Вместо стандартов будут технические регламенты

Дата публикации: 23 января 2003

Госорганы отказались от проверки качества продукции в местах ее изготовления. 


1 июля 2003 года вступит в силу Закон «О техническом регулировании». Он отменит действие законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». И утвердит принцип добровольного применения стандартов, введя такое понятие, как технический регламент — обязательные правила, которые содержат требования к продукции и формируются на основе критерия ее безопасности и возможного нанесения ущерба окружающей среде. Еще один важный принцип данного закона — недопущение совмещения в одной организации функции органа госконтроля и органа по сертификации.

За своеволие можно и пострадать

По мнению специалистов в области стандартизации и сертификации сегодня в России около 70% товаров в той или иной степени фальсифицированы. Хотя 95% из них проходят обязательную сертификацию. Исправить сложившуюся ситуациюпо мнению законодателей, призван новый Закон «О техническом регулировании

Закон „О техническом регулировании“ регулирует отношения в области стандартизации, сертификации и оценки соответствия. С его вступлением будет отменен целый ряд других законов и подзаконных актов. В том числе законы „О стандартизации продукции и услуг“ и „О сертификации“. На смену им придет несколько совершенно новых для России.

Вступление в силу закона в первую очередь предполагает инвентаризацию всех существующих сегодня ведомственных нормативов (их более 60 тыс.) и разработку на их основе единых для всей страны технических регламентов, включающих в себя лишь требования по безопасности продукции. Приниматься они будут только федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. При этом все другие ведомственные нормативы, приказы, распоряжения, наставления, инструкции, САНПиНы, СНИПы и другие должны быть упразднены. Наряду с техническими регламентами в законной силе останутся лишь национальные и корпоративные ГОСТы. Но если сегодня они являются обязательными, то в результате реформы будут применяться производителями на добровольной основе.

При этом надо уточнить, что закон не вводит терминов „добровольный стандарт“ или „обязательный стандарт“. Применять или не применять тот или иной стандарт — будут решать сами производители. Им предоставляется возможность самостоятельно искать другие пути технического решения, которые не записаны в имеющихся стандартах. При этом продукция по показателям безопасности все равно должна будет соответствовать требованиям технического регламента. К примеру, для косметического крема обязательным требованием будет лишь безвредность для кожи. А вот другие свойства — эффективность, цвет, запах останутся исключительно на совести производителя.

Обязательность в техническом регламенте

Технический регламент будет устанавливать не только обязательные требования к безопасности продукции, но также схемы и методы их подтверждения. Подтверждение может носить добровольный характер и обязательный. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для подтверждения соответствия национальным стандартам, условиям договоров, стандартами организаций. Добровольное подтверждение соответствия будет осуществляться путем добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия распространяется на продукцию, выпускаемую на территории России, следующим образом: либо путем принятия декларации соответствия, либо путем обязательной сертификации. При этом обязательное подтверждение проводится только в тех случаях, когда это требование установлено техническим регламентом.

Как считает директор ООО „Омский Центр сертификации и менеджмента“ Людмила МУШТАЛЕРОВА, с введением в действие Закона „О техническом регулировании“ все большее значение будет отдаваться добровольной сертификации.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Другой не менее важной задачей реформы системы стандартизации и сертификации, станет радикальное изменение системы государственного контроля и надзора. Сейчас она построена на дорыночном, контроле, в основном в виде обязательной сертификации.

Закон предполагает осуществлять контроль за продукцией только на стадии ее обращения. То есть контроль за качеством продукции в момент ее производства перекладывается на плечи
производителя. Теперь он, а не государственные органы будет декларировать
свой товар на соответствие требованиям безопасности.

А государственный контроль будет перенесен на потребительский рынок с применением таких новых в российской практике форм ответственности изготовителя, как отзыв товара за его ненадлежащее качество. Для бизнесменов такая мера ответственности должна стать, по мнению законодателей, более тяжкими наказанием, нежели административная ответственность. Ведь если он потеряет сбыт, то может просто оказаться банкротом.

Контролеров станет меньше

Понятно, что для реформирования необходимо прежде
всего в корне менять сложившуюся структуру контролирующих органов. Сегодня таких слишком много, причем интересы многих либо пересекаются, либо противоречат друг другу. Зачастую бывает, что один товар проверяют до 20 различных инстанций. Не исключено, что со вступлением в силу закона число контролирующих органов значительно сократится.

Более того, многие структуры лишатся части своих функций. В законе, в частности, прописано, что не допускается совмещение полномочий органа по сертификации и органа государственного контроля. Надо заметить, что это требование закона уже исполняется в Омской области, где из ФГУП „Омский ЦСМ“ уже выделились три самостоятельные коммерческие структуры, которые занимаются сертификацией (подробности на стр. 8).

Пожалуй, это требование закона еще долго будет единственным, которое удалось выполнить без промедления. Что касается исполнения других его требований, то вряд ли они будут исполнены так же быстро. Во всяком случае на разработку технических регламентов закон отводит семь лет. Как отметил в одном из своих интервью председатель Госстандарта РФ Борис АЛЕШИН, предварительные расчеты показали, что для разработки двух тысяч технических регламентов (он считает, что таков приблизительно должен быть их фонд) потребуется около 20 миллионов долларов на семь лет. В общем, мировому сообществу еще долго придется ждать, когда в России, к примеру, начнут определять качество молока не по содержанию жира, а по количеству белка.




 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/01/3/vmesto_standartov__budut__tehnicheskie_reglamenti