Азовский спиртозавод продается с молотка

Дата публикации: 13 ноября 2002

Главное — ввязаться в драку

В Азовском районе, видимо благодаря его национальной специфике, крупных инвестиционных проектов внедрялось больше, чем в других районах Омской области. Только вот денег в виде увеличения налогооблагаемой базы ни один проект пока не принес, зато головной боли добавилось изрядно. Азовский кирпичный завод, о котором так много говорили, так толком и не заработал, и в прошлом году был продан фирме«Луна-Керамика» за векселя со сроком погашения до 2007 года, а в этом его бывшего владельца ООО «ПКП „Стоун“ настигла процедура банкротства. Еще больше разговоров было об Азовском спиртозаводе, но и его владельца постиглоскоропостижное банкротство.

Идея построить в Азове спиртозавод возникла еще до дефолта, „Меридиан- Плюс“ взял впервые кредиты и приобрел в Германииуникальное оборудование для производства спирта, такого в нашей стране тогда почти не было. Согласно бизнес-плану окупаемость проекта не превышала 10-11 месяцев. Однако оборудование поступило в страну после 17 августа 1998 года, в результате сумма таможенных платежей увеличилась почти до 7 млн. рублей.

Сильно возросшие таможенные платежи оказались для „Меридиана-Плюс“ неподъемными, и высокотехнологичное оборудование застряло на таможенном складе. Выручило постановление губернатора № 479-п от 16 декабря 1998 года „Об оказании помощи предприятиям Омской области по таможенному оформлению оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах“. Таможенные долги были успешно реструктуризированы, а в 1999 году удалось получить новые кредиты в Сбербанке, и работа по строительству спиртозавода закипела.

За полгода удалось наполовину смонтировать оборудование и на 80% построить необходимую инфраструктуру. Но тут кредитные деньги закончились, и осенью 1999-го все работы на спиртозаводе прекратились. Недостроенное производство неплохо охраняли, поэтому почти ничего не растащили за эти годы. Однако время шло, денег на достройку и пуск завода не находилось, в то же время проценты по старым кредитам капали неотвратимо.

Берешь чужие, а возвращать нужно свои

Когда Омское отделение Сбербанка согласилось кредитовать перспективный проектпо строительству спиртозавода, ему пришлось превысить лимит кредитования одного предприятия. Кредитование „Меридиана-Плюс“ велось не только напрямую, но и через другие фирмы. Вот и накопилась сумасшедшаясумма долга в 344 млн рублей перед Сбербанком. Поначалу применялось перекредитование, но такую сумму в мешке не утаишь. До производства спирта так же далеко, как и три года назад, а Сбербанк нес дополнительные расходы, резервируя по невозвращенным кредитам страховочные суммы почти таких же размеров. Именно азовская кредитная эпопея сыграла роковую роль в прошлогодней отставке руководителя Омского отделения Сбербанка Людмилы КРОЛЕВЕЦ,

Кроме самого Сбербанка крупными кредиторами „Меридиана-Плюс“ оказались ЗАО „Дизайн-Принт“ (55 млн рублей) и Фонд социально-экономического развития „Азово“ (26 млн). Сами они, соответственно, почти столько же должны Сбербанку, поэтому особо ни на что не претендуют. Надо сказать, что „Дизайн-Принт“ — это еще один азовский инвестиционный проект, поэтому на его судьбе следует остановиться отдельно.

В 1997 году под приобретение немецкого типографского оборудования в Сбербанке был взят не инвестиционный, а обычный кредит сроком на один год в 6 млн рублей (на тот момент почти один миллион долларов), под который и было создано ЗАО „Дизайн-Принт“. 65% акций новоиспеченной фирмы принадлежали дочери главы администрации Азовского района Бруно РЕЙТЕРА и редакции газеты Азовского района. На кредитные деньги были приобретены помещения на Левобережье и суперсовременное типографское оборудование в Германии, говорят, даже в Москве тогда такого не было.

