Бюджетные маневры по-губернаторски

Дата публикации: 12 августа 2002

Получили больше, чем планировали

В 2001 году доходы областного бюджета составили 8,3 млрд рублей. Предполагалось же собрать всего 6,6 млрд рублей. План по собственным доходам областного бюджета выполнен на 146,5 %. Сверх плана собрано 1,2 млрд рублей. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимает налог на прибыль — 49,2%. Предполагалось, что в 2001 году доходы от его взимания составят 1,2 млрд рублей. Получено же было 1,9 млрд рублей. Больше, чем планировалось, собрано средств по налогу на доходы физических лиц, на имущество, налогам на совокупный доход и другим.

При таких показателях можно только порадоваться за Омскую область. Тем более, что исполнение бюджета 2001 года позволило, в частности, стабилизировать ситуацию с выплатой зарплаты бюджетникам. Однако, как выяснилось на заседании ЗС, причины перевыполнения доходной части бюджета кроются далеко не только в продолжающемся экономическом росте в нашем регионе.

Перестраховались

По словам председателя комитета финансов и контроля администрации Омской области Натальи ФРОЛОВОЙ, при формировании бюджета 2001 года областная администрация очень осторожно подходила к прогнозу доходной части бюджета. И сделала это для того, чтобы получить как можно больше средств из федерального бюджета, так как только в 2000 году область пошла на отмену системы взаимозачетов и не было известно, каким образом в дальнейшем будут выстраиваться межбюджетные отношения с федерацией.

Еще более доходчиво ситуацию прояснили председатель комитета финансовой и бюджетной политики ЗС Олег ШИШОВ и глава области Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Шишов сказал следующее: «Мы воспользовались перевыполнением доходной части бюджета. Вернее, не то что воспользовались... Обязаны были исполнять методику формирования бюджета, утвержденную Минфином. Мы предполагали, что доходов будет больше, чем запланировано». Губернатор же заявил, что лучше перестраховаться, чтобы иметь возможность маневра для реализации серьезных программ.

Перерасход пошел на госдолг

Одной из них, видимо, стало погашение государственного долга Омской области. В 2001 году он был сокращен на 1,1 млрд рублей и к концу года составил 4041,8 млн рублей. Это большая заслуга областной администрации, если учесть, что при формировании бюджета 2001 года государственный долг области превышал предел, установленный нормами Бюджетного кодекса (БК). То есть его размер был выше собственных доходов области, и она, фактически, являлась банкротом.

Кроме того, дополнительные доходы были направлены на статью «Здравоохранение», на погашение кредиторской задолженности по коммунальным услугам учреждений социальной защиты населения и другие статьи.

Изменения вносить не стали

В связи с тем, что доходная часть бюджета в 2001 году перевыполнена более чем на 10%, в соответствии со ст. 232 БК Законодательное собрание должно было внести в бюджет соответствующие изменения и перераспределить статьи расходов. Однако часть изменений внесена не была, и перераспределением средств занималась по-своему усмотрению областная администрация.

Тем не менее, как следует из объяснений Натальи ФРОЛОВОЙ, все сделано законно: в соответствии с федеральным Законом о бюджете на 2001 год действие ст. 232 БК было приостановлено до 31 декабря прошлого года. Кроме того, комитет финансов и контроля администрации Омской области информировал Законодательно собрание об исполнении бюджета за первый квартал 2001 года, за шесть и девять месяцев и, по словам ФРОЛОВОЙ, полагал, что депутаты внесут в бюджет все фактические изменения, но они поправки не вносили.

Однако ответа на вопрос народных избранников, почему в ряде случаев областная администрация не согласовала с депутатами свои решения о том, куда направить средства, так и не прозвучало.

С фондами вышла неурядица

Из ТДФ в 2001 году было извлечено 508,3 млн рублей. Причем с согласия депутатов. Деньги направлены на выплату заработной платы бюджетникам и на погашение кредиторской задолженности по топливно-энергетическим ресурсам. По федеральному же законодательству средства дорожных фондов могут использоваться только на нужды дорожного хозяйства.

Что касается областного целевого экологического фонда, то, возможно, и его средствами распорядились не по назначению. В прошлом году в фонд поступило 11,4 млн рублей, расходы же составили всего 4,4 млн рублей. Как сказала Наталья ФРОЛОВА, деньги на различные мероприятия, финансируемые из фонда, выплачивались согласно актам выполненных работ, а поскольку большая часть актов была представлена не так давно, то и расходов фонды выполнены не в полном объеме.

Нечестная дележка

В 2001 году в целом перевыполнены практически все статьи расходов, в частности «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Сельское хозяйство и рыболовство» и другие. (Перерасход был вызван зачастую увеличением затрат на закупку продуктов питания в связи с их подорожанием, а также, например, ростом тарифов на коммунальные услуги, погашением кредиторской задолженности прошлых лет). Больше, чем запланировано, средств израсходовано на закупку школьных автобусов и компьютеров для районов области, на приобретение оборудования для онкологической больницы и так далее. Словом, на социальные нужды.

Между тем перевыполнены статьи расходов и на содержание аппарата некоторых управлений и комитетов областной администрации: финансирование аппарата ГП жилищно-коммунального хозяйства Омской области «Облжилкомхоз» составило 714,2 %, Контрольно-счетной палаты — 1134,3%, управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) администрации Омской области — 1520,9%, а хозяйственного управления области — 2721,3%.

Правда, этому есть экономически обоснованные причины. На управление ЗАГС потрачено больше запланированного, потому что требовался ремонт зданий его сельских отделений на ГП «Облжилкомхоз» — так как оно было реорганизовано. В целом же перерасход по указанным статьям связан с тем, что в ходе исполнения бюджета были увеличены расходы на ЖКХ, так как при формировании бюджета эти расходы по ряду отраслей предусматривались лишь на 30, а то и 14% от необходимых затрат.

Многие статьи расходов бюджета 2001 года недовыполнены. Например, профинансировав более чем на 40 млн рублей ХК «Авангард», на статью «Санатории для детей и подростков» выделили всего 466 тысяч рублей из запланированных 1,6 млн рублей.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/07/28/byudzhetnie_manevri_po-gubernatorski