумная система рычагов, обеспечивающие требуемые характеристики, не могут стоить дешево. Поэтому цена на такой байк сразу увеличивается на несколько сотен долларов. Если надумаете купить себе двухподвесочник, маленький совет: вертикально установленный амортизатор заднего колеса по ряду причин служит дольше, поэтому и надежность этого узла выше.
Подвеска современного велосипеда, как правило, отличается широким диапазоном регулировок. Почти как у спортивного мотоцикла. Варьируя жесткость заднего амортизатора или передней вилки, спортсмен может ювелирно подстроить их характеристики под трассу, чтобы сделать спуск с горы более быстрым и комфортным. Комфорту также способствует амортизированный подседельный штырь. Если байк оснащен такой штукой, за пломбы в зубах можно не опасаться.

А что у нас?

Про омский рынок велосипедов даже и писать неинтересно. Здесь мало чего происходит. Но так ли все плохо?
В омском магазине компании «Триал-спорт» есть на что посмотреть. Там представлено примерно 70 процентов байков, которые есть в каталоге компании. Нет только ультрадорогих моделей профессионального уровня. Что касается брэндов, то их набор тоже впечатляет: Corratec, Cignal, GT, Jamis, K2. Практически все машины тайваньской сборки. Но это, по словам менеджеров, не должно вызывать опасений. Вспомните про специфику современных велосипедов: раму и «навеску» делают разные фирмы. В Юго-Восточной Азии налажено отверточное производство, то есть велосипеды поступают туда как бы в виде конструктора. Тайваньцы ставят на раму все необходимое оборудование и накачивают колеса.

В «Триал-спорте» ваш покорный луга нашел самый дорогой в Омске велосипед: он стоил 00. Это одна из верхних моделей серии RockLight немецкой фирмы Corratec. Байк был куплен буквально через два дня после того, как его привезли. Но это вовсе не значит, что там нельзя подобрать и более доступный байк. Например, велосипеды от Cignal безоговорочные лидеры по соотношению цены и качества не только в Омске. Брэнд делает основной упор на недорогие аппараты для начинающих. Более серьезную технику производит Jamis. Аппараты, продающиеся под маркой GT, — это отдельная история. Кредо фирмы — надежность, возведенная в абсолют. Менеджеры магазина рассказали, что один из энтузиастов горных велосипедов, когда те еще входили в моду, купил себе GT Palomar и своим ходом добрался на нем из Москвы в родной Омск. Велосипед до сих пор прекрасно себя чувствует и по сей день исправно служит своему владельцу. Поневоле поверишь, что пожизненная гарантия, которую дает на свои рамы компания GT, не пустой звук.
Кстати, о гарантии. На все без исключения байки, приобретенные в «Триал-спорте», она составляет один год. Очень необычна для Омска процедура предпродажной подготовки, которую проходит каждый велосипед, выкатывающийся за пределы торгового зала. Специалисты обещают полностью подготовить байк к эксплуатации. Другими словами, вы можете отправляться на поиски приключений на свои «вторые девяносто» сразу же после покупки аппарата. Более того, мастера магазина обещают помочь покупателю найти «свои» настройки из широкого диапазона регулировок, которыми вооружен современный велосипед. В течение трех недель вы сможете приехать в магазин (с байком, разумеется), объяснить, чего бы вам хотелось, и специалисты по мере сил постараются вам помочь. И, что самое необычное, не попросят с вас ни копейки.
Если говорить о постгарантийном обслуживании, то и здесь проблем не возникнет. В магазине имеется своя мастерская, которая починит вышедшее из строя оборудование или поменяет комплект «навески» на более навороченный. Апгрейд велосипеда весьма пригодится тем, кто всерьез увлекся велоспортом и желает прогрессировать. Наборов оборудования, особенно высокого класса, магазин на складе не держит, поэтому придется вносить предоплату (об условиях можно договориться с менеджерами) и ждать примерно две недели.
В «Мега-спорте», что на Интернациональной, тоже стояло несколько моделей горных велосипедов. В частности, мною была замечена одна из моделей начального уровня именитой американской фирмы KONA плюс несколько аппаратов тайваньского производства. В результате общения с одним из продавцов магазина мне стало известно, что велосипеды были завезены в «Мега-спорт» для изучения спроса на такого рода товар.
Как выяснилось, спрос есть, и неплохой, но только на тайваньские байки. Именно эти аппараты позже составят основной ассортимент. Что же до велосипедов от KONA, то других моделей, кроме имеющейся сейчас в магазине Lanai, не ожидается. Я даже догадываюсь, почему. KONA — марка почти культовая, славится своей техникой, а потому и недешевая. Так что, выбирая между «двухподвесом» из Тайваня и хардтейлом знаменитого брэнда, многие платежеспособные покупатели выбирают даунхильный аппарат. Он просто выглядит круче. Им и невдомек, что даже половины заложенного в конструкцию «двухподвеса» потенциала не удастся реализовать вне пределов специальной трассы. Целесообразность же езды на таком байке по обыкновенным дорогам также вызывает сомнения, ибо «двухподвес», даже оснащенный прекрасной многоскоростной трансмиссией Shimano, высосет из вас все соки.

Но есть главное, что надо знать начинающему велосипедисту. Самый быстрый велосипед — тот, который подходит по росту. Вот что говорит по этому поводу первый чемпион США по кросс-кантри Пол КОРНИШ: «В велоспорте, как нигде больше, требуется идеальное соответствие человека и машины. И чем больше это соответствие, тем выше результат». Велосипедные брэнды делают машины на несколько стандартных размеров, которые подходят всем. Чтобы помочь вам верно выбрать себе байк, мы приводим таблицу размеров. Не ошибитесь с выбором и... удачи на дорогах!

Обозначение Размер рамы, дюймы Рост велосипедиста, см
S (маленький)меньше 16 Ниже 165
M (средний) 16-18 165-180
L (большой) 18-20 175-200
XL (очень большой) Больше 21 Выше 190
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/07/26/velosiped_po_tsene_avtomobilya