20 августа 1998 года новая типография начала работать, но в самый разгар кризиса быстро окупиться было нереально. За „Дизайн-Принт“ по рублевому кредиту, который вдруг стал не слишком обременительным, рассчитался „Меридиан- Плюс“. А потом под его гарантии „Дизайн-Принт“ взял в Сбербанке сначала один кредит, потом другой — чтобы рассчитаться с первым. В результате 26 сентября 2002 года по иску Сбербанка в ЗАО „Дизайн-Принт“ арбитражным судом была введена первая стадия процедуры банкротства. В том, что и там грядут ликвидация и распродажа, сомнений быть не может.

Полный швах
Нельзя сказать, чтобы владельцы недостроенного спиртозавода сидели сложа руки, нет, велись лихорадочные поиски инвесторов. Находились даже желающие вложить деньги в перспективный проект из Москвы и с Тюменского Севера, но каждый раз что-то не срасталось. А в прошлом году объявился местный инвестор — директор ООО „Полет Аэротрейд“ Алексей КАРПЕНКО, который посулил любые инвестиции под акции „Меридиана-Плюс“. За каждые 5% акций по его фирма обещала принести на блюдечке с голубой каемочкой 15 млн рублей инвестиций. В результате достигнутых договоренностей 50% акций перекочевало к „Полету Аэротрейд“ за 78 тысяч рублей, а „Меридиан Плюс“ должен был получить 150 млн рублей инвестиций.

Надо ли говорить, что ни копейки инвестиций не поступило. Когда отчаявшиеся „меридианцы“ напомнили Алексею КАРПЕНКО о его щедрых обещаниях, несостоявшийся инвестор развел руками: извините, всяко бывает, не получилось. Но предложение вернуть 50% акций он отверг, разве что продать был готов, но уже за 12 млн рублей. Не найдя понимания у руководства „Меридиана-Плюс“, „Полет Аэротрейд“ продал свой пакет акций ЗАО „Перспектива“. Новый владелец никаких обязательств перед „Мериданом- Плюс“ не имел, поэтому в июле этого года решил провести внеочередное собрание акционеров ООО и переизбрать его директора Юрия ОСТРИЖНОГО.

Но „перспектива“ не успела возможной сменить руководителя компании, потому что процедура банкротства»Меридиана-Плюс" уже была запрещена. 22 июля по решению арбитражного суда там вводится процедура наблюдения. Назначенный судом арбитражный управляющий Никита УТОЧЕНКО столкнулся с отказом со стороны директора «Меридиана-Плюс», Юрия ОСТРИЖНОГО предоставлять хоть какие-то документы и согласовывать с ним совершаемые предприятием сделки. Это объяснялось стремлением уберечь коммерческие и налоговые тайны.

Уже 13 августа по решению суда ОСТРИЖНОГО отстранили от исполнения обязанностей, вместо него директором стал временный управляющий. Картина финансовой безысходности банкрота была столь очевидной, что уже 3 сентября суд ввел конкурсное производство. Воистину банкротство спиртозавода проходит ударными темпами, доселе в наших краях невиданными.

Долги по зарплате у «Меридиана- Плюс» меньше 100 тысяч рублей, по балансу числитсядва миллиона рублей долгов по налогам, но Азовская налоговая инспекция даже не заявила свои требования. Понятно, что на фоне гигантских долгов третьей очереди налоговикам, которые относятся к четвертой, ничего не светит, но хотя бы для полноты картины их учесть надо.

Потенциальные покупатели спиртозавода в очередь не выстраиваются, реально 150 млн рублей за него предложила только одна московская фирма. Сбербанк и не надеется вернуть назад все вложенные в инвестиционный проект кредитные средства, для него сейчас важнее получить обратно хотя бы часть,а остальное можнобудет списать на убытки. Думается, азовский облом надолго отобьет охоту у Омского отделения Сбербанка кредитовать местных предпринимателей по-крупному.

Говорят, буквально за неделю до своей гибели на Азовский спиртозавод приезжал Александр ВЕРЕТЕНО и проявил неподдельный интерес. «Оше», имеющей свой спиртозавод, не слишком нужен еще один конкурент на спиртовом рынке, поэтому было бы логично, если бы именно она приобрела азовский недострой. Но, видно, денег на это недостает, поэтому придется ошовскому спиртозаводу рано или поздно вступать в конкуренцию с азовским. Если кто-то его выкупит, то ведь не для того, чтобы демонтировать.



 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/10/40/azovskiy_spirtozavod_prodaetsya_s_molotka