70% ДТП произошло по вине водителей
Как сообщил Евгений ОРТМАН, за первое полугодие 2002 года в дорожно-транспортных происшествиях погибли 95 человек, а травмы различной степени тяжести получили 1280. 30% аварий произошло по вине пешеходов, а 70% — водителей в результате нарушения ими правил дорожного движения. Кстати, как было отмечено на пресс-конференции, растет количество дорожно-транспортных происшествий, возникших по вине водителей-профессионалов.
По данным УГИБДД УВД Омской области, аварии чаще всего возникают из-за превышения автолюбителями скорости движения. Очень много ДТП происходит, когда водители управляют машиной в нетрезвом состоянии. (За шесть месяцев текущего года таких было задержано 10890 человек). В ряду основных причин аварий также выезд на встречную полосу, нарушение правил очередности проезда и обгона.
Дорожный паралич не за горами?
Немалую роль в дорожных катастрофах сыграло неудовлетворительное техническое состояние дорог. В 29% ДТП плохие дороги способствовали возникновению аварий. Такая практика, скорее всего, сохранится и в будущем. Судите сами. По словам заместителя начальника УГИБДД УВД Омской области Юрия ШЕВЧЕНКО, ситуация в областном центре осложняется тем, что отставание темпов строительства, реконструкции дорог и дорожных сооружений от роста количества автотранспорта привели к перегруженности отдельных магистралей. Плотность дорожной сети в городе фактически осталась на уровне 80-х годов. Протяженность улиц и дорог с асфальтобетонным покрытием за последние 3 года увеличилась лишь на 2,2%. Все это может привести к тому, что возникнут проблемы с организацией движения транспорта.
Штраф неуместен
В связи со вступлением в силу 1 июля этого года нового Кодекса административных правонарушений несколько изменился порядок привлечения автомобилистов и пешеходов к административной ответственности. Как отметил Евгений ОРТМАН, теперь ГАИ не имеет права взыскивать с водителей штраф на месте задержания нарушителей. Кроме того, любые нарушения правил, влекущие за собой лишение водителя прав, будут рассматриваться в судебном порядке. Только суд будет решать, какие меры ответственности применить к таким автомобилистам.
Вообще количество судебных разбирательств, скорее всего, значительно возрастет, поскольку в соответствии с новым КоАП сотрудники ГАИ теперь не во всех случаях ДТП могут устанавливать виновность водителей. Если есть явное нарушение правил, не требующее дополнительных разбирательств, то в протоколе сразу отмечается степень виновности. Если есть какие-то сложности,
то документы направляются в суд. Словом, той оперативности, которая была раньше, уже не будет.
Проблем новый кодекс добавит не только судам и водителям, но и сотрудникам Госавтоинспекции. По словам ОРТМАНА неясно, например, каким образом привлекать к ответственности водителей-иностранцев, в основном из ближнего зарубежья. Ведь если им выписать штраф, то нет никакой гарантии, что они, прежде чем покинуть территорию России, заплатят его. И что тогда делать с ними? Никакой схемы взыскания в таких случаях пока не предусмотрено.
Другой пример, и касается он уже российский водителей, которые не желают платить штрафы. Сотрудники ГАИ будут вынуждены обращаться в Службу судебных приставов, чтобы все-таки взыскать с автомобилистов штраф.
Прежде чем будет внесена ясность в то, как применять те или иные нормы кодекса, конечно, должно пройти определенное время. А потом, как надеются в Госавтоинспекции, благодаря КоАП они смогут улучшить состояние дел по обеспечению безопасности дорожного движения.