Выкрутасы азовского кирпича

Дата публикации: 10 января 2003

В результате банкротства Азовского кирпичного завода все его кредиторы останутся с носом. 

Об Азовском кирпичном заводе говорилось и писалось немало, но, как и другие азовские инвестиционные проекты, его постигла незавидная участь банкротства. 27 августа этого года арбитражный суд ввел конкурсное производство в ООО «ПКФП „Стоун“, которое с 1995 года строило Азовский кирпичный завод. К моменту банкротства у „Стоуна“ осталось имущества на 9 тысяч рублей и векселя ЗАО „Луна-Керамика“ со сроком погашения до 30 сентября 2007 года на 30 млн рублей. И хотя долгов у него на 20 млн рублей, конкурсному управляющему Никите УТОЧЕНКО, но не векселями же рассчитыватьсяс кредиторами, основной из которых — Сбербанк.

Хотели как лучше

Идея построить Азовский кирпичный завод появилась еще при советской власти — об этом свидетельствует решение Совета народных депутатов Таврического района от 25 апреля 1991 года. Тогда под строительство завода решили выделить из угодий совхоза «Звонаревокутский» 40 га, из них 28 га составляли пастбища. Однако реализация идеи отложилась ввиду сложностей переходного периода, но не канула в лету.

В 1995 году из Германии в качестве гуманитарной помощи поступило оборудование для кирпичного производства, бывшее в употреблении 15 лет, к тому же варварски демонтированное. Администрация Азовского районаподыскала добровольца для строительства кирпичного завода — им оказалось ООО «ПКФ „Стоун“, несколько лет без особых успехов занимавшееся торговой деятельностью. Кстати, „Меридиан Плюс“, строивший Азовский спиртозавод, до этого торговал рыбой. Так что местные коммерческие предприятия как бы просто нанимали для реализации инвестиционных проектов.

Для строительства завода требовались немалые деньги, которые любезно согласился одолжить Сбербанк. Причем в залог были переданы строительные материалы, которые в процессе строительства таковыми быть перестали, но в качестве зданий так и не были переоформлены. Основной поток кредитов пришелся на 1996-97 годы, но инвестиций не хватило, и строительство приостановилось. Сбербанк не захотел дальше кредитовать „Стоун“, а других инвесторов так и не нашлось.

Среди учредителей „Стоуна“ значилось более 15 фирм и частных лиц, а также комитет по управлению имуществом и общественный фонд социально-экономического развития, благотворительной и гуманитарной помощи „Азово“. А в 1999 году в число учредителей попало ЗАО „Строительная компания “Луна». Директор «Луны» Владимир ЛАЙНВЕБЕР быстро нашел общий языкс возглавлявшим «Стоун» Эрихом ЛИБРЕНЦЕМ. В декабре 2000-го «Луна» выходит из числа учредителей, через месяц в селе Звонарев Кут регистрируется ЗАО «Луна-Керамика», которое начинает ударными темпами выкупать недостроенный кирпичный завод.

А получилось как всегда

Первый договор купли-продажи между «Стоуном» и «Луной-Керамикой» был подписан 23 января 2001 года на 19 млн рублей. Из них 12 млн рублей пошли на погашение кредита Сбербанку. Но при следующих договорах от 1 февраля на 9 млн рублей, от 2 февраля на 9,9 млн и от 6 марта на 12,9 млн расчет производился векселями «Луны-Керамики». В результате весь завод перешел в собственность «Луны-Керамики», а «Стоун» остался с векселями, погашение которых растянуто до 30 сентября 2007 года.

Окончательный крест на «Стоуне» поставил глава Азовского района Бруно РЕЙТЕР, который 30 января 2002 года издал постановление № 87 о предоставлении земельного участка ЗАО «Луна-Керамика» для строительства кирпичного завода. После того как «Стоун» остался с векселями, его учредители стали в массовом порядке выходить из общества, причем не требуя никакой доли. Правда, поговаривают, что подобный альтруизм компенсируется новым владельцем завода, но это не более чем слухи.

Сбербанк, с которым много лет не рассчитывались по кредитам, даже после продажи имущества «Стоуна» проявлял завидное хладнокровие и все еще надеялся, что его не кинут. Однако в течение года после смены владельца по векселям «Луны-Керамики» поступило около одногомиллиона рублей, что подвигло главного кредитора к действиям — 10 апреля этого года Сбербанк обращается в суд с заявлением о признании «Стоуна» банкротом. 28 мая суд вводит процедуру временного наблюдения, а 27 августа — конкурсное производство.

— Я пытаюсь через судпризнать недействительными сделки по продаже имущества «Стоуна», — рассказал Никита УТОЧЕНКО. — Пока в обеспечение иска на все имущество наложен арест, но вероятность того, что сделки будут признаны недействительными, довольно мала. До 2007 года банкротство не продлится, поэтому Сбербанку достанутся векселя «Луны-Керамики» без особой надежды на их погашение.

Специалисты утверждают, что в Азовском районе очень хорошая глина, из которой одолжен получаться отличный кирпич. По расчетам, кирпичный завод должен был окупиться в течение 2-3 лет, да вот напасть — так и не заработал. Правда, новый владелец вкладывает средства в доведение завода до ума, в ноябре планировалось начать выпуск кирпича, но не получилось. К заводу тянется газопровод, использование природного газа позволит существенно снизить себестоимость будущего кирпича.

«Стоун» должен Сбербанку 17 млн рублей, задолженность по зарплате всего 53 тысячи рублей, по налогам долгов почти нет. Как и в случае с Азовским спиртозаводом, крайним оказался Сбербанк, только его потери на кредитовании азовского кирпича в десятки раз меньше. Вот и кредитуй после этого инвестиционные проекты — хлопот не оберешься. А кирпич в Азово, судя по всему, скоро начнут выпускать, но для Сбербанка это будет слабым утешением.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/01/1/vikrutasi_azovskogo_kirpicha