Автомобили респектабельных марок в салонах омских официальных дилеров.
С момента последнего обзора омского автомобильного рынка (см. «КВ» №43,2001 г.) прошел ровно год. Как выяснилось, год — период очень и очень значительный. Уж очень много всего поменялось. Но принципиальное изменение состоит в том, что бизнесмены нашего города, выбравшие своим основным профилем автомобильный бизнес, отходят от «серых» схем поставок иномарок, предпочитая им официальные каналы, а именно сотрудничество с производителем напрямую.
В данном материале мы не станем брать грех на душу и рассказывать об автомобилях отечественного и корейского производства, потому как сегодня покупатель имеет возможность предпочесть добротный европейский автомобиль тому же корейскому или, извините за выражение, русскому. Благо та маркетинговая политика, которой придерживаются крупные производители автомобилей, поощряет потенциальных покупателей к подобным финансовым подвигам. Что конкретно предлагают покупателю омские автосалоны, нам и предстоит выяснить. Итак, поехали.
Баварские деликатесы
Автоцентр «Титан» является одним из первых салонов, работающих на правах официального дилера: его история началась еще в 1996 году, когда «Титан» стал полноправным представителем всемирно известного концерна BMW в Омске и Омской области. Еще тогда, шесть лет назад, не многие верили в то, что продажа таких технически совершенных (и дорогих!) автомобилей в сибирской глубинке с ее недобрыми дорогами и не всегда качественным горючим вообще имеет смысл. Но теперь все сомнения позади: «Титан» прочно обосновался в лидерах омского автомобильного бизнеса.
«Титан» предлагает полный модельный ряд автомобилей прославленного баварского концерна. Машины третьей серии позиционируются как идеальный «снаряд» для города, «пятерки», без сомнения, являются эталоном в бизнес-классе (недаром эти машины используются крупными компаниями в качестве корпоративного автомобиля), а представительский седан седьмой серии — настоящий технологический шедевр. Обеспеченным фанатам немецкой марки, предпочитающим активный образ жизни, предлагают также вседорожник Х5. К слову сказать, эта модель весьма популярна среди омского истеблишмента.
Большая часть из продаваемых автомобилей третьей и пятой серии произведена в Калининграде, в цехах совместного предприятия «Автотор». Там налажена полная сборка автомобилей из немецких агрегатов. Тех, кто испытывает предубеждение ко всему отечественному, просят не беспокоиться. За производством тщательно следят немецкие наблюдатели, а контроль качества еще более жесткий, чем на «исторической родине». Особенность калининградских BMW в том, что при одинаковой с «немцами» стоимости они «упакованы» гораздо лучше.
Автомобили имеют специальную комплектацию, разработанную в соответствии с требованиями российского рынка. Состоятельный гражданин, отдающий немалые деньги за автомобиль престижной марки, ожидает от машины очень многого. В том числе и в плане дополнительного оборудования. При этом автомобили из Калининграда значительно дешевле своих аналогичных по комплектации собратьев из Германии, ведь стоимость таможенной очистки отдельных агрегатов, из которых собирают «биммеры» на «Автоторе», гораздо ниже растаможки автомобиля целиком. Такая вот экономика.
Но и в базовой комплектации BMW остается BMW во всем. Салон даже самой простой и доступной BMW 318i (от 28 700 евро) щеголяет дорогими и качественными материалами. Все вплоть до мелочей выглядит очень богато и стильно. А на дороге любая, не обязательно самая «бешеная» модификация сможет помочь водителю почувствовать себя немножко гонщиком. И это — с учетом традиционных для BMW ценностей: седокам обеспечен высочайший уровень комфорта и безопасности. Именно за сочетание этих весьма противоречивых качеств «биммеры» так любят во всем мире.
