Большой хлеб

Дата публикации: 12 сентября 2002

Цена на омскую пшеницу нового урожая обещает быть рекордно низкой. 

29 августа на Кировск-Омском элеваторе по инициативе Главного управления сельского хозяйства администрации Омской области прошло совещание, куда пригласили всех влиятельных операторов омского зернового рынка — директоров крупнейших хозяйств, директоров перерабатывающих предприятий, КХП, элеваторов, а также автотранспортников и железнодорожников. Судя по всему, областная власть поняла, что омская пшеница из нового урожая уже никому не нужна за пределами региона, поскольку на юге и в средней полосе России опять случился хороший урожай зерновых. Возможный козырь — это качество зерна и его низкая себестоимость. Начальник Главного управления сельского хозяйства Виктор БЕЛЕВКИН призвал участников зернового рынка не давить омских товаропроизводителей высокими ценами на услуги по транспортировке, переработке и хранению зерна. И еще почему-то предложил «не выносить сор из избы».

Прошлогодний урожай не помог

Напомню, что проблемы со сбытом зерна начались у омских производителей еще прошлой осенью (см. «КВ» от 23 января 2002 года). К тому времени, когда областная власть отрапортовала о рекордном урожае зерновых (в весе после доработки получилось, по данным Омскоблкомстата, 3, 813 млн тонн), закупочные цены на пшеницу уже упали. Высокий урожай случился по всей стране, и потребители быстро отреагировали на избыточное предложение. Трейдеров из денежных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень) интересовала исключительно качественная омская пшеница с высоким содержанием клейковины — 25% и выше. Но даже на нее цена практически не поднималась выше отметки в 2 300 рублей за тонну.

Небольшое колебание было лишь в декабре, когда цена достигла уровня 2 500 рублей за тонну, но вскоре она опустилась еще ниже. Весна и начало лета тоже не оправдали надежды производителей зерна. Хотя они пытались торговаться и предлагали к продаже пшеницу по 2 500 рублей за тонну, но реально могли продать ее лишь за 2 100-2 200 рублей. Даже власть поняла, что на омский зерновой рынок пришла длительная стагнация, которая грозит перерасти нынешней осенью в системный кризис.

Большинству омских товаропроизводителей высокий урожай прошлого года финансового облегчения так и не принес. По весне даже крепкие хозяйства юга области были вынуждены раздавать свои товарные остатки почти даром — либо в погашение долгов, либо за очень маленькие деньги. Поэтому к нынешней уборочной кампании товаропроизводители подошли без малейшего запаса прочности, лишь обремененные новыми долговыми обязательствами. Даже не верится, что в мае-июне 2001 года омская пшеница 3 класса покупалась иногородними зерновыми трейдерами по сумасшедшей цене. В самые пиковые моменты за тонну давали около 4 000 рублей. Эх, вернуть бы те времена!

Осенние сюрпризы

Волна тихой паники, как и в прошлом году, пошла с юга России. Уже в начале августа, когда Кубань намолотила со своих полей более 9 миллионов тонн зерновых, селяне забили тревогу: спрос на пшеницу практически отсутствует, хотя качество южной пшеницы, как уверяют, в этом году несколько лучше, чем в прошлом. К концу августа зерновой рынок перегрелся основательно. И тому есть веские причины. Зерно некуда девать.

По прогнозам Минсельхоза. общий урожай зерновых в этом году должен быть не ниже 85 миллионов тонн (в конце августа, когда Западная Сибирь только приступила к уборке своего урожая, было обмолочено уже 64 миллиона тонн). В этом году и Казахстан ставит рекорды урожайности. В восточных областях, где никогда не собирали больше 12 центнеров с гектара, сегодня намолачивают по 30 центнеров. Что касается Омской области, то еще в указе от 9 апреля 2002 года губернатор ставил перед хлеборобами вполне конкретную задачу: намолотить в этом году не менее 3 миллионов тонн зерновых (см. «КВ» от 6 мая 2002 года). Сегодня Леонид ПОЛЕЖАЕВ мыслит другими категориями и цифр уже не называет. Соберите, мол, все, что есть в поле.

Впрочем сколько бы ни намолотили омские аграрии, этого с лихвой хватит для всех внутренних потребностей области, да еще и про запас может остаться. В стране еще с прошлого года имеется излишек в 20 миллионов тонн. По данным Главного управления сельского хозяйства администрации Омской области, большие остатки зерна есть и в Западной Сибири. В Новосибирске — 600 тысяч тонн, в Тюмени — 500 тысяч тонн, а на Алтае и того больше — 1,2 миллиона тонн. Точная цифра омских запасов зерна по каким-то причинам не называется. Специалисты говорят крайне обтекаемо: у нас, мол, остатков практически нет. Кстати, эта информация косвенно подтверждается и из других источников. Большинство опрошенных зерновых трейдеров отвечали на вопрос корреспондента «КВ» примерно так же: остатки прошлогоднего зерна в области небольшие. А те, что есть, — это оперативные запасы до нового урожая.

Куда делась огромное количество омской пшеницы при низком прошлогоднем спросе — отдельная тема для разговора. Похоже, что некоторое количество зерна по разным причинам просто непригодно для переработки и использования. Зерно — продукт капризный и плохо реагирует на неподходящие условия хранения. Может прорастать, «гореть», клещ в нем может завестись и так далее. Как говорит руководитель Государственной хлебной инспекции по Омской области Виктор КАПИС, у многих хозяйств нет возможности создать нормальные условия для хранения зерна.

Знающие люди рассказывали, как некоторые рачительные селяне пытались сохранить свой фураж и закладывали его в силосные ямы. К сожалению, прошлогоднее зерно оказалось слишком влажным для такого дедовского способа хранения. Догадываетесь, что получилось в итоге, когда после нового года они вскрыли эти силосные ямы?

