"Фокусы" от "Форда"

Дата публикации: 14 августа 2002

Второе пришествие Форда

В будущем году «Форд Мотор Компани» исполняется 100 лет, а в этом — 95 лет с появления первого фордовского дилера в России. Даже Октябрьская революция всего на два года сумела прекратить поставку «Фордов» в нашу страну, уже в 1919 году «Форд Мотор Компани» возобновила торговлю с Советской Россией. В период индустриализации «Форд Мотор Компани» внесла немалый вклад в развитие советского автомобилестроения, в 1930-м первые советские «Форды» выпустили на нижнегородском заводе «Гудок Октября», потом открылся автосборочный завод в Москве, а в 1932 году массовый выпуск начался на ГАЗе, строить который помогала американская компания.

Впоследствии отношения между «Форд Мотор Компани» и нашей страной были надолго свернуты и возобновились только во время перестройки. В 1987-м начались активные переговоры об организации совместного производства «Форда Скорпио» в Горьком. В конце 80-х возобновилась поставка «Фордов» в нашу страну, в ноябре 1991-го вновь появился первый российский дилер «Форд Мотор Компани». До дефолта шел интенсивный рост продаж «Фордов» в России (в 1998 году — было продано 5 072 автомобиля этой марки), но потом объемы резко упали (1999-ый — 1 725, 2000-ый — 1 357).

Чтобы снизить стоимость своих машин для российских автовладельцев, «Форд Мотор Компани» решила построить в нашей стране собственный автозавод. 8 июля 1999 года было подписано инвестиционное соглашение с Минэкономики об организации производства автомобилей «Форд» в городе Всеволожске Ленинградской области. Другие иностранные компании тоже много лет планировали организовать производство своих автомобилей в России, но получилось это только у «Форд Мотор Компами».

Экономия в две тысячи баксов

На вопрос, почему завод решили построить именно во Всеволожске, президент ЗАО «Форд Мотор Компани» Хенрик НЕНЗЕН так толком и не ответил. По его словам, было обследовано около десятка мест в различных регионах России, но наиболее плотно требованиям американцев отвечал именно Всеволжск. А основные требования вот какие: оптимальное географическое положение для транспортировки входящих грузов и готовой продукции, развитая промышленная инфраструктура, благоприятная географическая обстановка, ресурс квалифицированной рабочей силы. Но главным фактором, судя по всему, стало нахождение полного взаимопонимания с правительством Ленинградской области и местной администрацией.

Всеволожск — маленький городок с 30-тысячным населением, типа нашего Калачинска. Благодаря фордовскому заводу порядка 280 всеволжцев обрели рабочие места, остальные 120 работников предприятия набраны в Питере и по Лениградской области. Зарплата рабочих колеблется от 250 до 700 долларов в месяц, менеджеров — в зависимости от условий контракта. Понятно, что на европейских и американских фордовских заводах оплата труда несоизмеримо выше, но надо же на чем-то экономить в туземной России.

Само производство весьма впечатляет: чисто, рационально, комфортно — такого на чисто российских предприятиях нет и в помине. Весьма сытный и вкусный обедв заводской столовой обходится работникам всего в 10 рублей — разницу компенсируетфирма. По словам директора Всеволжского завода Мюррея ГИЛБЕРТА, это производство менее роботизировано, чем другие фордовские заводы, это вызвано невысокими объемами выпуска автомобилей. Зато ручная сборка гарантирует более высокое качество.

Пока подавляющая часть комплектующих поступает из-за рубежа, но в течение двух лет согласно бизнес-плану уровень локализации предстоит довести до 50%. Пока заключены контракты с пятью российскими поставщиками, автостекло поставляет Борский стекольный завод, остальные — всякую мелочевку. Выбор поставщиков производится не на тендерной, а на конфиденциальной основе, основные факторы — желание российского предприятия сотрудничать с «Форд Мотор Компани» и соответствие качества продукции международным стандартам.

В основном поиск партнеров ведется в европейской части России — это связано с экономией по доставке комплектующих. Но, как заверил заместитель директора завода по локализации Билл МАРШАЛЛ, «компания готова сотрудничать и с сибирскими предприятиями, если устроят цена и качество. К примеру, попытать счастье в поисках сотрудничества вполне может омское НПП „Прогресс“, ведь для российских „Фордов“ требуется высококачественная авторезина, ведется поиск ее потенциальных поставщиков.

В сентябре российских автовладельцев ждет щедрый подарок от „Форд Мотор Компани“»: отпускная цена на «Форд Фокус» как российского, так и зарубежного призводства будет снижена до 10 900 долларов. А сейчас эта модель у фордовских дилеров стоит — 12 900 долларов. Ожидается всплеск продаж, поэтому компания решила увеличить до конца года количество российских дилеров до 70, сейчас их 52 в 37 регионах.

В течение первого года работы Всеволжский завод должен выпустить 8,5 тысячи автомобилей «Форд Фокус». Планируется производить все базовые комплектации этой модели: ambiente, comfort, trend и ghia. Но не надо думать, что «проклятые капиталисты» решили облагодетельствовать россиян — на все время окупаемости проекта ЗАО «Форд Мотор Компани» освобождено от уплаты таможенных пошлин за ввоз комплектующихи от налога на прибыль. За сколько лет зарубежному инвестору удастся вернуть вложенные в производство деньги — коммерческая тайна. Но, как признался Хенрик НЕНЗЕР, окупаемость проекта произойдет гораздо быстрее, чем рассчитывали первоначально.

«Форд Мотор Компани» первой из мировых автомобильных грандов решила развернуть производство в России и уверена, что не пропадет. Но сотрудничать с российским автопромом компания не собирается. На вопрос «КВ», не собирается ли «Форд Мотор Компани» приобрести контрольный пакет акций какого-нибудь российского автозавода с последующей его модернизацией и переводом на выпуск «Фордов», в случае если темпы продаж превзойдут самые смелые ожидания, последовало решительное «нет». Если мощности Всеволжского завода по выпуску «Фордов» будут исчерпаны, компания лучше построит еще один новый завод, но не будет реанимировать российский автопром.

Андрей КОЛОМИЕЦ.

Всеволожский завод «Форд Мотор Компани»:
Общая площадь: 26 га
Производственная площадь: 36 тыс кв. м
Производственный цикл: сварка кузова, окраска и окончательная сборка автомобиля
Производственная мощность: 25 тыс. автомобилей в год
Потенциальная производственная мощность: 100 тыс. автомобилей в год
Штат: 400 человек
«Форд Мотор Компани»
Основана в 1903 году
Общее количество заводов: 110: 35 — США, 34 — Европа, 8 — Канада, 7 — Австралия-Океания, 10 — Южная Америка, 11 — Азия, 3 — Мексика, 2 — Африка
Виды производств: сборочные заводы — 55, заводы по производству трансмиссий — 11, прессовые производства — 13, заводы по производству двигателей — 18, литейные, кузнечные и алюминиевые заводы — 13, совместные предприятия — 16.
Крупнейший завод: Valensia Body & Assembly Operations (Испания).
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/08/30/fokusi_ot_forda