Продразверстка
Не секрет, что наибольшее количество конфликтов связано сегодня с нарушением исключительного права владельцев товарного знака. Хочется сразу отметить, что в новой редакции закона понятие незаконного использования товарного знака раскрыто более точно и конкретно, чем в его прежней редакции. Кроме того, существенно расширены возможности обладателей прав на товарный знак по защите своей интеллектуальной собственности.
Чаще всего споры возникали по поводу незаконного использования товарного знака на этикетках с продукцией. Поскольку детального механизма борьбы с таким нарушением предыдущий вариант закона не предусматривал, то в итоге нарушитель мог бесконечно оттягивать время и годами судиться с правообладателем, фактически ничего при этом не теряя. По смыслу новой редакции закона нарушителя можно не только увещевать, но и наказать полновесным рублем.
Теперь закон говорит однозначно: если чужой товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение нанесено на этикетку или упаковку товара, то нарушитель обязан за свой счет его удалить. В случае если удалить незаконно используемый товарный знак с упаковки товара невозможно, то нарушителю придется уничтожить сам товар, который по закону считается контрафактным.
Отдай и впредь не греши!
Надо заметить, что законом предусмотрены и другие варианты наказания нарушителя. Чтобы добро не пропало даром, контрафактный товар можно продать, но при этом весь доход пойдет в казну государства. Правообладатель тоже имеет возможность поучаствовать в процессе материального наказания нарушителя и забрать контрафактный товар себе (в счет понесенных убытков либо с целью его последующего уничтожения). В общем, последствия посягательства на чужой товарный знак могут оказаться для нарушителя весьма ощутимыми. Одно дело, если контрафактной продукции осталось несколько ящиков, а если таким товаром забиты все склады да на магазинных полках его достаточно, то после понесенных убытков оправится далеко не каждый производитель.
Кстати говоря, подобные широкие возможности по защите интеллектуальной собственности могут существенно повлиять на сегодняшний рынок. Не секрет, что множество используемых на российском рынке торговых марок до сих пор не зарегистрировано. Сам процесс регистрации товарного знака очень долог (занимает пару лет, как минимум), а мелкие производители на далекую перспективу планов не строят и живут днем сегодняшним. А кто поручится, что где-то в другом большом городе нет фирмы, которая уже давно зарегистрировала товарный знак, схожий с вашей этикеткой «до степени смешения».
И еще один немаловажный момент. Раньше закон просто оговаривал, что правообладатель вправе требовать через суд возмещения причиненных ему убытков. Сами понимаете, когда дело касается использования интеллектуальной собственности, конкретную сумму убытков правообладателя подсчитать достаточно тяжело. В новой редакции предусмотрен простой и действенный вариант. Вместо суммы причиненных убытков правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 000 до 50 000 МРОТ. Надо думать, теперь количество судебных исков о защите интеллектуальной собственности должно резко возрасти. А спокойной жизни производителей наверняка пришел конец.
Мы пахали...
Конфликтные ситуации зачастую возникали и в процессе регистрации товарных знаков. Как пояснила патентный поверенный Татьяна ШИШУРИНА, существенно переработаны и дополнены статьи, где изложены абсолютные и иные основания для отказа в регистрации. Они стали более конкретными и внятными, по сравнению с прежней редакцией, к тому же расширился и их список. Теперь нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака наименование и изображение объектов российского и мирового культурного наследия, название общеизвестного произведения литературы, науки и искусства, персонаж или цитату из такого произведения без согласия правообладателей.
Существенные изменения внесены в те статьи закона, которые связаны с процедурой аннулирования регистрации товарных знаков. Расширен и список оснований, по которым заинтересованное лицо может попытаться оспорить регистрацию товарного знака. В частности, оспорить регистрацию можно в том случае, если действия правообладателя в процессе регистрации товарного знака признаны актом недобросовестной конкуренции. Можно потребовать аннулирования регистрации и в том случае, если правообладатель не использовал свой зарегистрированный товарный знак непрерывно в течение любых трех лет.
Кстати говоря, спорные вопросы, касающиеся регистрации товарных знаков, будут теперь рассматриваться новым органом — Палатой по патентным спорам (раньше в Роспатенте была принята двухступенчатая система рассмотрения спорных вопросов — Апелляционная палата и Высшая патентная палата). Похоже, что и во всем Роспатенте ожидаются теперь изменения. Ведь теперь это уже не какое-то там абстрактное патентное ведомство, а Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такие дела.