потому что карьер на глазах превращается в свалку.
21 августа Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Омской области приостановило работы по заготовке песка на площадке, расположенной неподалеку от улицы Крупской на Левобережье. Соответствующие предписания получили руководители ДЭС Ленинского округа и дирекции строящегося метрополитена. Основанием для запрета послужило то, что эти организации не представили насогласование проекты проведения самих работ и рекультивации участка.
Такое непослушаниеявляется нарушением Закона РФ «Об охране окружающей среды». Ведь добыча песка велась в природоохранной зоне — пойме Иртыша.
В свое время песок в районе улицы Крупской намыли, собираясь строить здесь еще один микрорайон — Прибрежный. Потом планы омских архитекторов изменились, и от выведения этого жилмассива решили отказаться. Городские власти положили глаз на бесхозный песок весной 2001 года. Это сырье было необходимо и для собственных нужд мегаполиса. Но, в первую очередь, для строительства метромостаи метро. По имеющейся у нас информации, таким образом, было решено провести некие взаимозачеты между городскими областным бюджетом. Видимо, региональные власти, проводящие тотальнуюмобилизацию средств для стройки тысячелетия, настойчиво порекомендовали муниципалитету посодействовать благому делу. Поэтому мэр Евгений БЕЛОВ подписал соответствующее распоряжение — и разработка новоиспеченного песчаного карьера началась. Впрочем, в прошлом году много песка вывезти не успели. Настоящий аврал начался весной 2002 года. Метромосту требовалось очень много песка. Кроме того, город начал ремонтировать дороги. По состоянию на 1 июня метростроевцы вывезли 152 тысячи кубометров песка, а дорожно-эксплуатационная служба Ленинского округа, которая является официальным хозяином дармового карьера, — 28 тысяч кубометров. Но, кроме этих организаций, считаютэкологи, добычу песка ведут здесь и другие, ведь охраны практически никакой.
Вмешательство омскогопредставительства федерального природоохранного органа наверняка надо связывать с приходом на пост начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Омской области Николая ЯЛОВЕНКО. Ведь именно в июне к разработчикам рукотворного проекта стали поступать настоятельные требования экологов, чтобы они представили хотя бы не сам проект, а сроки его согласования. Однако и метрополитен, и ДЭС Ленинского округа эти требования проигнорировали. Записанный в июньском предписании срок — 1 августа — прошел. И тогда природоохранители решили действовать по полной программе.
Наверное, любому посвященному человеку ясно: дело тут вовсе не в борьбе амбиций. Ведь речь идет не о строительстве какого-нибудь ларька, а о серьезномизменении прибрежного ландшафта. И к каким последствиям это может привести, обязательно надо предусмотреть. Для того проекты и существуют. Руководство городского управления по ГО и ЧС тоже всерьез обеспокоилось: еще массовых подтоплений, и, не дай бог, наводнений, нам не хватало. До ближайших домов густонаселенного жилмассива метров 500. Кроме того, карьер на глазах превращается в рассадник инфекции, то бишь импровизированную свалку. Никто не подумал и о рекультивации, которая, вполне возможно, потребует огромных средств. Впрочем, экономический аспект проблемы выглядит совсем по-идиотски. Ведь, подсчитав все затраты, наверняка выгоднее было бы закупить песок даже в Казахстане. Но, как в советское время, у нас важнее уложиться в намеченные сроки строительства метромоста и тем самым выполнить директиву вышестоящих — областных властей. Поэтому сейчас экологи опасаются, что их предписание не будет выполнено. В тот же день, 21 августа, состоялся телефонный разговор представителей ДЭС и дирекции метростроя с мэрией. И муниципальные власти высказались: никого не слушайте, работайте дальше, если вам надо! Так что природоохранители в конце минувшей недели обратились за поддержкой в областную прокуратуру и к своему московскому руководству. Ну а руководителям организаций-«добытчиков» песка в ближайшее время придется еще и заплатить штрафы.