В ожидании войны
Это справедливо не только для азиатских, но и для американских и европейских бирж. Показатели экономики Старого Света идут вниз — в основном за счет ухудшения положения дел в Германии и Франции. Если говорить об Америке, то страна живет только ожиданием войны. Ни для кого не секрет, что фондовый рынок Соединенных Штатов — самый большой в мире, поэтому все равняются на него. Комментарии аналитиков и трейдеров, осуществляющих операции на биржах США, по итогам торгов за день или по результатам недельной работы сводятся к одному. Все ждут, как поведет себя американское правительство в отношении «оплота терроризма» на Ближнем Востоке. В зависимости от того, насколько близка угроза военного конфликта, активность на биржах увеличивается или уменьшается, но в среднем фондовый рынок практически стоит на месте.
Война — это всегда неопределенность. Возникшие экономические риски в виде перебоя с поставками сырья и прочими неприятными сюрпризами обусловили повышенный интерес инвесторов к товарным рынкам, но никак не к ценным бумагам. Итог закономерен: рынки золота, нефти и недвижимости находятся на максимальном уровне. Пока рецессия на американских фондовых биржах продолжается, и какого-то изменения ситуации в ближайшее время ждать не приходится.
Парадоксы рынка
До конца февраля нефтяные акции среди инвесторов были не в чести. Это странно даже с точки зрения аналитиков. Несмотря на высокие цены на нефть и соответствующие прибыли нефтяных компаний, цены на акции падают. Попытаемся копнуть глубже и получим следующую картину: все боятся мгновенного обрушения прибылей, получаемых с продажи и переработки «черного золота».
Этому явлению есть несколько причин. Во-первых, как только речь заходит о высоких ценах на нефть, все сразу вспоминают, почему они высокие. Причина все та же — реальная возможность войны в Ираке. Удар, который нанесет по Ираку Америка, неминуемо затронет и соседние страны Персидского залива. Нельзя игнорировать возможность транспортной блокады, взрывов скважин и трубопроводов. Во-вторых, акции нефтяных компаний дешевеют еще и потому, что во всем мире цены на нефть традиционно считаются в долларах. Американская валюта за последние полгода девальвировала по отношению к тому же евро примерно на 20 процентов. Возьмем сегодняшние цены на баррель нефти, отнимем эти 20 процентов и выяснится, что нефть стоит не так уж и дорого. В-третьих, серьезную роль играют опасения всего мирового сообщества по поводу войны. Обстановку могут разрядить активные действия американцев. После «быстрой войны», как только Штаты подчинят себе всю нефтяную промышленность Ирака, цены на нефть обрушатся до отметки -15 за баррель.
Эта опасность существует, но она не слишком реальна. Полного контроля над нефтью Ирака силам США установить, скорее всего, не удастся. Это грозит партизанской войной, терактами и прочими катаклизмами. Максимум, что смогут сделать американцы, взять под надзор финансовые потоки завоеванной страны.
Интересно, что при обсуждении политических предпосылок войны в Ираке экономические причины в основном замалчиваются. А зря. По сути, идет борьба двух коалиций: с одной стороны — США и Великобритания, а с другой — Россия, Германия, Франция и Китай. Дешевая иракская нефть сразу оживит экономику США. Идет попытка передела сфер влияния нефтяных компаний. В Ираке сильны позиции французской корпорации Total, китайской государственной структуры CNPC. Нескольких наших компаний — «Лукойл», «Зарубежнефть» — уже имеют там площадки и неплохие перспективы развития. Война идет и за товарооборот. На первом месте по импорту для Ирака стоит Франция. Разумеется, терять столь значительный рынок сбыта французским производителям совсем не хочется. Конечно, все это — политика, но ее никак нельзя упускать из виду, анализируя общую экономическую ситуацию в мире.
Резкое снижение цены на нефть неблагоприятно отразится на российской экономике. Все наши политики прекрасно осознают, что цена на «черное золото» не должна быть слишком значимой для страны, иначе Россия так и останется сырьевым придатком Запада. Но де-факто так оно и есть. Когда цены на нефть высокие, у нас все отлично: чиновники разрабатывают бюджет с профицитом, гасят государственный долг, экономика растет. Но дикий перекос в сторону экспорта никак не говорит хорошо об экономике страны в целом. Если цены на нефть будут падать, может быть, это подвигнет правительство к комплексным реформам других отраслей экономики.
