Вино королей

Дата публикации: 23 декабря 2002

Внеси ясность

Родиной шампанского является французская провинция Шампань, славная на весь мир своими прекрасными винами. В России же по давней привычке многие продолжают именовать любое игристое вино шампанским — был бы напиток налит в похожую бутылку и пробка прикручена проволокой. Но для человека, который знает себе цену, такая ошибка непростительна. Поэтому давайте впредь называть вещи своими именами. То есть пускай игристое вино остается таковым, а именоваться шампанским имеет право лишь напиток, произведенный и разлитый во Франции, обязательно в провинции Шампань, выработанный из специальных сортов винограда и произведенный по «шампанскому методу».

Однако это вовсе не значит, что просто игристые вина заведомо хуже настоящего шампанского. Во всем мире производят немало игристых вин, способных поспорить с благородным напитком из Шампани. Но встречаются и дешевые суррогаты, представляющие собой заряженный углекислотой спиртосодержащий раствор с красителями и различными синтетическими добавками. Сами понимаете, что рассуждать о вкусовых достоинствах подобных напитков невозможно в силу полного отсутствия таковых. Нормальные оптовики в сбыте такой гадости замечены не были. Если все же вам «посчастливилось» наткнуться на фальсификат, то знайте, что в Омск он проник через «серых» поставщиков. Алкогольные короли Омска сами говорят, что имидж, созданный годами напряженной работы на местном рынке, явно дороже сомнительной прибыли.

Классика жанра

Сейчас омский рынок алкоголя в состоянии удовлетворить взыскательный вкус даже привередливого любителя шампанского. Поэтому в магазинах города можно увидеть напитки самой разной ценовой категории. Автору этих строк довелось пообщаться с наиболее крупными омскими поставщиками спиртного. По их словам, если рассматривать игристые вина и шампанское как таковое, то всю гамму этих напитков можно условно разделить на 4 ценовых категории.

К первой можно отнести напитки, розничные цены на которые начинаются с отметки 65-68 рублей за бутылку. Сами понимаете, что никакого настоящего шампанского за такие деньги в природе не бывает. В Омске особенно широко представлено игристое вино из Новосибирска (завод «Винап») и Челябинска. Качество этих напитков находится примерно на одном уровне, но омские оптовики в силу ряда причин предпочитают плотно работать с челябинцами. Получается несколько дешевле и проще. Дело в том, что скомплектовать вагон с грузом из Челябинска гораздо легче, чем из Новосибирска. Поэтому здесь как раз тот случай, когда решающее слово остается за логистами.

К нижней ценовой категории относится и «классика жанра» — то самое пресловутое «Советское шампанское», известное еще со времен развитого социализма. Уверен, многие наши соотечественники уже припасли для встречи Нового года бутылочку-другую этого ностальгического напитка. Традиционно высоким спросом в предпраздничный период пользуется игристое, изготовленное на Московском комбинате шампанских вин (продукцию этого производителя в обывательской среде принято считать эталонной среди всей когорты напитков под маркой «Советское шампанское»), а также на заводе «Рисп». Для особо любопытных расшифруем это сокращение и получим «Российско-ирландское совместное предприятие».

Весьма интересна ситуация с этими двумя крупными изготовителями игристого вина. Оказывается, территориально МКШВ и «Рисп» представляют собой одно целое, то есть находятся в одном здании. Но на деле это два разных производителя и связи между ними, кроме «геоположения», нет ровным счетом никакой. Просто на волне расцвета свободного предпринимательства завод-гигант оказался как бы распиленным пополам, и теперь две половины работают независимо друг от друга. У них там даже входы отдельные. Такая вот душераздирающая история.

Ступенькой выше стоит так называемое элитное «Советское шампанское». Для краткости давайте назовем его «Советским» с плюсом". Итак, отличительными чертами «Советского» с плюсом" является настоящая пробка, то есть сделанная из коры пробкового дерева, и затейливо оформленная этикетка. Некоторые производители разливают элитное «Советское» в необычные матовые бутылки. Розничные цены на игристое вино данной «весовой категории» стартуют с отметки в 150 рублей и заканчиваются в районе 220.