Поработаем, если получится...

Какой будет урожай — вот в чем вопрос. «Никому наше зерно не нужно, — говорит заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства Иван ВАСЬКОВ. — Если и будет спрос, то только на качественное и очень качественное зерно». Кстати, и в прежние годы зерно из Западной Сибири ценилось за высокое содержание клейковины. Его использовали как улучшитель для зерна из южных регионов при производстве муки высшего сорта. По словам Виктора КАПИСА, в начале 80-х годов в Омской области высококачественная пшеница составляла 87% от собранного зерна.

Все видят, что нынешнее лето слишком дождливое, а это значит, что хорошей клейковины может и не быть. Большинство операторов омского зернового рынка ждут хороших новостей, особенно те, кто ориентирован на потребителей из европейской части России. Уже пару месяцев на омском рынке затишье. И еще инимум две недели, а то и весь сентябрь продлится «разброд и шатание». Уборочная идет очень вяло из-за плохой погоды. Созрела лишь половина пшеницы, а убрано чуть более 2% посевных площадей области. Трейдеры говорят: будет хорошая пшеница, будет и работа.

Омский рынок сужается на глазах. Почему-то и москвичи в этом году тоже не торопятся к нам приезжать.
Может, потому что рентабельность снижается, а риски, наоборот, растут. Рассказывали, к примеру, как одна фирма буквально на пустом месте потеряла 8 миллионов рублей. Купила пшеницу зимой по 2 500 рублей за тонну, а потом долго не могла найти покупателя. Удалось реализовать товар только по 2 100 рублей за тонну. Есть и другие истории. Закладывают, к примеру, на хранение пшеницу с клейковиной 25%, а спустя несколько месяцев делают анализ и обнаруживают, что содержание клейковины упало до 22%, а это уже 4 класс и цена его меньше ровно в два раза. Наука считает это невозможным, но факт есть факт.

Правда, одного оптимистично настроенного трейдера нам найти удалось. Он рассказал корреспонденту «КВ», что первые пробы обмолоченной в Одесском районе пшеницы якобы показывают высокое содержание клейковины — 27%, а значит. все будет хорошо.

Еще один вопрос — цена на зерно. Ее сегодня просто нет, как нет и реальных покупателей. Все считают, что цена будет очень низкая, если судить по ситуации в европейской части России, где уже сегодня предложение намного превышает спрос. В Москве закупочная цена на пшеницу с содержанием клейковины 23% уже упала до 1 600 рублей за тонну. Если учесть, что за транспортировку этой тонны из Омска до Москвы придется заплатить железной дороге приблизительно 750 рублей, то трейдеру остается совсем маленькое пространство для маневра. А нужно ведь еще заплатить за доставку зерна до элеватора (минимум 1,3 рубля за тонно-километр), да и услуги элеватора денег стоят, да прибыль хоть какую-то нужно заложить. Сколько он сможет заплатить производителю? Максимум 650-700 рублей за тонну. А при этом себестоимость производства зерна по области колеблется в районе 1000 рублей за тонну.

Съедим, сколько сможем

В самом выгодном положении, конечно, агрохолдинги. Особенно те, у кого полный цикл — от производства зерна до выпечки хлеба. К примеру, булка хлеба стоила 6 рублей, когда зерно покупали по 3 500 рублей за тонну, и сегодня она стоит столько же. Цена на конечный продукт почему-то стоит мертво и не зависит от сезонных колебаний на зерновом рынке. Остальным омским товаропроизводителям остается надеяться на увеличение внутреннего спроса. Он все равно будет, как бы ни сложилась конъюнктура рынка. В Омске достаточно большая потребность в муке. Одной только Омской макаронной фабрике необходимо 1 700 тонн муки в месяц, а есть еще хлебозаводы, многочисленные мини-пекарни, всевозможные кондитерские цеха. Даже производители мороженого и майонеза без муки обойтись не могут. Да и омичи традиционно закупают осенью муку целыми мешками.

В общем, ОАО «Мельница», ЗАО «Житница» и другие крупные переработчики при любом раскладе будут работать с омской пшеницей. Другое дело, что низкая закупочная цена на зерно едва ли устроит производителей. На том же вышеупомянутом совещании от имени товаропроизводителей выступал небезызвестный депутат Законодательного собрания и генеральный директор ЗАО «Нива» Владимир ПУШКАРЕВ. Он предложил переработчикам брать у селян качественную пшеницу не дешевле 2 200 рублей за тонну. Эта цена, мол, не слишком высока и должна, по его мнению, устроить обе стороны.

Впрочем рынку наплевать на мнение омских депутатов-аграриев. Более реальный ценовой прогноз дали в одной известной трейдерской фирме — 1600-1800 рублей за тонну пшеницы с содержанием клейковины не менее 25%. В противном случае Омск мгновенно завалят своей дешевой мукой алтайские производители. Конечно, искренне жаль сельских товаропроизводителей, которым светит тяжелый год. На полудиком зерновом рынке они опять оказались «самым слабым звеном», и помощи им ждать неоткуда. Правда, сегодня уже опять ведутся громкие разговоры о возможных закупках зерна в госрезерв, но это все, на мой взгляд, большая политика далекая от реалий жизни.

Хочу напомнить события прошлого года, когда в декабре группа компаний «Разгуляй-зерно» через Западно-Сибирскую зерновую компанию проводила в Омской области долгожданную государственную интервенцию, то никто этого и не заметил. Хотя они реально закупили 50 тысяч тонн пшеницы по достаточно высокой цене и вывезли все зерно за пределы области, проблем у омских хлеборобов от этого не стало намного меньше.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/09/34/bolshoy_hleb