Подробнее об "ОШЕ"

Дата публикации: 20 января 2003

В компании крепнут традиции качественного производства. 

В мае 2003 года компании «Оша» исполнится уже 12 лет. Начиналась она практически с нуля, то есть с небольших личных сбережений Александра и Владимира ВЕРЕТЕНО, а сегодня «Оша» огромное предприятие с годовым оборотом в 1,5 миллиарда рублей. Среди омских предприятий пищевой промышленности «Оша» — стоит в одном ряду с группой предприятий «Омский бекон» и ЗАО «Росар», причем ее ассортимент способен удивить кого угодно как своим количеством, так и разнообразием. При этом каждое производство отвечает всем современным требованиям к качеству продукции. В этом лично убедился корреспондент «КВ», который с любезного разрешения руководства компании побывал на прошлой неделе на всех производствах «Оши».

Холод, солод и совесть пивовара...

Пивоварение — относительно новое направление бизнеса, тем не менее одно из самых перспективных, как считают в компании. Когда в 1999 году «Оша» взяла в кредит 6 миллионов долларов и закупила у известной немецкой фирмы самую современную технологическую линию по производству пива, это факт вызвал у многих скептическую усмешку. Как оказалось, «Оша» не прогадала. Сегодня объемы производства пива достигают уже 2 миллионов декалитров в год и спрос, как уверяют, превышает предложение. Поэтому не так давно было принято стратегическое решение о расширении пивного производства.

Варочное производство (где готовится пивное сусло) сразу делали с запасом мощности, поэтому сегодня есть необходимость лишь в увеличении количества цилиндроконических танков (ЦКТ), в которых происходят процессы брожения и дображивания пивного сусла, то есть созревания пива. Сегодня на заводе 24 ЦКТ, каждый емкостью 46 тонн. Тем не менее этой емкости не хватает. С той же немецкой фирмой в декабре прошлого года был подписан контракт на сумму 2 миллиона евро, а в начале этого года оборудование уже должно прибыть в Омск. К июню 2003 года объем производства пива можно будет увеличить в 1,7 раза.

Вообще говоря, пивное производство действительно производит впечатление своей стерильностью и автоматизацией процесса. Всех поражает и нержавеющая сталь котлов, пригодная даже для изготовления хирургических инструментов. Это не потому, что немцы денег не умеют считать. Нержавейка применяется сознательно, чтобы исключить даже малейшую возможность окисления в процессе варки пивного сусла.

Качеству продукта уделяется особое внимание. Как рассказала главный технолог Елена ТИМЧЕВСКАЯ, при производстве пива важно учесть каждую мелочь. Но есть и основные составляющие качества напитка — солод, хмель и дрожжевая культура, которая является основой процесса брожения. Все эти компоненты на самом деле очень дороги. К примеру, тонна немецкого солода обходится сегодня в 410 долларов. А на производство декалитра пива требуется 1,8 кг солода. Тем не менее «Оша» на качестве экономить не собирается, поэтому закупает все необходимые ингредиенты только у проверенных поставщиков.

Сегодня практически все производители пива работают по технологии варки высокоплотного сусла. То есть сусло варится одно для всех сортов пива, а доводят его до необходимой плотности уже на стадии фильтрации. Понятно, что делают они это не от хорошей жизни, а исходя из современных рыночных требований. Цикл производства пива длинный (в среднем полтора месяца), не так просто предугадать, какой сорт через неделю потребует дистрибьютор. Тем не менее пивовары «Оши» к новым методам относятся скептически, поэтому производят пиво по классической немецкой технологии, когда сусло для каждого сорта варится отдельно.

Последняя стадия в производственной цепочке — розлив. На современной немецкой линии производительностью 12 000 бутылок в час пастеризация продукции производится в щадящем режиме (при 68(С), то есть без потери качества. Правда, главный технолог гарантирует, что такое пиво и без пастеризации будет храниться не менее 6 месяцев.

