Только пуля КОЗАКА во степи догонит

Дата публикации: 14 августа 2002

Летать так летать

Главная новинка, которую вводит комиссия Дмитрия КОЗАКА — разграничение муниципалитетов и муниципальных округов. Сельские муниципалитеты создаются на территории одного или нескольких соседних населенных пунктов, включая межселенные территории. Городские (города районного значения и поселки городского типа) включают, как правило, территорию одного населенного типа.

В отличие от существующего сегодня районного самоуправления будущие поселковые и деревенские муниципалитеты будут иметь самостоятельные источники финансирования: причем кроме местных налогов (на землю, имущество, физических лиц) предполагается выделить им часть сквозных налогов (например подоходного).

Муниципалитеты наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов. «Минимальный набор» полномочий, включающий в основном благоустройство территориии предоставление коммунальных услуг населению, подлежит установлению федеральным законом в виде закрытого перечня.

Муниципальные округа включают территории нескольких муниципалитетов и осуществляют уже более широкиеполномочия: дошкольное и общее образование, организация первичной медико-санитарной помощи, содержание учреждений культуры, муниципальных дорог. Доходная база округа формируется в частности за счет средств передаваемыхиз бюджетов, входящих в округ муниципалитетов (по установленным нормативам), за счет собственных налогов и поступления средств за оказываемые округом услуги (например утилизация твердых бытовых отходов).

Представительный орган округа формируется из выборных лиц муниципалитетов. Как отмечено в концепции, наиболее целесообразно — из глав муниципалитетов. Из своего состава избирается председательствующий и нанимается на контрактной основе управляющий округом. То есть исполнительная власть округа нанимается представительной.

Глухари на токовище бьются насмерть

В период реорганизации субъект федерации может весьма существенно изменить структуру, скажем, Омской области. Границы округов определяются законом субъекта федерациии заносятся в Государственный реестр муниципальных округов. И в дальнейшем эти границы сдвинуть будет затруднительно.

Не совсем внятно концепция пока определяет будущее больших городов, которые приравниваются к муниципальным округам и одновременно осуществляют на своей территорииполномочия муниципалитетов. А значит, пока не ясно будущее мэров — будут ли они избираемы или назначаемы городским Советом. Но в любом случае полномочия представительного органа города и его представителя увеличивается. Исходя из этой перспективы становится понятна та ожесточенная борьба, которая идет в Омске за городской Совет. При увеличении автономности муниципальных образований область может в какой-то мере потерять финансовый контроль за городским бюджетом. С другой стороны, концепция КОЗАКА предусматривает возможностьсубъекта федерации в местное самоуправление захода с другой стороны: крупный город может быть разделен на внутригородские муниципалитеты. Во время войны с РОЩУПКИНЫМ в областном контрольно-правовом комитете уже разрабатывалась аналогичная схема: в Омской области к 32-м сельскимрайонам должны были присовокупиться еще пять: Ленинский, Октябрьский, Центральный, Кировский и Советский, а город как самостоятельное образование исчезнуть. Однако в комитете посчитали такую реорганизациюслишком революционной и привлекшей бы к себе внимание всей страны и отказались от этой оригинальной идеи.

Гоп-стоп, ты много на себя взяла

Хотя концепция покаеще туманна (может быть, и сознательно туманна — до момента внесения законопроектов в Думу), ей уже сопротивляются. В частности, осуществляют альтернативный законопроект группы «Народный депутат», где, в частности, предусматривается возможность отставки глав местного самоуправления по представлению Законодательных собраний субъектов федерации губернаторами. Впрочем близость Геннадия РАЙКОВА с губернаторами широко известно. В частности, Геннадий Иванович встречался в нынешнем году с Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ, и они разошлись довольные друг другом.

Не в восторге от концепции замглавы президентской администрации Дмитрия КОЗАКА и Правительство России, Впрочем Михаила КАСЬЯНОВА больше беспокоят не вопросы местного самоуправления, а нерассмотренные в рамках данной статьи проблемы разграничения полномочий между государством и субъектами федерации. Ведь и здесь комиссия тоже собирается передать немало прав на уровень областной, отняв у центра. У одного только Министерства природных ресурсов есть 15 отрицательных отзывов по предложениям комиссии КОЗАКА. Еще бы, Минприроды сейчас строит собственную вертикаль, пытаясь отсечь регионы от распоряжения собственными недрами. А концепция, наоборот, предлагает передать ряд полномочий на места. Так что атакуемая лоббистами исполнительной власти концепция КОЗАКА может и не доплыть до Думы.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/08/30/tolko_pulya_kozaka_vo_stepi_dogonit