Елена ЕРШОВА: "Меня удивило,как мало информации о продукции, выпускаемой местной промышленностью"

Дата публикации: 13 октября 2002

Каждому муниципалитету есть чем гордиться, вот омский, к примеру, по праву считается лидером в области муниципального заказа. Этой весной в Новосибирске проходиламежрегиональная конференция по борьбе с коррупцией, на которой, в частности, отмечалось, что в Омске с коррупцией борются с помощью муниципального заказа. Совсем недавно департамент муниципального заказа возглавила Елена ЕРШОВА, которая пришла в городскую администрацию из Омскэнерго, лишний раз подтвердив, что энергокомпания стала надежной кузницей кадров для нынешней городской власти. О том, чем отличается служба в горадминистрации от работы в Омскэнерго, какие заботы и планы у департамента муниципального заказа, «КВ» расспросили его свежеиспеченного директора.

— Елена Александровна, чем вызвано то, что вы вслед за многими энергетиками покинули Омскэнерго? Неужели в муниципалитете более интересная работа?

— Когда я пришла на пост директора Омскэнергоснаб, сменив на нем моего отца Александра МИРОНЧЕВА, у меня было вполне понятное желание как можно лучше организовать снабженческую работу, чтобы не подвести тех, кто доверил мне эту ответственную должность. Из-за финансовых неурядиц закупки в Омскэнерго носили аварийный характер — это всегда дорого и невыгодно. Мне предстояло спланировать и реализовать регулярную снабженческую цепочку — задача была интересной, и вроде бы у меня все получалось неплохо.

Снабженцы находятся посередине между производством и финансами, обеспечивают первое и зависят от второго. Пока в Омскэнерго была единая команда, там работали талантливые финансисты. После смены руководства энергокомпании как-то сразу два крыла ушли, в переходный период ту работу, которую хотелось делать, не получалось, развивать систему управления закупками не удавалось. В принципе,никто меня не затирал, но как-то не сложились отношения с новым руководством.

— Ну а как работается в муниципальной структуре? Быстро ли адаптировались к изменившимся условиям?

— Даже спустя почти год я не чувствую себя муниципальным чиновником. Основная задача нашего департамента — бытьсвоеобразным внутренним консультантом для других подразделений муниципалитета. Мы выступаем как организаторы конкурсов по поставке товаров и услуг для города, соответственно несем ответственность за их воплощение в жизнь, сопровождаем процесс от начала конкурса до исполнения договоров, контролируем, оказываем содействе. Если ситуация зашла в тупик, стараемся искать другие варианты.

Не могу сказать, что привыкла работать в этой среде. Муниципальная структура не плохая или хорошая, просто другая, замкнутая. В чем-то это мешает, но не фатально. Новый человек всегда имеет проблемы, пока не разберется досконально что к чему. Если бы я не была членом команды мэра, то не смогла бы работать на этом месте.

— Кстати, а как Евгений БЕЛОВ относится к муниципальному заказу?

— Мэр уделяет много внимания муниципальному заказу, настаивает на создании стройной структуры управления заказами. Но проблема формирования сквозного муниципального заказа наталкивается на банальную нехватку денег. Управлять материальными потоками без управления финансами просто невозможно.

Вне зависимости от того, как к нашей службе относится мэр, должен быть закон, определяющий правила игры. Закон о муниципальном заказе в Госдуме похоронили, горсовет недееспособен, поэтому приходится самим изобретать велосипед. Муниципалитет — потребитель определенных видов товаров и услуг, но их спектр очень широк. Открытый конкурс — процедура весьма затратная, проводить его целесообразно, если закупка составляет не менее 250 тысяч рублей. Главное — знать, что именно нужно покупать, остальное можно откорректировать по ходу дела. Именно поэтому одна из задач, которая поставлена перед департаментом, изучить ситуацию на омских товарных рынках, сориентироваться, что и где закупать.

— Ну и что, удалось разобраться в ситуации на товарных рынках?

— С самого начала меня удивило, как мало информации о продукции, выпускаемой местной промышленностью. Для сбора и обобщения информации мы провели заявочную кампанию. Совместно с департаментом экономической политики рассылали приблизительный перечень возможных поставок омским производителя, но откликались они не слишком активно.