Стабильное и высокое качество пива «Оши» оценили и профессионалы. За три года компания собрала букет всевозможных наград и дипломов на российских и международных выставках. Недавно прибавился еще один диплом подтверждающий, что пиво «Оши» получило высокую оценку международного жюри на тестинге в Чикаго. Теперь для компании открыт и экспортный канал сбыта. Вопрос лишь в том, что для создания общероссийского брэнда требуются очень большие финансовые ресурсы. Сегодня это под силу лишь транснациональным производителям. Вот и варят «ошовские» пивовары раскрученное пиво «ПИТ», хотя свое, как они уверяют, не хуже.

Курс 96,6

Без всякого сомнения, жемчужина ООО ЛВЗ «Оша» — это завод по производству спирта, до сих пор единственный на всю Омскую область. Проектная мощность завода — 1 млн декалитров в год, но пока компания производит приблизительно 700 тысяч дал спирта ежегодно. Ввели в строй его в 1996 году. В 1999 году производство расширили (запустили второй блок бродильного отделения).

Качество водки, как известно, во многом зависит от спирта, поэтому к его качеству относятся в компании очень серьезно. Лаборатория, которая контролирует каждую стадию производства и, естественно, готовую продукцию, оснащена самым современным оборудованием. Сотрудничество со многими НИИ пищевой промышленности России и Казахстана дает возможность любое ноу-хау тут же незамедлительно внедрять в производство. И результат, как говорится, наличествует.

Практически весь произведенный спирт по физико-химическим показателям соответствует классу «Люкс». А содержание в спирте сложных эфиров, таких, например, как метанол, намного меньше, чем допустимо по ГОСТу для спирта «Люкс». Но окончательное слово за дегустаторами. Наука еще не придумала более совершенного механизма для оценки органолептических показателей, чем человек, поэтому остается пробовать на вкус. И если дегустатору хоть что-то не понравилось, то спирт классифицируют уже по более низкой категории — как «Экстру» или спирт высшей очистки.

Спиртзавод — один из крупнейших в области потребителей зерна. Хотя часть необходимой для производства пшеницы «Оша» выращивает самостоятельно на полях ООО «Нива», тем не менее каждый год компания закупает на рынке дополнительно до 50 000 тонн продовольственной пшеницы. А еще — это практически безотходное производство. То есть все отходы идут в доходы, как в лучшие времена планового социалистического хозяйства. Барда, которая остается в процессе переработки зерна в сусло, сушится и используется затем в качестве протеиновой добавки в корм птице. Как побочный продукт получается еще окись углерода, которая затем сжижается и используется в дальнейшем для газирования напитков. Хватает ее не только для собственного производства, но и для продажи другим омским предприятиям пищевой промышленности.

Сорок градусов круглый год

Пункт конечного назначения спирта — ликероводочное производство. От того небольшого ЛВЗ, с которого начиналась вся компания «Оша», остались только воспоминания. Сегодня это высокотехнологичное производство, оснащенное самым современным оборудованием водоподготовки, типа установки обратного осмоса, которая работает уже на молекулярном уровне и убирает из воды лишние ионы. Кстати, о необходимости качественной водоподготовки приходилось слышать на ЛВЗ постоянно. И неудивительно, впрочем, поскольку качество воды не в последнюю очередь влияет на конечный продукт.

Удивляет то, что современность и технологичность производства не мешает специалистам подходить к процессу с душой. Спирт, который смешивается с водой в пропорции 40 на 60, еще не водка. Этой смеси предстоит пройти большой путь, пока она станет готовым продуктом. Несколько дней ей просто дают отдыхать, потом она проходит через многометровые угольные колонки, где в процессе окисления и очищения избавляется от ненужных сивушных масел и сложных эфиров. И боже упаси, никаких насосов, через угольные колонки смесь должна пройти самотеком. На последнем этапе в смесь добавляется все, что положено по рецептуре, и снова ей дают отдохнуть пару дней. И только потом водка поступает в цех розлива.