Примечательно, что «Титан» — единственный из дилеров, кто постепенно отказывается от обслуживания всех остальных машин, отдавая приоритет автомобилям BMW. Чистота, персонал, одетый в униформу сервисменов, висящие на подъемниках «биммеры» — видно, что автоцентр всеми силами стремится если не к европейским, то к московским стандартам. Стоимость нормо-часа ремонта и обслуживания, слава Богу, не дотягивает до московских -55 и составляет 750 рублей на все виды работ. На 30 процентов дешевле обойдется обслуживание тем, кто приобрел свой BMW в «Титане». Больше того, титановцы берутся ремонтировать машину со скидкой даже в том случае, если автомобиль сменил хозяина. Гарантия на все модели BMW, для справочки, составляет два года без ограничения пробега. Специально для тех, кто решился обзавестись BMW в «Титане», автоцентр приготовил роскошные подарки. Какие — пока секрет.
По деньгам и удовольствие
Есть в нашем городе представитель еще одного знаменитого немецкого автопроизводителя. Это ООО «Евротехцентр», которое вот уже четыре года действует на правах официального дилера концерна Volkswagen. На мой личный взгляд, именно Евротехцентр наиболее близко подобрался к московскому уровню продажи и обслуживания автомобилей. Особенно восхитил меня шоу-рум, построенный по единым для всех дилеров концерна «Volkswagen» стандартам. Представьте себе огромный, абсолютно прозрачный «аквариум», в котором стоят надраенные до блеска новенькие «фольксы».
В наличии имеются все модели легковых автомобилей Volkswagen. Везти под заказ придется разве что специфичные модели типа Transporter — коммерческие автомобили. Вообще же работа под заказ является сильной стороной фольксвагеновского дилера. Клиент вносит залоговое обязательство в размере 10 процентов от стоимости автомобиля, и Евротехцентр берется поставить машину в нужной комплектации в течение полутора-двух месяцев после размещения заявки на ее изготовление на одном из заводов группы Volkswagen. Замечу, что другие продавцы заставляют клиента ждать дольше.
Если говорить о тех «фольксах», что имеются в наличии, то самым доступным из предлагаемых автомобилей является модель Polo 2002 модельного года. За типично городскую машину с мотором объемом 1,4 литра хотят 500. На пике популярности среди омских любителей немецких автомобилей знаменитая модель Passat — большой, комфортабельный и весьма представительный автомобиль. Его полноприводная версия с могучим V6 объемом 2,8 литра обойдется примерно в 000.
Конечно, немногие в состоянии позволить себе роскошный вариант «Пассата». Ценители немецких машин в большинстве своем ограничиваются более разумными вариантами, тем более что уровень качества в любом случае высочайший — вне зависимости от набора дополнительного оборудования.
Отрадно, что омский дилер перенял бюргерскую щепетильность и в отношении обслуживания автомобилей. Основательность — вот слово, которое точно характеризует работу сервиса ООО «Евротехцентр». Видно, что тут добросовестно исполняют все предписания производителя. Взять, например, кузовной ремонт. Другие дилеры в таких случаях отправляют бедолагу-клиента прямиком к своим подрядчикам. А здесь помимо традиционной диагностической и ремонтной аппаратуры есть первоклассная окрасочная камера, одна из лучших в городе. Имеется даже оборудование для контроля геометрии кузова. Словом, для Евротехцентра такой вопрос, как сложный ремонт автомобиля, не вопрос вовсе, а вполне посильная задача. Были бы у клиента деньги. Нормо-час у официального дилера Volkswagen, к слову сказать, стоит 500 рублей на все виды работ. Дороговато. Но, по словам мастера сервиса Сергея КОТЮРГИНА, клиентура «Евротехцентра» — состоятельные люди с доходами явно выше средних. Ясно, что для таких граждан финансовый вопрос особо остро не стоит.
Русский проект
В Омске интересы Ford Motor Co. представляет Торгово-промышленная компания Сибпроммаркет. Полтора года назад эта организация начала предлагать всем желающим автомобили всемирно известного производителя. До перехода под знамена фордовцев «Сибпроммаркет» тоже имел дело с автомобилями: компания располагала достаточно неплохим сервисом, где обслуживались любые иномарки.
