АSOS все глуше, глуше...
Несмотря на сложные погодные условия, собранный урожай в Омской области оказался достаточно высок, как и по всей Сибири, впрочем. По данным отчета Облкомстата, за девять месяцев 2002 года в Омской области собрано почти два с половиной миллиона тонн зерновых. Причем это данные на 1 октября. В годовом отчете Облкомстата эта цифра уточнится. Омские хлеборобы явно намолотили больше трех миллионов тонн. Еще в самом начале уборочной кампании «КВ» писали о том, что еще одного урожайного года омский зерновой рынок не выдержит (см. «КВ» от 4 сентября). Так оно и получилось. Спрос сегодня минимален, поэтому цены на пшеницу обвалились.
Сегодня за тонну продовольственной пшеницы 3-го класса (с содержанием клейковины не менее 25%) трейдеры дают 1500-1600 рублей. 4 класс еще дешевле — 1 000 рублей за тонну. Причем пшеницу с низкой клейковиной берут чуть более охотно, поскольку это экспортный товар. А пшеницу с высокой клейковиной сегодня гораздо выгоднее закупать в Центральной России, чем в Сибири. В той же Оренбургской области, к примеру. Внутренний омский рынок тоже перегрет. Это заметно и по минимальному количеству объявлений о покупке зерна в омских СМИ. Все крупные потребители зерна стараются работать с постоянными поставщиками, а на рынок выходят только в исключительных случаях. В общем, еще этой весной нам казалась предельно низкой цена в 2 100 рублей за тонну пшеницы 3-го класса. Сегодня это уже мечта.
Интервенция по-сибирски
О необходимости господдержки производителей зерна говорилось достаточно много, поэтому повторяться не имеет смысла. Напомним, что в 2001 году интервенция проводилась более традиционным способом. Государство объявило тендер и определило несколько крупных зерновых операторов («Разгуляй-Зерно», «Зерновые системы» и «Русагро»), которым было дано право проводить закупки зерна в рамках господдержки. В Омской области работала компания «Разгуляй-Зерно». Через Западно-Сибирскую зерновую компанию было закуплено 50 000 тонн продовольственной пшеницы 3-го класса по очень выгодной для товаропроизводителей цене — приблизительно по 2 500 рублей за тонну. Это зерно, по словам директора Западно-Сибирской зерновой компании, было заложено на хранение на элеватор группы компаний «Разгуляй-Зерно»в Оренбургской области. Омский зерновой рынок отреагировал на интервенцию декабрьским всплеском цен.
В этом году государство сделало ставку на биржевой механизм, который, без сомнения, более эффективен и прозрачен. На основании постановления Правительства РФ № 756 от 11 октября 2002 года государственным агентом по проведению интервенции стало Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе (ФАРПР). Базовой торговой площадкой выбрана Центральная российская универсальная биржа (ЦРУБ) в Москве. Сибирская межбанковская валютная биржа (СМВБ) в Новосибирске по специальному решению Минсельхоза выступает представителем и техническим центром ЦРУБ на территории Сибирского федерального округа для обеспечения участия сельских товаропроизводителей Новосибирской и Омской областей, а также Алтайского и Красноярского краев. Всего же по России было выбрано 7 биржевых торговых площадок.
Нужно отметить, что правила проведения биржевых торгов разрабатывались достаточно быстро и почти на пустом месте, поэтому было, как минимум, три редакции, пока правила не получили одобрение во всех инстанциях. Тем не менее результат получился весьма неплохим. Самое главное, что зерновая биржа реально работает. Как пояснил корреспонденту «КВ» первый заместитель генерального директора ГУ «Региональная продовольственная корпорация „Омское продовольствие“ Николай МОРДЯСОВ, механизм проведения торгов получился в итоге достаточно простым и какой-либо специальной подготовки от участников совсем не требуется.
От сессии до сессии...
Торги проходят одновременно на всех площадках с 11.00 по московскому времени. Зарегистрировавшемуся участнику на СМВБ предоставляется специально оборудованное рабочее место для подачи заявок в торговую систему ЦРУБ. Даже если оборудованных мест не хватило, ничего страшного, заявку можно подать в письменной форме специальному оператору биржи.
Объем закупки можно узнать заранее в плане торговой сессии. Верхний ценовой предел установлен жестко — постановлением правительства. Для мягкой продовольственной пшеницы 3-го класса — это 2 300 рублей за тонну, а для пшеницы 4-го класса — 1800 рублей за тонну, причем затраты на доставку зерна на элеватор хранения, его приемку, подработку, сушку и страхование несет сам продавец.
