Укрощение автобусов

Дата публикации: 03 сентября 2002

Несмотря на повышение тарифа, на городском пассажирском транспорте чрезвычайная ситуация. 

23 августа состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям под председательством первого вице-мэра Александра СТЕРЛЯГОВА. Среди прочего рассматривался вопрос о чрезвычайной ситуации, сложившейся в омском общественном транспорте. Комиссия решила, что до принятия горсоветом решения об утверждении новых тарифов на проезд в муниципальном транспорте следует распространить действие губернаторского указа о повышении тарифов на территории города Омска.

По Уставу города Омска утверждение тарифов на проезд в общественном транспорте как на грех относится к исключительной компетенции горсовета. Ведь когда принимали этот устав, никто и подумать не мог, что работа городского органа представительной власти будетпарализована из-за политических амбиций власти исполнительной.

Между тем городской общественный транспорт стремительно впадал в кому, особенно после очередных повышений стоимости ГСМ и электроэнергии, и функционировал все хуже и хуже. Горсовет не работает, тарифы утверждать некому, вот и вступил в игру наш губернатор, своим указом решивший помочь транспортникам выкарабкаться из тупиковой ситуации. Как бы из машины наш областной гарант вознамерился спасти муниципальный транспорт. Однако, как объяснили в областной прокуратуре, этот указ не прямого действия и тарифы на проезд в городском общественном транспорте все равно должны быть утверждены либо мэром, либо горсоветом.

С незамедлительным исполнением указа промашка вышла, на что отреагировала городская прокуратура, которая на прошлой неделе выписала предписания мэру Евгению БЕЛОВУ и горсовету. В предписаниях указывалось на то, что при введении новых тарифов на проезд не соблюдены положенные формальности, и надо бы исправить это досадное недоразумение. Возможно, насчет тарифов появится постановление мэра, пока же легитимность новой цены на проезд подтвердила городская комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Льготы на халяву

Первый заместитель директора департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ весьма убедительно обрисовал картину развала городского транспорта: рост кредиторской задолженности, убыточность перевозок, выбывание из строя подвижного состава. Вот только причинами транспортной разрухи объявлялись инфляция и, вследствие этого, рост накладных расходов. А основным доводом в пользу того, что по три рубля возить уже нельзя, выступало то, что в других регионах уже давно введены четырехрублевые тарифы, а кое-где платят и по пять рублей.

От информации никуда не деться, — это факт. Но давайте сопоставим, что и как изменилось в цене. В 1990-м проезд в автобусах стоил 5 копеек, в троллейбусах — 4, в трамваях -3, то есть средний тариф — 4 копейки. Сейчас — 5 рублей, подорожание в 125 (!) раз, в то же время бензин и дизтопливо для автобусов подорожали с 20 копеек до 7 рублей 10 копеек (на самом деле департаменту транспорта как оптовому покупателю они обходятся куда дешевле), — это в 35,5 раза, а вот электроэнергия подорожала в 80 раз, при советской власти 1 киловатт-часстоил для предприятий 1 копейку, а для населения — 4. Так откуда же берется такое умопомрачительное удорожание проезда в общественном транспорте?

Могут возразить, что в былые времена общественный транспорт был дотационным и все его убытки покрывало государство. Так, кстати, до сих пор происходит во всем мире, нигде общественный транспорт не является самоокупаемым. А у нас государство лишь компенсирует затраты транспортников на перевозку льготников, по количеству которых мы уверенно идем впереди планеты всей. 54 категории льготников — это круто, а в этом году к ним добавились по воле губернатора еще налоговые работники.

О том, сколько именно в Омске льготников, существует несколько точек зрения. По данным самих транспортников, более 300 тысяч, а вот областная власть в период информационной войны с мэрией эту цифру не признавала, но и своей точной не называла.

Самая массовая категория льготников — инвалиды и ветераны, за их бесплатный проезд должна платить областная администрация. Как она это делала в последние годы, хорошо видно из таблицы.

Как было отмечено на комиссии по чрезвычайным ситуациям, в городе сложилась реальная угроза остановки движения общественного транспорта. Повышение тарифа сразу на 66% больноударило по карману нельготных омичей. Как уверяют в прокуратуре, поскольку легитивного утверждения нового тарифа не произошло, пассажиры имеют право обжаловать в суде действия департамента транспорта по увеличению стоимости проезда. Если смельчаки найдутся, предлагаем сообщить об этом в редакцию «КВ» — осветим процесс.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/08/33/ukroshchenie_avtobusov