По словам директора Владимира КРАСНЫХ, после приобретения автосалоном статуса официального дилера корпорации «Форд» до 70 процентов всех клиентов ремзоны стали составлять владельцы машин с голубым овалом на фальшрадиаторной решетке. Почему, думаю, объяснять не надо. Во-первых, в соответствии с требованиями российского представительства Ford Motor Company, все механики омского дилера прошли необходимую подготовку в Москве. Во-вторых, сервис получил сертифицированное производителем диагностическое и ремонтное оборудование. Не последнюю роль играет наличие запасных частей и расходных материалов не только на «свежие», но и на весьма «пожилые» машины. Нормо-час обойдется в.
Если говорить об ассортименте, то в автосалоне представлен практически весь модельный ряд компании «Форд». Это внедорожники и легковые автомобили различных классов: от городского проныры Ка до монстроподобного джипа Excurcion, который по размерам соперничает с пассажирской «Газелью» и является самым дорогим серийным автомобилем Ford. Его цена начинается с отметки 900 за модификацию с чудовищным V10 объемом 6,8 литра и мощностью 310 «лошадей». Впрочем, в Омске спрос на такую экзотику нулевой: оба внедорожника Excurcion так и не были проданы. Один из них продолжает украшать шоу-рум салона и подавлять посетителей своими габаритами. Гарантия на автомобили составляет 2 года, или 100 тыс. км пробега для легковых машин, или год без ограничения пробега для внедорожников. Кстати, гарантию можно продлить до четырех лет, если заплатить определенную сумму. Это тоже инициатива корпорации Ford.
Лидером продаж автосалона «Форд-Омск» явялется Ford Focus, завоевавший в 1999 году почетный европейский титул «Автомобиль года». Ранее автомобили изготавливались в Европе, но с июля 2002 года во Всеволожске, что в Ленинградской области, заработал завод, где налажена отверточная сборка «фокусов». Этот маневр позволил снизить цену машины на 000-2 500 в зависимости от комплектации, и теперь за новенький Focus просят от 900. Понятно, что за такие деньги никаких изысков там не увидишь — не уплачено. Тем не менее Focus является на данный момент самой выгодной покупкой среди «однокласснико» в по соотношению «цена/качество», а централизованная кредитная система приобретения машин, которую так пропагандирует Ford, сможет сделать автомобили еще доступнее. В результате мы имеем то, что имеем: перед нами добротный «европеец», способный здорово испортить настроение АвтоВАЗу.
Специально для тех, кого по каким-то причинам не устраивают те автомобили, что есть у омского дилера в наличии, салон может поставить под заказ машину в нужной комплектации. Схема тут весьма распространенная: вы обговариваете с менеджерами все нюансы, оставляете залог в размере 0 и ждете. Срок поставки колеблется от пары недель (русский Focus) до трех-четырех месяцев, если вам нужен джип.
Четырехколесные самураи
Я знаю, как долго ждали обеспеченные люди появления в нашем городе «официала», занимающегося японскими автомобилями. И вот — свершилось. Летом этого года в Омске появился еще один официальный дилер иностранного автопроизводителя. Я говорю о фирме «Барс». Организация снискала себе славу продажей спецтехники на базе грузовых автомобилей. Теперь же, помимо своего основного профиля, «Барс» получил статус официального дилера японского концерна «Mitsubishi».
Омская компания является представителем чрезвычайно крупного холдинга «Рольф», давнего партнера японцев. «Рольф» — одна из знаковых компаний на российском автомобильном рынке. Холдинг работает настолько эффективно, что Mitsubishi даже не считает нужным держать в нашей стране свое представительство. Абсолютно все вопросы решаются менеджерами «Рольфа». В том числе и вопросы о том, кому можно доверить полномочия официального дилера именитого японского концерна.