BP и ТНК — братья навек
Январь и февраль традиционно считаются неудачными месяцами для фондового рынка России. Общемировая напряженность сказалась на активности торгов. Январские события были ознаменованы коррекцией в сторону снижения после подъема, который имел место быть в декабре. Февраль стал очень непростым, с точки зрения спекулянтов бумагами: торговать было практически невозможно. Но если кто-то теряет, то кто-то находит. В данном случае нашли инвесторы. Рыночное оцепенение дало им возможность пересмотреть состав своих портфелей и выгодно вложиться в ценные бумаги. Последние недели февраля рынок стоял на месте. Индекс активности изменялся от силы на полпроцента в день в ту или иную сторону.
Но нет худа без добра. «Сделка века» — слияние активов Тюменской нефтяной компании и английской корпорации British Petroleum, о которой не рассказал только самый ленивый — может послужить мощным импульсом для привлечения в экономику России иностранного капитала. Своим примером BP показала, что теперь инвестиционный климат нашей страны стал более здоровым и России можно доверять. Российский рынок ЦБ продемонстрировал стабильный и уверенный рост по сравнению с рынками Америки, Европы или Юго-Восточной Азии.
Экономика страны получила солидную поддержку. Во-первых, рублевая масса внутри России увеличивается из-за того, что высокие экспортные цены на нефть позволяют значительно увеличить экспортную выручку. Во-вторых, Центробанк, взвесив потребности внутренней экономики, решил сконцентрировать свои усилия на борьбе с инфляцией, отодвинув на второй план задачу искусственного ослабления рубля. Это хорошая новость для товаропроизводителей. Возможно, скоро процентные ставки по кредитам для предприятий несколько снизятся, потому что кредит под 30 процентов годовых — непосильное бремя для большинства производств. Многие эксперты склоняются к тому, что снижение ставок даст еще один толчок для развития производственного сектора экономики.
На рынке финансовых инструментов с фиксированной доходностью фактически произошло ралли, то есть бурный рост. Результатом ралли стало последнее размещение очередного выпуска облигаций федерального займа сроком на 15 лет под 9,7 процента годовых. Но спекулянтов уже не устраивает размер прибыли с государственных бумаг, и они предпочитают вкладывать деньги в акции и надеяться при этом на 30-40-процентные прибыли при более высоких рисках. Еще одна принципиальная вещь, о которой мы уже говорили, — падение курса доллара. Оно не было катастрофическим, но подвигло население продавать наличную американскую валюту, которую подобрал Центробанк и увеличил золотовалютные запасы страны. Тем самым Россия успешно накапливает средства для выплаты по внешним долгам.
Все будет хорошо. Наверное...
Иностранные инвесторы снова повернулись лицом к России. Их активность началась с интереса к еврооблигациям наших компаний, потом к привилегированным акциям, государственным бумагам. Дошел черед до рынка акций. За минувшую неделю (с 3-го по 6 марта) в среднем этот рынок поднялся на 8 процентов. А некоторые «голубые фишки» без труда преодолели 10-процентную отметку. Объемы торговли увеличились в несколько раз как на западных торговых площадках, так и на российских биржах. Спрос на акции увеличивается по нескольким причинам, главными можно назвать перетекание рублевой массы из государственных бумаг с фиксированной доходностью в акции и серьезные иностранные инвестиции. Никто пока не знает, кто из западных воротил бизнеса и в какие бумаги вкладывает деньги, но факт остается фактом: в экономику страны пришли большие инвестиции.
Вместе с тем события на Ближнем Востоке, скорее всего, будут развиваться по неблагоприятному сценарию, и войны избежать не удастся. Пока непонятно, как это отразится на фондовом рынке России в целом. Эксперты все же склоняются к тому, что произойдет небольшая встряска — и только. Общемировые тенденции российский рынок ЦБ проигнорировать не сможет, поскольку степень автономности невысока. Но в долгосрочном плане российский фондовый рынок должны переоценить. Ценные бумаги компаний нашей страны будут стоить дороже.
Сергей ЗОЛОТАРЕВ, директор ЗАО «Октан-Брокер».