Разработчиками концепции, помимо специалистов департамента городской экономической политики, выступили консалтинговые фирмы «Универсал Информ» и «Гранд». При ее разработке учитывались не только особенности омской торговли, но и опыт других городов, в частности Екатеринбурга.
Представление концепции развития торговли и общественного питания директор департамента городской экономической политики Виктор МАХНЕВ начал с того, что доложил присутствующим о нынешнем состоянии омской торговли. В который раз было отмечено, что сегодня в омской торговле превалируют рыночные формы торговли — 81% рынки, из них 69% — открытые. Были также перечислены факторы, тормозящие развитие нашей торговли. В числе основных — неэффективная система налогообложения, нехватка торговых и складских помещений, неразвитая материально-техническая база и еще ряд других.
Как отметил Виктор МАХНЕВ, главной цели разработчики концепции достигли, а именно откорректировали цели и задачи омской торговли, расставили приоритеты.
Данная концепция, по мнению ее разработчиков, призвана совершенствовать структуру торговли. В первую очередь за счет расширения магазинных форм торговли путем нового строительства, как промежуточное решение проблемы — строительство временных объектов. Кроме того, концепция предусматривает пересмотр ставок арендной платы и приведение их в соответствие с рыночными ценами. Сегодня, к примеру, средний уровень арендной платы муниципальной недвижимости, по словам Виктора МАХНЕВА, составляет 100-120 рублей в месяц за квадратный метр. Тогда как средние рыночные расценки арендной платы сегодня уже намного выше — 500-700 рублей за метр квадратный.
Также сегодня необходимо пересмотреть сроки заключения договоров аренды — как минимум, на 3-5 лет, решить вопрос с выделением земельных площадок на конкурсной основе. Более того, на конкурс должны выставляться не просто участки, а готовые пакеты документов. Предприниматели, в свою очередь, должны за участие в конкурсах вносить взносы, которые потом возвращаться не будут.
Для решения проблем, которыми поросла омская торговля, разработчики концепции предлагают внести изменения в нормативную базу. В частности, в положение о предоставлении в пользование нежилого фонда, в порядок приватизации путем выкупа, в постановление мэра «О ценовом зонировании», а также в порядок перевода жилого фонда в нежилой и ряд других.
Достаточно подробный рассказ Виктора МАХНЕВА о концепции не вдохновил собравшихся на заседании предпринимателей на диалог с представителями власти. К микрофону подходили только те, кто значился в списках выступающих. Поэтому рассчитывать на какие-то неожиданности в ходе заседания не приходилось.
Впрочем и тех выступлений было достаточно, чтобы понять, что в разработке концепции сами предприниматели практически участия не принимали. Президент Союза делового сотрудничества работников торговли Омска и Омской области Борис СВАТКОВ сказал, что в концепции «ничего не убавить, и ничего не прибавить», — засыпал собравшихся таким количеством идей, что мэру ничего не оставалось, как предложить создать координационный совет: чтобы «не только МАХНЕВ» разрабатывал. В частности, Борис СВАТКОВ предложил отдать рынки города в доверительное управление на тендерной основе. Отдельно он высказался по улице Ленина. Он считает, что большинство магазинов, которые сейчас там находятся, «не для нее».
Свою оценку концепции дал председатель совета директоров ОАО «ЯК „Торговый город“ Илья ИВАНОВ, который назвал торговый сектор „свободолюбивым“. Именно поэтому власти не должны принимать резко административных решений в этой отрасли экономики.
Совершенно неожиданным было выступление председателя Омской Торгово-промышленной палаты Татьяны ХОРОШАВИНОЙ. Она единственная из всех выступающих на примере структуры, которую возглавляет, показала, что существующий ныне порядок сдачи в аренду муниципальных площадей требует серьезных преобразований. Несмотря на то, что палата уже не один год арендует у департамента недвижимости помещения, ей каждый год приходится переоформлять договор аренды. При этом зачастую процесс этот затягивается на 2-3 месяца. К примеру, на 2003 год ТПП еще не переоформила договор, хотя документы подала в конце прошлого года. Кроме того, Татьяна ХОРОШАВИНА отметила, что условия договоров аренды жесткие и неравноправные. В числе основных проблем она также назвала отсутствие доступной информации о сдаваемых в аренду помещениях.
Хотя, по мнению директора департамента недвижимости Константина БРЫЛКИНА, проблемы со сроками аренды в городе нет, и департамент не является „главным тормозом“ в развитии предпринимательства и „врагом предпринимателей“.
Итогом заседания стало решение принять предложенную концепцию за основу будущей программы развития торговли города.