Новый закон во многом ограничивает права руководителей унитарных предприятий (УП), как государственных, так и муниципальных. Теперь УП не вправе «продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду(!), отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал» или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Более того оно без согласия оного не может «совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований и переводом долга».
Унитарным предприятиям категорически запрещено выступать учредителями кредитных организаций. Что касается ФГУПов, то этот запрет был предварен несколькими месяцами ранее распоряжением правительства № 454-р, где им предписывалось сдать все принадлежащие им акции банков в Минимущество (см. статью «Правительство решило „подоить“ ФГУПы» в «КВ» от 5 ноября 2002 года). Теперь аналогичную процедуру должны будут пройти областные и муниципальные УПы.
Предприятия могут с согласия собственника выступать учредителями и акционерами коммерческих организаций. Но распоряжаться своей долей там они в состоянииопять-таки лишь с одобрения органов власти. Понятно, что одобрение это может быть весьма ограниченное — на совершение конкретных подробно оговоренных действий — или без всяких рамок — как то письмо, что подписал миледи в харчевне «Красная голубятня» кардинал Ришелье: «То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства».
Закон не предусматривает такой структуры, как «дочернее предприятие» УПа, предписывая существование лишь филиалов и представительств.
Понятно, что, ограничивая Упы, закон ставит в рамки и возможности их руководителей. Там сказано, в частности, что они «не вправе быть учредителями (участниками) юридических лиц, занимать должности и заниматься другойоплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».
Как известно ряд руководителей омских унитарных предприятий входят в совет директоров одного из омских банков и получают там ежемесячно неплохое вознаграждение. Теперь у них такой возможности не будет. Более того, они лишаются правовой основы остаться в этом совете, ведь и им запрещено иметь акции банка, и возглавляемым ими предприятиям тоже.
Понятно, что акции можно передать жене, брату или отцу. Но закон предусмотрел и такую возможность. Каждый директор УПа обязан сообщить собственнику полную информацию о тех юридических лицах, где «он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица» занимают должности в органах управления или владеют не менее чем 20% долей. Опять же-таки все сделки с подобного рода организациями должны пройти одобрение собственника.
Предполагаются у директоров и проблемы с кредитами:«Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствованиятолько по согласованию с собственником объема и направлений использования привлекаемых средств».
Одним словом, непростая жизнь предстоит руководителям УПов. Надежда остается, разве что на то, что строгость российских законов упирается в необязательность их исполнения.