Денег привалило
В первом полугодии собственных доходов в областной бюджет было собрано в размере 2,2 млрд рублей, что на 572,6 млн рублей или на 34,1% больше запланированного. Наибольший прирост платежей к соответствующему уровню 2001 года достигнут по налогу на прибыль организаций — на 165,6 млн рублей или на 24,1%, по налогу на доходы физических лиц — на 253,2 млн рублей или на 73,3%, а также налогам на совокупный доход — на 158 млн рублей, более чем в 2 раза.
По-прежнему в структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций — 37,9 %, затем подоходный налог — 26,6% и налоги на имущество — 9,0%. За шесть месяцев текущего года по налогу на прибыль организаций в бюджет поступило 853,4 млн рублей, а по налогу с физических лиц — 598,6 млн рублей.
Довольно прибыльным оказался налог на игорный бизнес: в бюджет собрано 2,7 млн рублей. Сумма немаленькая, если учесть, что, во-первых, за аналогичный период 2001 года в бюджет поступило лишь 185 тысяч рублей. Во-вторых, при формировании областного бюджета на 2002 год доходы по сбору этого налога вообще не были учтены.
Что касается неналоговых доходов, то их тоже собрано значительно больше, чем за шесть месяцев прошлого года: 34 млн рублей против 18,6 млн рублей. Причем если в первом полугодии 2001 года план по сбору этих налогов был выполнен лишь на 27,8%, то в нынешнем году перевыполнен 24,1%. Это стало возможным, в частности, за счет увеличения доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также арендных платежей за земли городов и поселков. Кстати, если говорить о последних, то план по их сбору выполнен на 3 673,9%. Видимо, органы власти вплотную занялись наведением порядка в вопросах распоряжения земельными участками.
Как всегда, есть недофинансирование
По расходам областной бюджет в первом полугодии исполнен в объеме 4,6 млрд рублей при плане 4,3 млрд рублей, или на 106,9%. По отдельным разделам бюджета есть перерасход средств. Например, по следующим статьям: «Государственное управление и местное самоуправление», «Образование», «Здравоохранение», «Обслуживание государственного долга». Как отмечено в пояснительной записке к отчету об исполнении бюджета, это связано с тем, что в случае необходимости квартальные бюджетные ассигнования перемещались по уровням бюджетной классификации в пределах общего объема бюджета.
По отдельным же статьям наблюдается недофинансирование. На 9,7% меньше запланированного было потрачено средств по разделу «Промышленность, энергетика, строительство», а на 19,9% — «Жилищно-коммунальное хозяйство». Лишь на 1,6% выполнена статья «Оплата труда» в разделе «сельское хозяйство и рыболовство», на 4,7% — статья «Оплата труда» в разделе «Охрана окружающей природной среды...», на 6,4% — по разделу «Судебная власть».
Как пояснила на заседании ЗС заместитель председателя комитета финансов и контроля администрации Омской области Надежда ТЮМЕНЦЕВА, причины недофинансирования в том, что в первоочередном порядке средства областного бюджета направлялись на выплату зарплаты бюджетникам. Что касается раздела «судебная власть», то средства на эту статью не были выделены в полном объеме в связи с неукомплектованностью аппарата мировых судей.
Параметры надо менять
Поскольку доходная часть бюджета за первое полугодие этого года перевыполнена, то возникла необходимость изменения общих параметров бюджета 2002 года. На 455 млн рублей планируется увеличить раздел «налоговые доходы», в частности, на 250 млн рублей статью «Единый налог на вмененный доход», на 200 млн рублей — «Налог на имущество предприятий» и на 5 млн рублей — «Налог на игорный бизнес». На 136,7 млн рублей возрастет и такой раздел доходной части бюджета, как «Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней». Общая же сумма доходов будет увеличена на 591,7 млн рублей.
Значительное увеличение доходов от «вмененки» вызвано тем, что в октябре прошлого года в соответствии с Законом Омской области «О едином налоге на вмененный доход» возросла налоговая нагрузка на плательщиков этого налога. Кроме того, поскольку практически все понижающие коэффициенты базовой доходности были исключены из закона, то со стопроцентной точностью просчитать объемы поступления налога на вмененный доход не представлялось возможным.
Одной из причин увеличения объема доходов по налогу на имущество стала проведенная работа по реструктуризации кредиторской задолженности предприятий и организаций, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам. По поводу же налога на игорный бизнес в пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в бюджет сказано, что планировать доходы по этому налогу не было оснований, так как на момент формирования областного бюджета не были внесены изменения в Закон Омской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» в части увеличения размера ставок.
Потеряли 5 млн рублей
Куда же пойдут «лишние» деньги? Больше всего средств — 310,2 млн рублей планируется направить на финансовую помощь бюджетам других уровней. В этой сумме предусмотрена дотация Омску в размере 205,7 млн рублей на частичное возмещение расходов в связи с повышением окладов работникам бюджетной сферы.
Расходы будут увеличены, например, на реализацию федеральных адресных инвестиционных программ по разделу «Промышленность, энергетика, строительство» на сумму 132,7 млн рублей. А также на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 75,6 млн рублей, на зарплату чиновникам областной, районных администраций — 75,5 млн рублей.
Каким образом в итоге будут перераспределены средства областного бюджета — покажет время. Но ряд вопросов по поводу изменения основных параметров бюджета уже возник у нескольких народных избранников. В частности, председатель Законодательного собрания Владимир ВАРНАВСКИЙ поинтересовался: куда делись еще 5 млн рублей из общей суммы средств, предусмотренный на реконструкцию здания ЗС. Четкого ответа на вопрос не дали ни Надежда ТЮМЕНЦЕВА, ни депутат ЗС Олег ШИШОВ. Он лишь отметил, что бюджет — сложный закон, в нем много цифр, с которыми депутатам и предстоит разобраться в ходе внесения изменений в основной финансовый документ области.