Участник имеет право выставить на продажу любое количество лотов (один лот — сто тонн) в пределах установленного на этот день объема и по любой цене ниже установленного предела. После закрытия сессии заявки со всех площадок обрабатываются на компьютере ЦРУБ и при этом автоматически выбираются самые низкие из всех предложенных цен. К примеру, по результатам торговой сессии 3 декабря самая низкая цена на закупленную пшеницу 3-го класса составила 2 094 рубля за тонну, а средневзвешенная — 2 140 рублей.
Торг здесь уместен
Омские производители зерна приняли участие в государственных закупках далеко не с первых дней. Причина, как уверяют, в достаточно жестких требованиях, предъявляемых к участникам. Участвовать в торгах могут только товаропроизводители, у которых нет долгов по налогам и различных обременений (арестованного и заложенного имущества). Однако желающие принять участие в торгах нашлись. Удачно поработали на бирже товаропроизводители Красноярского и Алтайского краев, а омичи, по правде говоря, чуть задержались на старте. Может быть еще и потому, что в списке предприятий — хранителей интервенционного фонда было маловато элеваторов из Омской области. Во всяком случае поначалу.
По данным на 3 декабря из 33 зарегистрированных хранителей Сибирского региона было всего 6 предприятий из Омской области: ЗАО „Житница“, ЗАО „Корпорация “Агро-Траст», ОАО «Хлебная база № 3», ОАО «Бессарабский элеватор», ОАО «Кормиловский КХП» и ОАО «Русско-Полянский элеватор». Три элеватора из шести подавали заявки на хранение 20 000 тонн и уже выбрали эти лимиты.
«КВ» не удалось выяснить, кто именно из омских товаропроизводителей участвовал в торгах. Участники торгов зарегистрированы под номерами, и любая информация о них является, по понятным причинам, коммерческой тайной. Достоверно известно, что это именно сельхозпроизводители, а не зерновые трейдеры, как уверяли некоторые СМИ. По словам руководителя омского представительства ФАРПР Михаила СУХИХ, получить аккредитацию на бирже могли только производители сельхозпродукции. Это было первое и главное условие.
Достаточно часто в СМИ говорилось об отсутствии необходимой для селян информации. Якобы, они лишь в последний момент узнали о готовящихся торгах. Николай МОРДЯСОВ заверил, что информация о форме и порядке проведения государственной интервенции своевременно и полно доводилась до сведения всех производителей зерна. И о подготовке, и о регламенте, и ходе торгов информацию можно получить из нескольких источников. В частности, на сайте СМВБ и на специальном сайте ФАРПР (www.loi.ru), который так и называется «Государственные закупочные интервенции».
Кстати говоря, в последнем из названных интернет-ресурсов сконцентрировано все, что необходимо знать участнику торгов. Можно даже задать вопросы организаторам и высказать собственное мнение на одном из многочисленных форумов. В общем, кто хотел принять участие в госинтервенции, тот воспользовался этой возможностью и остался доволен, считает Николай МОРДЯСОВ: «Я лично видел счастливые лица тех, кто продал государству 20 000 тонн пшеницы по очень хорошей цене».
Все на биржу!
Самое любопытное, что и власть, и операторы рынка единодушны в своих оценках. Биржевой механизм — это самый цивилизованный способ функционирования российского зернового рынка. Опыт государственной закупочной интервенции великолепно продемонстрировал преимущества биржевого механизма перед рыночной стихией. В том числе и прозрачность финансовых потоков. Кстати, за ходом торгов внимательно следят все зерновые операторы. А крупные трейдеры не прочь и сами принять участие в торгах, но уже в качестве покупателя. Мне думается, что они могли бы составить достойную конкуренцию государству.
По данным на 6 декабря государство закупило уже 1 700 300 тонн зерновых, истратив при этом 2, 933 812 млрд рублей. Это только половина из 6 миллиардов рублей, которые предполагалось выделить из бюджета на поддержку сельских товаропроизводителей. Если планы правительства не изменились, значит, нас ожидает продолжение интервенции. Аналитики аграрного рынка, кстати, придерживаются мнения, что интервенцию стоит повторить в конце зимы или начале весны. Это подтолкнет рынок и не даст ему впасть в стагнацию, как это произошло прошлой зимой. А биржевой опыт пригодится в дальнейшем. Кстати, по сведениям «КВ», у руководства СМВБ есть горячее желание создать региональную зерновую биржу на базе своей торговой площадки. В любом случае продолжение следует.