Человеку, располагающему такой суммой, есть из чего выбрать. Неплох «Серебряный век» производства украинского завода «Артемьевский». Также специалисты рекомендуют обратить внимание на игристое «Золотое» и «Старые традиции». Вина под этими марками выпускает завод «Корнет». Качество данных напитков не вызывает вопросов не только у нашим омских продавцов, но и у всемирно известного производителя алкоголя «Smirnoff». Ларчик открывается до безобразия просто: короли спиртного выбрали «Корнет» в партнеры на территории Российской Федерации. Поэтому, чтобы не потерять такого денежного покровителя, корнетовцы предпочитают делать качественный продукт.

По мнению ценителей игристых вин, наиболее близко к настоящему шампанскому подобрались итальянские напитки «Asti Spumante», «Martini Asti» и «Mondoro Asti», уже завоевавшие популярность в Москве. Это замечательные напитки с претензией, ориентированные если не на знатоков, то уж во всяком случае на продвинутых ценителей. Реклама «Mondoro Asti», например, частенько мелькает на огромных уличных щитах. По-видимому, так один из крупнейших омских оптовиков, фирма «ФЭТ», пытается привить потребителю вкус к хорошим винам. И не без успеха: по словам специалистов ФЭТа, даже несмотря на цену в 540-560 рублей за бутылку, «Martini Asti» и «Mondoro Asti» пользуются неплохим спросом. За последнее время итальянского игристого было продано даже больше, чем «Советского» с плюсом". Как тут не поверить, что уровень культуры пития среди омичей неизменно повышается.

Париж-Москва... Омск?

Однако говорить о том, что Омск в этом смысле достиг европейского уровня, пока очень рано. Потому как настоящего шампанского, то есть произведенного во Франции из «правильных» сортов винограда и по специальной технологии, покупается пока очень мало. По мнению фэтовцев, немаловажную роль в наличии или отсутствии спроса на шампанское играет русский менталитет. В России издавна отдавали предпочтение сладким и полусладким винам. Поэтому немногие наши соотечественники могут по достоинству оценить хорошие сорта шампанского и отдают предпочтение другим элитным напиткам. Другой фактор — нешуточная цена. Так, стать обладателем бутылки настоящего шампанского «Moёt & Chandon» можно, лишь имея в кармане не менее 1299 рублей. Столько просят за вино королей в фирменном магазине «ФЭТ» «Винные погреба на Пушкина». Любопытный факт: 1299 рублей — цена шампанского в магазинах Москвы, Парижа и... Омска.

Сказать, где находится верхний предел, не возьмется никто. В мире есть просто дорогие шампанские вина вроде знаменитого на весь свет «Dom Perignon», а также коллекционные: в графе «Цена» рядом с бутылками таких напитков фигурируют в основном трех- и четырехзначные числа, причем в американских долларах. Особо редкие сорта даже продаются на аукционах и оседают в частных коллекциях. Как произведения искусства, ей-богу! Думаю, что теперь у вас не осталось сомнений, почему шампанское называют вином королей: позволить себе регулярно им наслаждаться могут только очень обеспеченные и просто богатые люди. К шампанскому и подход нужен особый. Считается, что этот напиток живой, что у него есть душа. И плохого к себе отношения он не терпит. Поэтому дорогое шампанское поставщики транспортируют и хранят в особых условиях, стараясь не подвергать его ненужным стрессам.

Характерной особенностью этого года можно назвать отсутствие ожидаемого резкого роста цен на игристые вина. Отпускная цена с заводов в среднем увеличилась примерно процентов на пять, и связано это в основном с увеличением затрат на транспортировку. Однако в предпраздничный период нынешнего года игристое стоит даже дешевле, чем в прошлом. И это с учетом инфляции, ведь в прошлом году самый новогодний напиток подорожал весьма существенно — на 18-20 процентов. Специалисты объясняют ситуацию тем, что в 2001 году производственных мощностей заводов не хватало.

Решив минувшей зимой как следует погреть руки на реализации «шампусика», розничные продавцы запаслись игристым вином и резко взвинтили цены на этот вид алкоголя. За что впоследствии и поплатились. Существенная переоценка емкости омского рынка привела к тому, что предложение значительно превысило спрос и Новый год магазины встретили с полными складами. Как и следовало ожидать, отпускные цены заводов-изготовителей сразу же после праздников снизились, но никто больше игристое у омских оптовиков не брал: его и так было завались. Такой урок для розничных продавцов не прошел даром, поэтому никаких неприятных сюрпризов не будет. Хочется на это надеяться.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2002/12/49/vino_koroley