«Барс» предлагает всю гамму автомобилей Mitsubishi. Наибольшей популярностью среди омских покупателей пользуется модель Carisma. Она выступает примерно в той же «весовой категории», что и Ford Focus, а потому и является одним из его конкурентов. Машины изготавливаются на заводе корпорации в Голландии и уже адаптированы для российских условий. Модель предлагается в двух кузовах (пятидверный хэтчбэк и обожаемый нашими соотечественниками седан) и пяти вариантах комплектации.
Даже в «базе» «Каризма» оснащена гораздо лучше многих «европейцев», что типично для японских автомобилей. Как и насыщенность электроникой. Справиться с машиной в сложных погодных условиях водителю помогают различные системы (АБС и система распределения тормозных усилий), жизнь седокам сохранит пара подушек безопасности, а кондиционер добавит комфорта. Обратите внимание, что все перечисленное входит в перечень стандартного оборудования. Поэтому неудивительно, что базовая версия «Каризмы» стоит почти в полтора раза дороже самого простого «Фокуса» из России — 990. Апологеты японских автомобилей также объясняют их несколько более высокую цену феноменальной надежностью. Даже после нескольких лет интенсивной эксплуатации японские автомобили не требуют никакого вмешательства в матчасть, кроме регламентированного производителем планового технического обслуживания. Но надо учесть, что расходные материалы и оригинальные запасные части на «японки» примерно на 30-40 процентов дороже, чем на европейские машины. Что компенсируется их большим ресурсом. Как видите, не все так просто. Что выбрать — дело ваших личных предпочтений.
Что касается собственного сервиса, то у «Барса» его пока нет. Все проданные машины проходят плановое техобслуживание в боксах Евротехцентра. Впрочем, поклонникам автомобилей Mitsubishi недолго осталось ждать открытия «родного» сервиса. Как говорят в самом «Барсе», произойти это должно в ноябре. Сейчас полным ходом идет реконструкция помещения, где установят сертифицированное компанией «Mitsubishi Motors» оборудование. Разумеется, персонал уже прошел необходимое обучение в Москве. По ожиданиям, сервис «Барса» станет одним из крупнейших и самых современных в нашем городе. Что ж, поживем — увидим.
С работой под заказ никаких проблем возникнуть не должно. Склады «Рольфа» в Москве необъятны, и там можно отыскать практически любой автомобиль, который доставят в Омск по железной дороге. Сложности могут вызвать либо совсем «пустые» автомобили, на которые надо размещать заказ на заводе-изготовителе, либо Carisma в варианте Special. Машина замечательно оснащена, а стоит совсем ненамного больше базовой версии. Сейчас она на пике популярности везде, где продаются эти автомобили. Завод в Нидерландах не в силах удовлетворить столь значительный спрос.
Машины в комплектации Special расхватывают буквально с трейлеров, поэтому такой вариант стал настоящим дефицитом.
Не секрет, что приобретение продавцом статуса официального дилера ведет к некоторому повышению цен на автомобили. Для потребителя, казалось бы, ситуация не очень-то и обнадеживающая. Но взамен тот же потребитель получает несравненно более высокий уровень сервиса, всегда способных прийти на помощь квалифицированных специалистов. Но главный выигрыш от присутствия официального дилера — это мощное сервисное сопровождение и железная гарантия от всякого рода неприятных неожиданностей вроде отказа продавца от гарантийных обязательств. Это — в общем. Если же рассматривать частности, то наличие «официала» сулит еще множество всевозможных «бонусов», главный из которых — адаптация автомобилей к нашим довольно специфическим условиям эксплуатации плюс (в некоторых случаях) продленная гарантия.
Все экономисты-эксперты, которые плотно занимаются наблюдением за эволюцией автомобильного рынка России, в один голос утверждают, что «дикие времена» позади. Объемы продаж перекрыли докризисный уровень, и теперь первое место в рейтинге дилеров будет принадлежать тому, кто лучше других сможет подойти к обслуживанию уже проданных автомобилей. Здесь борьба за потребителя, как и в любой другой сфере рыночной
экономики, приведет к снижению цен и улучшению качества обслуживания. Это утверждение справедливо не только для Москвы, но и для регионального рынка.