Конкурс эффективен тогда, когда есть конкурентная среда. Формирование условий конкурса невозможно без взаимодействия с заказчиками, которыми для нас выступают в первую очередь городские управления здравоохранения, образования, культуры, департаменты городского хозяйстваи транспорта. Наша главная установка: клиент не дурак и всегда прав. Казалось бы, чего проще: собрать заранее все заявки и наладить приобретение всего необходимого через систему регулярных конкурсов, только вот воплотить эту систему в жизнь оказалось очень сложно.

— Чем может похвастаться департамент муниципального заказа?

— О результатах говорить пока рановато, это лето было очень напряженным. В этом году намипроведено 79 конкурсов по закупке товаров и услуг на 239 млн рублей, из них 237 млн достались омским поставщикам и подрядчикам. На проведении конкурсов городская казна сэкономила 19 млн рублей. При выборе между местными и иногородними поставщиками учитывалось в первую очередь выгода муниципалитета как постоянного потребителя. Хотя о поддержке местных производителей тоже забывать не следует.

Конкурс — только один из инструментов выбора, в последнее время наметилась тенденция к формированию долгосрочных отношений с поставщиками. Необходимо налаживать контакты с иногороднимипроизводителями, производство которых не представлено на местном рынке при этом грамотно просчитанная и графики поставок, и объемы страховых и текущих запасов. К примеру, по ЖБИ весной, когда в них возникает потребность, конкурс проводить бессмысленно, потому что львиная доля омских стройматериалов отправляется на север. Значит, конкурс лучше проводить в строительное межсезонье и добиваться фьючерсныхпоставок ЖБИ.

Достаточно интересным получился конкурс на поставку медикаментов для «Скорой помощи». Нужно было договориться о поставках в условиях нестабильногофинансирования. Выбор производится по 19 критериям: деловая репутация, финансовое состояние поставщика, размер торговой надбавки, отсрочка платежа, гарантированные сроки поставки, жесткая фиксация цен и прочие показатели. По каждому претенденту выводился интегрированный показатель, в результате победителем стала компания «Фармекс».

— Сложно ли вам как женщине быть начальником и каких принципов руководства вы придерживаетесь?

— Если ты решился стать руководителем, то уже неважно, мужчина ты или женщина. Я тихий сторонник управления по результатам деятельности подчиненных, считаю, что должностная инструкция — вещь скорее вредная, чем полезная. В нашем департаменте работают всего 30 человек, глобальные задачи перед нами не ставятся, поэтому главное — установить некий внутренний контакт со всеми работниками, чтобы возникало ощущение того, что все мы делаем одно общее дело.

Мне кажется, что в департаменте все хотят работать хорошо, у нас много перспективной молодежи. Я уверена, что в муниципальных структурах должны работать не энтузиасты, а специалисты-профессионалы. Чиновники старой закалки в упор не видят современные управленческие процессы, ту же логистику, а молодежь более восприимчива к новым идеям. Но прежде чем наказывать или увольнять сотрудника, не справляющегося со своим участком работы, нужно разобраться, как можно его использовать. Искусство руководителя состоит, на мой взгляд, в грамотном распределении обязанностей, чтобы в результате подчиненные выдавали нужный интеллектуальный продукт.

— Остается ли время на досуг и привычные женские хлопоты?

— Со временем у всех руководителей напряженка, а я еще вдобавок заочно учусь в классическом университете по специальности «Муниципальное и государственное управление». От готовки, стирки и прочих прелестей домашнего хозяйстваникакого удовольствия не получаю, но приходится все это делать, куда же деваться. А вот что я действительно страшно люблю, так это путешествовать. Правда, работа и нехватка средств не позволяют часто бывать там, где хочется, поэтому за границу путешествую в основном у экрана телевизора. Но все же мне удалось уже много где побывать.

У меня постоянное чувство вины перед моими сыновьями, с которыми общаюсь намного меньше, чем хотелось бы. Хотя они еще маленькие (одному 11 лет, другому — 9), но ребята уже вполне серьезные — хорошо учатся, разрядники по шахматам, да и по хозяйству стараются помогать.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/10/40/350069