Стоит ли говорить, что буквально на каждом этапе процесс контролируется лабораторией? Проверяют и контролируют практически все. Даже спирт, поступающий со своего завода и имеющий сертификат заводской лаборатории. Жестко проверяют и готовую продукцию на выходе. Зато на каждой выставке водка «Оши» получает награды за качество. И еще, говорят, не было случая, чтобы заводские сертификаты не подтвердились.

Зайдя на склад, не удержался от вопроса: какая водка пользуется наибольшим спросом? Оказалось, что «Штандарт», «Хорошая», «Русские традиции» и совсем новая торговая марка — «Высшая 999 проба». Естественно, что каждая из них лидирует в своем ценовом сегменте.

А в соседнем цехе на полную мощность работает итальянская линия по розливу слабоалкогольной продукции производительностью 18 000 банок в час, при этом обслуживают ее всего три человека. Производство слабоалкогольной продукции — это еще одно перспективное направление бизнеса компании. Сегодня «Оша» ежемесячно производит до 120 декалитров слабоалкогольных напитков, и каждый год производство только увеличивается. Кстати, рыночные аналитики уверяют, что совсем скоро эти напитки смогут реально конкурировать даже с пивом.

Проверенный временем брэнд — «Jolly Joker». Говорят, что очень неплохо пошел в продаже и новый брэнд — CD7. В линейке нового брэнда семь различных по вкусу и цвету напитков с забавными названиями — «Волкодав», «Бахама-мама», «Траволта» (в смысле на травах) и тому подобных. Их продвижение на рынке сдерживает лишь дефицит пол-литровой жестяной банки. Омские потребители традиционно предпочитают упаковку по 0,5 литра. Этим летом «Оша» сделала ход конем и начала разливать слабоалкогольные напитки в ПЭТ-бутылки емкостью 1,5 литра. Рынок этот революционный шаг поддержал. И до сих пор приблизительно 25 тысяч декалитров ежемесячно разливается в ПЭТ-бутылки.

Будет день — будет пища

Продовольственная корпорация «Оша» началась с того, что компания арендовала часть площадей птицефабрики «Омская». Сегодня эта птицефабрика уже практически исчезла с карты Омской области, а «Оша», наоборот, постоянно расширяет свое сельскохозяйственное производство. С февраля 1999 года в это направление бизнеса компания инвестировала уже 120 миллионов рублей. И на этом не собирается останавливаться.

Сегодня функционируют уже семь свинарников, где 8 000 голов свиней — гибриды от двух чистых линий. Ежемесячно получается 50-60 тонн свинины в убойном весе. Совсем немало, если учесть, что компания начинала заниматься свиноводством с полного нуля. Сегодня свиноводство уже стало рентабельным, а свинины вполне хватает для загрузки собственного колбасного цеха, где ежемесячно производится 50 тонн колбасы более чем 100 наименований. Говядину для колбасного цеха, кстати, не покупают, а натурально обменивают на свинину.

Есть также небольшое молочное стадо в 200 голов. Ежедневный надой — 1 500 литров молока — успешно реализуется через собственную торговую сеть. Есть собственные посевные площади — 2 800 гектаров, на которых компания выращивает зерно для производства комбикормов и травы на сено для молочного стада.

Но главная гордость компании — это производство яйца. Поголовье кур-несушек птицефабрики «Омская» удалось не только сохранить, но и приумножить. Общее поголовье птицы уже около миллиона. Из них 505 тысяч — несушки, которые ежедневно дают порядка 420 тысяч яиц. Это практически половина от всего яйца, которое производится сегодня в Омской области. Часть яйца перерабатывается в яичный порошок, часть реализуется в свежем виде, причем не только в Омской области. В производстве используются несушки-гибриды, полученные из двух импортных кроссов, что заметно поднимает продуктивность производства.

А в декабре часть несушек справила новоселье в современном птичнике на 51 тысячу посадочных мест. В ближайших планах компании реконструкция еще одного подобного птичника, а также строительство мощного комбикормового цеха. Аграрное производство может быть выгодным, если к нему подходить с умом.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/01/2/podrobnee_ob_oshe