Индивидуальное строительство в этой зоне возьмут под жесткий контроль.
Около 75% правоустанавливающих документов на земельные участки под учреждениями отдыха, расположенными в Чернолучье, требуют переоформления. Как показали результаты инвентаризации, строительство объектов на территории курорта осуществляется без согласованных проектов. Более того, там не оформляются договоры аренды на пользование территорией лесного фонда (леса федерального значения) и отсутствует утвержденный порядок взимания арендной паты за земли государственной собственности. В связи с массой выявленных нарушений на коллегии ГУ архитектуры, градостроительства и строительного комплекса было принято решение присвоить курорту Чернолучье статус «Объект особого регулирования градостроительной деятельности».
Красноярско-Чернолученская зона отдыха — единственная рекреационная территория Омска расположена в 50 километрах от города. Занимает площадь 7800 га. По решению Омского областного Совета народных депутатов от 20 августа 1992 года отнесена к курортам местного значения. Территория курорта включает в себя земли Гослесфонда, лечебно-оздоровительных учреждений, населенных пунктов, земли сельхозназначения и садоводческих товариществ. Всего на этой территории находится 67 учреждений отдыха различной формы собственности. Часть из них не действует.
Планировкой территории Краснояско-Чернолученской зоны отдыха начали заниматься еще в 70-е годы прошлого столетия. В 1975 году московским институтом Гипрогор был выполнен первый проект планировки курорта, в котором в целях сохранения уникального бора передислокация учреждений отдыха на свободные территории с изъятием 300 га сельхозземель колхоза имени К. Маркса. Однако в 1986 году появился новый генплан курорта. Тогда же Красноярско-Чернолученская зона перешла из административного подчинения Советского района Омска в Омский район. Спустя еще несколько лет зоне был присвоен статус курорта местного значения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В соответствии с Положением о курорте Чернолучье «предоставление в пользование земельных участков для строительства санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха, других объектов в пределах границ курорта производится в соответствии с генпланом и проектом детальной планировки в порядке, установленном Земельным кодексом. Изъятие ценных земель для целей, не связанных непосредственно с курортным строительством, не допускается».
Однако инвентаризация, проведенная на территории Красноярско-Чернолученской зоны еще в 1996 году, показала, что на территории курорта существует масса нарушений по землепользованию и застройке. В частности, на территории курорта ведется новое строительство, в основном коттеджей и других элитных объектов для кратковременного отдыха. По уже существующим и ныне не действующими объектам (11 оздоровительных лагерей, дом отдыха «Чернолученский», профилакторий «Аэлита», базы одыха «Взлет» и «Мехколонна-11») идет смена собственников. В результате сделок купли-продажи часть учреждений отдыха переходит в частную собственность. При этом иногда происходит смена профиля приобретенных объектов.
Более того, выявлены и другие серьезные нарушения. Подготовкой землеотводных документов на территории курорта занимается институт Запсибниигипрозем, который устанавливает границы участков без учета утвержденной градостроительной документации, без согласования с органами архитектуры и градостроительства. Встречаются случаи, когда новые объекты возводятся и вовсе безо всяких разрешений. К примеру, самовольно построены индивидуальные дома и гаражи на территориях оздоровительных лагерей им. Стрельникова, им. Покрышкина (коттедж с огороженной территорией бора около 3 га), на территории дома филиала отдыха «Чернолученский» и других учреждениях отдыха.
Кроме того, не территории курорта не оформляются договоры аренды за пользование лесами первой группы, которые относятся к федеральной собственности. И вообще отсутствует утвержденный порядок взимания арендной платы за земли государственной собственности.
Чтобы как-то отрегулировать деятельность курорта «Чернолучье» в соответствии с федеральной законодательной базой, на прошедшем 19 декабря заседании коллегии ГУ архитектуры, градостроительства и строительного комплекса было принято решение разработать областной правовой документ, который позволит наладить единую систему действий всех участников градостроительной деятельности и установит контроль администрации области за территорией курорта.
Проект Указа губернатора «Об установлении статуса „Объект особого регулирования градостроительной деятельности“ особо охраняемой природной территории курорта Чернолучье уже подготовлен. В нем, в частности, предлагается присвоить курорту статус объект особого регулирования градостроительной деятельности областного значения и создать специальную комиссию, которая будет регулировать вопрос застройки и землепользования в Чернолучье.
В проекте указа каждой из заинтересованных структур предлагается провести ряд мероприятий, которые позволят навести порядок в курортной зоне. Комитету по управлению имуществом администрации области предлагается при заключении договоров купли-продажи, аренды земельно-имущественных комплексов курорта не допускать нецелевого использования учреждений, которые предназначены для отдыха.
Экономическому комитету области рекомендовано предложить администрации централизовать средства, поступающие из различных источников, в том числе от платы за землю, поступающей в бюджет области, на целевое финансирование инженерного и социального благоустройства территории курорта. Комитету земельных ресурсов, в свою очередь, рекомендуется усилить контроль, чтобы в дальнейшем избежать самовольного захвата земельных участков.
Что касается комиссии, то одной из ее функций, по всей видимости, станет выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов недвижимости на территории Чернолучья. Решения градостроительной комиссии по курорту обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности и подчиненности.
