Секция работала под председательством начальника управления градостроительства, землепользования и развития территорий Александра АКИМОВА. Именно он в своем вступительном слове и задал тон работы секции. В первую очередь он отметил, что сегодня градостроительство находится в серьезном системном кризисе. К большому сожалению, сегодня в России так и не сформулирована окончательно градостроительная политика. Утеряна управленческая вертикаль на уровне федерации, субъектов федерации, муниципальных образований. То, что прописано в Градостроительном кодексе как единая система, не действует.
— Достаточно часто мы слышим критику, что Госстрой и нормативно-правовая база являются тормозом на пути развития рынка, привлечения инвестиций в РФ. Мол, надо эту систему реформировать, вплоть до разрушения самой системы, — заявил Александр АКИМОВ.
Однако собравшихся на секции больше волновал другой вопрос: когда же Госстрой наконец-то повернется лицом к градостроителям? Особую обиду по поводу столь невнимательного отношения к архитекторам и градостроителям высказал Альберт КАРИМОВ, которому в первый день работы коллегии так и не дали высказаться с центральной трибуны. Поэтому свой доклад на секции он начал с упреков в адрес Госстроя.
— Со стороны Госстроя чувствуется некоторое непонимание роли градостроительства, заявил Альберт КАРИМОВ. — Видимо, это атавизм и традиция, которые заложил бывший председатель Госстроя. Будучи сам архитектором, он искоренил категорически направление градостроительства и архитектуры в деятельности Госстроя. У нас произошел даже крупный скандал между мной и бывшим председателем, когда я вспомнил о Градостроительном кодексе, в котором написано, что должен быть федеральный орган, который должен заниматься вопросами архитектуры и градостроительства.
Как считает Альберт КАРИМОВ, градостроительство как элемент должно стать главным направлением деятельности Госстроя, поскольку ведет к повышению качества жизни. А учитывая ситуацию, когда в правительстве РФ нет больше другой структуры, которая бы занималась проблемами территориального развития, предложил назвать Госстрой Министерством архитектуры, строительства и ЖКХ. Стоит заметить, что данное заявление он сделал и на второй день работы коллегии, когда отчитывался перед Николаем КОШМАНОМ о работе секции. Предложение КАРИМОВА было встречено аплодисментами в зале и усмешкой со стороны президиума.
Однако на секции не только предавались обидам, но и поднимали насущные проблемы. В частности, обсуждался вопрос, что важнее — Градостроительный кодекс или Земельный. В адрес последнего звучали не очень лестные отзывы, мол, этот документ разработан на идеальные условия, когда сделаны «красные» линии, когда есть проекты межевания, когда сформулирована информация об объектах недвижимости, и сегодня все мы являемся его жертвами. Более того, с этим документом нельзя проводить реформу ЖКХ.
Как сказал заведующий сектором экономических проблем НИИТАГ, советник РАСН Анатолий ЭПШТЕЙН, он не согласен с определением, что земельный кадастр является основой для градостроительного кадастра. Все, по его мнению, должно быть наоборот. В ином случае потомкам достанутся не красивые города, а кадастры. И вообще у нас земельная политика значительно опережает градостроительную.
И единственное, что хоть немного успокаивает градостроителей, то, что новая администрация Госстроя развернута в сторону градостроительства, и, несмотря на то, что никаких идеологических направлений пока ею не озвучено, тем не менее, как говорит Александр АКИМОВ, «финансирование отрасли из своих внутренних резервов открыто. Во всяком случае, деньги на формирование градостроительного законодательства нам обещаны».