За машиной — в банк
Судя по спросу на автомобили стоимостью до 000 долларов, российский средний класс совсем оправился от подкосившего его в 1998 году дефолта и теперь прочно стоит на ногах. Тем не менее население в сибирской глубинке не достигло еще уровня благосостояния, аналогичного московскому. Поэтому дилеры всеми силами пытаются сделать новый иностранный автомобиль еще более доступным. Так, некоторые продавцы предлагают покупать машины в кредит. Получается, что росту продаж автосалонов во многом способствовали банки.
Ранее взять целевой кредит на покупку автомобиля было весьма проблематично. Процент по кредитам был непомерно высок, да и бумажной волокиты предостаточно. От покупателя требовался внушительный пакет всяческих справок вплоть до справок из ЖЭКа и психоневрологического диспансера, что хорошего настроения людям не прибавляло. Теперь банки ограничиваются копиями документов, которые есть у каждого. Кредиты выдаются на срок до трех лет, и ставка стремится к отметке 10 процентов годовых. Согласитесь, не так-то плохо. Но это — в Москве.
В Омске возможность покупки автомобиля в кредит предоставляют три дилера из четырех. И если Евротехцентр пока только ищет надежного партнера, то «Форд-Омск», «Барс» и «Титан» их уже нашли. Первые два автосалона сотрудничают с «Сибирским О.В.К.». Автоцентр же работает с несколькими банками.
В целом рынок покупки автомобилей в кредит считается очень перспективным. По некоторым данным, его приблизительный объем только для Москвы оценивается в 0 млн. Другое дело, что в провинции программы кредитования еще не обкатаны. Поэтому и большого доверия они не вызывают.
ВСТАВКА 1.
Согласно данным «KB», наиболее крупным пакетом целевых кредитов на покупку автомобиля располагает ОАО «Сибирское О.В.К.». Банк работает с автосалонами «Ford-Омск» и «Барс». «Сибирское О.В.К» предоставляет как рублевые, так и валютные кредиты со ставкой соответственно 13 и 33,5 процента годовых. Примечательно, что сумма кредита на покупку автомобиля не должна превышать 65 процентов его рыночной стоимости. «Сиб О.В.К.» согласен дать деньги физическому лицу на срок от 6 месяцев до одного года. Вместе с тем банк не предоставляет заемщику кредит, если стоимость автомобиля превышает 000. Поэтому те, кто мечтал о солидном автомобиле бизнес-класса в богатой комплектации, могут отдохнуть.
Заемщик должен открыть банковский счет, жить в месте нахождения филиала «Сибирского О.В.К.» и иметь стабильный гарантированный доход на ближайшие полгода. Помимо этих требований «Сиб О.В.К.» обязывает клиента застраховаться самому, застраховать купленный автомобиль и установить на него сигнализацию. Необходимо также поручительство совершеннолетних членов семьи либо третьих физических или юридических лиц. ВСТАВКЕ 1 КОНЕЦ.
ВСТАВКА 2. Автоцентр «Титан» одним из первых предложил своим клиентам возможность приобрести в кредит зарубежный автомобиль. Он сотрудничает с несколькими банками, поэтому может предложить те условия, которые наиболее точно соответствуют возможностям и потребностям покупателя. Например, возможен вариант кредитования физического лица под 21 процент годовых сроком до пяти лет. Клиент вносит 20 процентов стоимости автомобиля, а банк выдает недостающие 80. Обязательным условием является страхование автомобиля, причем производится оно на льготных условиях. Требование банка установить на машину противоугонную систему выполнено производителем: абсолютно все BMW оснащены надежной сигнализацией.
Если по каким-либо причинам клиента не устраивают варианты кредитования, «Титан» может предложить лизинговую схему приобретения или оплату в рассрочку. При этом условия оговариваются с каждым покупателем индивидуально.