Госдума "переиграла" игорный бизнес

Дата публикации: 23 января 2003

Чуть не кинули

Федеральным законом №182 внесены изменения в другой ФЗ — «О налоге на игорный бизнес». Самое существенное изменение в том, что ограничено право субъектов федерации увеличивать размеры минимальных ставок налога на игорный бизнес, установленных федеральным законодательством. Раньше СФ могли поднять эти ставки хоть во сколько раз. В Омской области, например, они были увеличены в среднем в 2,5 раза. (В федеральный бюджет зачисляется сумма налога по минимальным ставкам. Остальные деньги поступают в областной и городской бюджеты.) Теперь же в регионах ставки налога могут быть выше федеральных не более чем в пять раз.

Более того, если бы Госдума не откорректировала этот закон, то регионы вообще могли бы лишиться права устанавливать свои ставки. Дело в том, что 9 апреля 2002 года Конституционный Суд РФ признал неконституционным п.3 ст.5 ФЗ №142 «О налоге на игорный бизнес», согласно которому регионы могли утверждать ставки выше минимальных, и постановил: если до конца 2002 года в закон не будут внесены изменения, то с первого января 2003 года п.3 ст.5 утратит силу. Это привело бы к тому, что с 2003 года во всех СФ действовали бы минимальные ставки налога и тогда в местные бюджеты не поступало бы ни копейки средств от игорного бизнеса.

На «халяву» остался один год

Зато с 2004 года деньги от казино и различных игровых павильонов потекут рекой, так как ставки налога увеличатся. Со следующего года начнет действовать гл. 29 второй части НК, а закон о налоге на игорный бизнес утратит силу. В этой главе установлены новые правила игры. Ставки налога утверждены не в размере кратном МРОТ, а просто в тысячах рублей. Кроме того, понятие «минимальные ставки» уже не используется. Согласно НК налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ. Правда, в пределах, утвержденных кодексом. Так, например, ставку налога за один игровой стол можно установить в размере от 25 000 рублей до 125 000 рублей (По действующему федеральному законодательству она равна 200 МРОТ. В Омской области утверждена в размере 500 МРОТ или 50 000 тысяч рублей), а за одни игровой автомат — от 1500 рублей до 7 500 рублей (см. сравнительную таблицу). Более того, для кассы тотализатора и для кассы букмекерской конторы определена единая ставка. Сейчас же установлены разные.

По Налоговому кодексу если субъекты РФ не утвердят ставки, то на их территории будут действовать федеральные: за одни игровой стол — 25 000 рублей, за один игровой автомат — 1 500 рублей, за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25 000 рублей. Очевидно, что в Омской области, да и в других регионах, местные законодатели утвердят свои ставки. Вероятно, они будут ненамного выше минимально возможных. Сильно увеличивать их, скорее всего, не будут: Омск не Москва и не Санкт-Петербург, где ставку можно поднять и до 125 000 рублей.

А декларация у вас есть?

Как и по действующему законодательству, налоговым периодом установлен один месяц. Вместе с тем существенно откорректировано положение об «объекте налогообложения». В настоящее время регистрации в налоговых органах подлежит общее количество каждого вида объектов налогообложения, то есть игровых столов, автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерской конторы. Со следующего же года на учет надо будет ставить каждый игровой автомат, стол, а также каждую кассу. Причем если сейчас регистрировать их необходимо «до момента установки» в игровом заведении, то со следующего года — не позднее, чем за два рабочих дня до установки. Более того, чтобы поставить «игорное имущество» на учет, надо будет написать заявление о регистрации (форма заявления утверждается Министерством РФ по налогам и сборам).

Ввели штрафные

Согласно гл. 29 ч.2 НК РФ за нарушение правил регистрации объектов налогообложения будут взиматься штрафы в трехкратном размере ставки налога, утвержденной для соответствующего объекта налогообложения. То есть за не вовремя зарегистрированный игровой стол штраф будет составлять от 75 000 рублей до 375 000 рублей. А если требования по регистрации будут нарушены более одного раза, то штраф возьмут в шестикратном размере. В настоящее же время никакие штрафы не предусмотрены.

Игорные заведения не предусмотрены

Налоговым кодексом вводятся новые понятия, касающиеся деятельности в сфере игорного бизнеса. Например, «участник» — физическое лицо, участвующее в азартных играх, проводимых организатором игорного заведения, а также «игровое поле». Кстати, насчет последнего. Если на игровом столе более одного поля, то ставка налога по такому игровому столу увеличивается кратно количеству полей.

Весьма существенно то, что НК дает иную, чем действующий федеральный закон, трактовку определения «игорный бизнес». Если сейчас это «предпринимательская деятельность, связанная с извлечением игорным заведением... дохода в виде выигрыша за проведение азартных игр», то в НК — "... связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями... дохода в виде выигрыша...". Более того, в НК ни слова не сказано об «игорном заведении». Зато даны определения «организатор игорного заведения» и «организатор тотализатора». К первым кодекс относит «организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр». Ко вторым — тоже организации и индивидуальных предпринимателей, но занимающихся «посреднической деятельностью по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари».

То есть, учитывая все вышесказанное, получается, что со следующего года проводить азартные игры можно будет не только в казино или павильонах с игровыми автоматами — игорных заведениях, а, например, в кафе или кинотеатрах, установив там игровые автоматы или столы. При этом кинотеатры как «организации» будут, наверное, считаться «организаторами игорного заведения». Да и владельцы кафе как «индивидуальные предприниматели» тоже попадут под это определение. Раз так, значит, они, по идее, должны будут платить налог на игорный бизнес с каждого игорного стола или автомата. Словом, появится еще одна категория налогоплательщиков. А это — дополнительные доходы в бюджеты.





 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/01/3/gosduma_pereigrala_igorniy_biznes