Бюджетные страдания

Дата публикации: 03 марта 2003

Самые крупные должники

По состоянию на первое октября 2002 года недоимка в городской бюджет по налоговым платежам составила 221,9 млн рублей. Наибольшую задолженность в городской бюджет имели ПО «Полет» — 147 млн рублей, в том числе сумма основного долга без штрафов 78,6 млн рублей, ОАО «Омскагрегат» — соответственно 38 млн рублей и — 22,6 млн рублей, Омсктрансмаш — 29,8 млн рублей и 18,9 млн рублей, ОАО «Сатурн» — 11,4 млн рублей и 6,5 млн рублей.

Темпы роста прибыли предприятий замедлились

Фактический объем поступлений доходов за 9 месяцев 2002 года составил 2 млрд 188 млн рублей, или 74,2% к годовым назначениям, и превысил сумму поступлений за соответствующий период 2001 года на 25,6%. Основную долю городского бюджета — 87,5%, или 1 млрд 769 млн рублей составили налоговые платежи. Их объем поступлений был равен 75,3% к годовому назначению. По налогу на прибыль поступило 182,5 млн рублей (70,7% от годового плана). Как отметил ТОЛКАЧЕВ, по сравнению с аналогичным периодом 2001 года по этому налогу наблюдалось снижение доходов на 26,9%. По его словам, это связано с замедлением темпов роста прибыли предприятий.

По подоходному налогу в бюджет поступило более 774 млн рублей (65,9% от годового плана), по налогу на имущество — 287,4 млн рублей (100% от плана). Такое исполнение по налогу на имущество вызвано сокращением недоимки по этому налогу на 4,7%, а также ростом на 23,3 % по сравнению с 2001 годом налогооблагаемой базы в связи с привлечением инвестиций в основной капитал предприятий.

«Вмененщиков» стало почти в 2 раза больше

Объем средств, поступивших в городской бюджет от взимания налога с продаж, составил 135,6 млн рублей ( 67,5% годовых назначений). Причиной недовыполнения плана за девять месяцев по этому налогу стало снижение покупательского спроса. Вследствие снижения платежеспособности на 18% возросла недоимка. Кроме того, как отметил ТОЛКАЧЕВ, снижение поступлений по налогу с продаж связано с увеличением количества плательщиков единого налога на вмененный доход (при его уплате налог с продаж не взимается). Число индивидуальных предпринимателей, перешедших на «вмененку», возросло по сравнению с 2001 годом в 1,2 раза, а организаций — в 2,6 раза. В результате по статье «Совокупный доход» было получено 180,9 млн рублей (95,1% от годовых назначений).

Что касается неналоговых доходов, то в их общей сумме наибольший удельный вес составили доходы от оказания услуг муниципальными предприятиями — 207,2 млн рублей (112% от годового плана). В абсолютном выражении перевыполнение по этой статье
составило 22,5 млн рублей. Доходы от управления и использования муниципального имущества превысили 111 млн рублей (89% от плана). Таким образом, по словам ТОЛКАЧЕВА, можно отметить удовлетворительное исполнение доходной части бюджета за 9 месяцев 2002 года.

Весь бюджет — бюджетникам

За отчетный период расходы городского бюджета были исполнены в сумме 2 млрд 718 млн рублей (92,2% годовых назначений). Отличительной чертой 2002 года стал неучтенный в нормативах отчислений от регулируемых доходов необходимый объем средств на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. В результате исполнение бюджета происходило при существенном разрыве между объемом установленных государством обязательств и объем фактически имеющихся финансовых ресурсов.

В первом полугодии специфика исполнения бюджета заключалась в несбалансированности потребности социальных расходов с величиной поступающих доходов. Острый дефицит собственных доходов бюджета пришелся на период с января по апрель 2002 года. Это привело к тому, что на выплату зарплаты бюджетникам перечислялось около 100% собственных доходов бюджета. Так, например, в январе было направлено 82,3% от общего объема доходов, а в феврале — 95,6%. С целью выхода из сложившейся ситуации при мэре Омска была создана межведомственная комиссия, которая совместно с фискальными и правоохранительными органами осуществляла деятельность по сокращению задолженности по налогам и сборам в бюджет. Кроме того, для восполнения кассового разрыва происходила реализация муниципального имущества. Также были взяты кредиты в банках, что привело к увеличению расходов на обслуживание заимствований до 60 млн рублей при плане 31,6 млн рублей. По словам ТОЛКАЧЕВА, все эти меры позволили к концу года стабилизировать ситуацию с выплатой зарплаты бюджетникам.

Остатки сладки

По итогам девяти месяцев были перевыполнены либо исполнены выше среднегодовых назначений такие статьи расходов, как здравоохранение — 102,5%, образование — 106%, физическая культура и спорт — 111%. Между тем в связи с высоким уровнем расходов на выплату зарплаты бюджетникам остальные статьи расходов финансировались по остаточному принципу. Поэтому по итогам девяти месяцев 2002 года осталась недоисполненной такая статья, как, например, транспорт.

Расходы на ЖКХ составили 430,4 млн рублей. В структуре расходов ЖКХ основная их доля пришлась на возмещение разницы в тарифах за тепловую энергию — 282,5 млн рублей (65,6% от общей суммы расходов). На благоустройство города, содержание дорог, субсидии жилищному хозяйству было направлено 75,7 млн рублей (69% годовых назначений). На капитальный ремонт жилья средства выделялись из фонда восстановления ликвидности муниципального имущества (25 млн рублей).

Кроме того, в 2002 году финансирование статей расходов осуществлялось и за счет средств резервного фонда администрации города Омска (общий объем средств фонда был заложен в объеме 53,3 млн рублей). За девять месяцев 2002 года из этого фонда потрачено 32,6 млн рублей. В частности, 3,6 млн рублей на финансирование городского центра жилищных субсидий, 2,14 млн рублей — на поддержку КТОСов, общественных организаций, военкоматов, 2,75 млн рублей — на содержание контрольно-счетной палаты города Омска.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/02/8/byudzhetnie_stradaniya