Банкротство на распутье

Дата публикации: 23 декабря 2002

Гримасы переходного периода

Хотя новый закон о банкротстве вступил в силу 2 декабря, на практике исполнять его в полном объеме затруднительно. В частности, на каждое предприятие-банкрот должны предлагаться кандидатуры не менее трех арбитражных управляющих. Выдвигать кандидатуры должны саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих, которых пока нет и в помине. Чтобы введение процедур банкротства не застопорилось, правительство издало постановление № 855 согласно которому до 1 марта 2003 года выдвигать по три кандидатуры арбитражных управляющих для каждого банкрота будет ФСФО вместо несуществующих пока СРО.

— ФСФО по-прежнему будет представлять интересы государства при банкротстве и контролировать арбитражных управляющих, а также вести реестры создаваемых СРО арбитражных управляющих, — рассказала заместитель руководителя территориального органа ФСФО в Омской области Людмила СМИРНОВА. — В течение года после вступления закона в силу арбитражным управляющим, чтобы получить назначение, не обязательно быть членом СРО и проходить обучение по новой программе. При выдвижении кандидатур арбитражных управляющих критериями будут являтьсяюридическое или экономическое образование, наличие лицензии в прошлом, стаж руководящей работы, при банкротстве сельхозпредприятий — соответствующее образование. Арбитражный суд теперь не должен касаться вопросов выбора арбитражных управляющих: ФСФО представляет в суд три кандидатуры, право отвода одной из них имет сам должник и заявитель, оставшийся утверждается. Сама ФСФО может отвести любую кандидатуру, количество отводов не ограничено.

Старый закон о банкротстве строился под кредиторов, налоговые органы прогнали через процедуру банкротства огромное количество отсутствующих должников, завалили арбитражный суд заявлениями. Среди 2000 омских предприятий-банкротов только 50 действующих. Ликвидация отсутствующих должников проводилась арбитражными управляющими на общественных началах, расходы по ее проведению никем не компенсировались. Согласно новомузакону внесудебные расходыи вознаграждение арбитражных управляющих в случае отсутствия у должника имущества должны покрываться за счет заявителя.

Это новшество охладило пыл налоговых органов,которые при помощи банкротствапросто расчищали реестр, и значительная частьисков об инициировании банкротства была отозвана. Все вопросы регистрации и ликвидации предприятий теперь лежат на налоговых органах, те юридические лица, кто до нового года не пройдет перерегистрацию, должны быть ликвидированы. Однако пока не ясно, за чей счет будет проводиться ликвидация. Деятельность при отсутствии госрегистрации влечет за собой уголовную ответственность, но по стране, по самым скромным оценкам, более 1,5 млн отсутствующих должников, кто их проконтролирует? Всех их, по идее, должны будут ликвидировать по решению суда, при этом суд, как священник, спишет все их долги.

«Настоящих буйных мало»

Когда во время семинара по новому закону о банкротстве, проходившем в Омске 3 декабря, заместитель председателя Высшего арбитражного суда Эдуард РЕНЕВ спросил присутствующих: «Будет ли создана в Омске собственная СРО?», из зала ответили утвердительно несколько человек.Однако, по мнению большинства омских управляющих, создание местных СРО весьма маловероятно. Пока предложения о вступлении в СРО приходят нашим арбитражникам из Москвы, Тюмени, Новосибирска и Санкт-Петербурга, где «буйных» организаторов оказалось больше, чем у нас.

— Весь новый закон сориентирован на ангажированность, — считает арбитражный управляющий Валерий КОНОВАЛОВ. — Если раньше арбитражный управляющий мог поиграть в независимость, то сейчас это практически исключено. С новым законом изменился порог вхождения для арбитражных управляющих: стал имущественным и более высоким, с тенденцией к повышению. СРО уже создаются при поддержке банков и финансов-промышленных групп. Только вот будущие СРО, с уставами которых я ознакомился, напоминают чернильницу-непроливайку: вступить — легко, выйти — сложно. Чем больше появится СРО, тем больше будет выбора и конкуренции.

В сложившейся ситуации арбитражные управляющие похожи на перезрелых невест, которым срочно нужно выходить замуж. Только вот без приданого в СРО не возьмут: московская организация, создаваемая бывшими работниками Российской гильдии арбитражных управляющих, установила вступительный взнос в 5 000 долларов, у остальных запросы поскромнее, но все равно не меньше 100 тысяч рублей. Да и откуда возьмется меньше, если только аппарат СРО, согласно требованиям должен составить 20-30 человек, плюс обязательные стабилизационный фонд и фонд развития. Понятно, что если члены СРО будут получать новые «хлебные» назначения, то отобьют все затраты за счет банкрота, а если нет — тогда что?

— СРО — это очередной комсомол, адстройка, которая проживет недолго, — уверен арбитражный управляющий Александр СЕЛИВЕРСТОВ. — Новый закон сильно затормозит процедуру банкротства, поле деятельности для арбитражных управляющихрезко сузится. Арбитражный управляющий потеряет возможность на публичное предложение своих услуг и квалификации. Наша профессия близка к финансовому корпоративному консультированию и управлению, но боюсь, что теперь от арбитражных управляющих потребуются совсем другие качества.

На «круглом столе» прозвучали мнения, что новый закон о банкротстве ситуативен и будет способствовать проникновению московских денег и захвату региональных активов.С помощью нового закона можно успешно поделить то, что еще осталось бесхозным. Омские арбитражные управляющие, судя по всему, оказались неспособными регулироваться самостоятельно, однако шанс у них есть. По словам Валерия КОНОВАЛОВА, омские выходцы, работающие в РАО «ЕЭС России», весьма заинтересовались возможностью создания СРО. Сейчас по этому вопросу ведутся переговоры, и вполне возможно, что при поддержке РАО «ЕЭС России появится-таки СРО с центром в Омске. Энергетики способны обанкротить пол-России, так что им иметь свою карманную СРО довольно перспективно.

За „круглым столом“ невозможно решить проблемы, но, озвученные, они начинают жить другой жизнью, публичной. В наши края вряд ли возможна экспансия арбитражных управляющих из других регионов — не те у нас заработки. Значит, по-прежнему будут эксплуатироваться мозги местных арбитражников. Многое из обсуждавшегося за „круглым столом“ не нашло отражения в отчете о нем, в частности, тема обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих, но для нее найдется место в следующих номерах „КВ“.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/12/49/bankrotstvo_na_raspute