Валерий БОЙКО: " За ЖКХ нужен контроль со стороны государства"

Дата публикации: 09 апреля 2003

В конце 2001 года по указу губернатора было создано Главное управление жилищно-коммунального комплекса (ГУ ЖКХ) Омской области. За прошедшие полтора года в этом управлении сменилось два его руководителя. Последние почти семь месяцев исполняющим обязанности руководителя управления был Сергей БУДЬКО. Недавно на должность начальника ГУ ЖКХ Омской области назначен Валерий БОЙКО, много лет проработавший заместителем директора департамента городского хозяйства города Омска. Корреспондент «КВ» попросил его рассказать о работе этого управления и о проблемах жилищно-коммунального комплекса Омской области.

— Валерий Петрович, какие основные функции и задачи у Главного управления жилищно-коммунального комплекса Омской области и для чего оно создано? Ведь много лет существовало Территориально-производственное объединение (ТПО) ЖКХ администрации Омской области, которое как раз и курировало жилищно-коммунальное хозяйство области.

— Наше подразделение было создано для управления и координации деятельности структур в отраслях жилищно-коммунального хозяйства Омской области. ТПО ЖКХ же осуществляло материально-техническое снабжение предприятий жилищно-коммунального хозяйства районов области, занималось вопросами поставки топлива и тому подобным. Теперь, после создания ГУ ЖКК, все эти функции перешли к органам местного самоуправления муниципальных образований.

Основная функция нашего управления — выработка единой технической политики. Мы занимаемся разработкой различных программ: по газификации, водоснабжению и водоотведению в Омской области, переводу котельных и жилого фонда на газ, ремонту ветхого и аварийного жилья, по привлечению инвестиций в ЖКХ и другим. Всего таких программ 15.

Кроме того, наше управление анализирует различные проекты и программы, например, по реорганизации какого-нибудь предприятия, представленные районами области. Оценив и утвердив их, мы выступаем в роли инвестора, поскольку защищаем все эти проекты перед губернатором, вице-губернатором Виктором ШРЕЙДЕРОМ, согласовываем с экономическим комитетом, затем направляем в комитет финансов и контроля и в Законодательное собрание, чтобы средства на программы были заложены в бюджет.

Раньше финансирование из областного бюджета районных подразделений ЖКХ осуществлялось через ТПО ЖКХ, теперь все средства идут напрямую в районы. Через Главное управление жилищно-коммунального комплекса финансируется только одна программа — «Модернизация и техническое перевооружению объектов ЖКХ Омской области. В областном бюджете 2003 года на реализацию этой программы заложено 70 млн рублей. Мы пытаемся создать такой механизм финансирования и контроля над использованием средств, чтобы каждая копейка использовалась с максимальным эффектом. Поэтому на совещаниях у ШРЕЙДЕРА тщательно анализируем инвестиционные программы всех районов. Деньги выделяются только тем, кто доказал состоятельность своих программ.

— Каким образом Главное управление жилищно-коммунального комплекса взаимодействует с районными структурами ЖКХ, помимо того что анализирует и защищает их проекты и программы?

— Ежедневно возникают ситуации, в которых необходима помощь, координация усилий различных служб для стабильного жизнеобеспечения районов. Образно говоря, ГУ держит руку на пульсе ежедневной деятельности десятков предприятий. К нам в диспетчерскую стекается информация со всех районов. Она анализируется, и уже на основании этого анализа разрабатывается тактика и стратегия работы всего жилищно-коммунального комплекса области.

— А с подразделениями ЖКХ Омска как-то сотрудничаете?

— Конечно. В частности, наше управление выступает в роли инвестора городских структур ЖКХ. В прошлом году, например, для Омска в областном бюджете было заложено 10 млн рублей на капитальный ремонт жилых домов ЖСК. В бюджете 2003 года на эти цели также предусмотрены средства.

Кстати, недавно прошло совещание представителей КТОСов с Виктором ШРЕЙДЕРОМ, на котором обсуждались меры по привлечению общественности для решения вопросов управления жилищным фондом, благоустройства территорий и поддержания порядка. Обсуждалась также возможность финансовой поддержки КТОСов за счет средств областного бюджета. Более того, в этом году из бюджета области планируется выделить по 10 млн рублей для каждого городского округа на благоустройство дворовых территорий.

— Вы много лет проработали в департаменте городского хозяйства, в Главном же управлении ЖКХ — чуть больше полутора месяцев. Тем не менее какие, на ваш взгляд, общие проблемы у жилищно-коммунального хозяйства города и области, и в чем разница?

— Общая проблема заключается в том, что ни в городе, ни в области в последние 4-5 лет не велась плановая инвентаризация, то есть не делалась переоценка основных фондов. Когда мы приступили к разработке различных программ, то столкнулись с тем, что неизвестно, каков процент износа оборудования, какова его балансовая стоимость. А значит, все эти годы неправильно производились амортизационные отчисления, которые должны были направляться на модернизацию производства. Чтобы решить эти проблемы, было создано областное Государственное учреждение „Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса“. На сегодняшний день инвентаризация основных фондов — тепло-, и электросетей, жилого фонда, систем водоснабжения, котельных уже практически завершена. В Омске, например, износ жилья составляет более 30%, в районах области — несколько больше. Износ же инженерных коммуникаций и в городе, и в области примерно одинаковый — порядка 60-65%.

Еще одна общая проблема — обеспечение кадрами. Особенно остро нехватка квалифицированных специалистов ощущается в селах. В городе все-таки персонал более подготовленный, больше внимания уделяется переподготовке кадров, да и уровень зарплаты выше, чем в сельских районах. Сейчас в ГУ ЖКХ заканчивается разработка специальной программы кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса, которая поможет снять многие проблемы.

В отличие от городских областные службы ЖКХ не централизованы. В городе мы многие годы добивались, чтобы, например, тепловые сети были в одних руках. Теперь есть Теплокоммунэнерго. Электрические сети находятся в ведомстве Омскэлектро, МУП „Водоканал“ осуществляет водоснабжение. Кроме того, в каждом городском округе есть структуры, занимающиеся жилищными вопросами. В районах области совсем другая ситуация — в ведении каждого предприятия ЖКХ и насосные станции, и скважины по подъему воды, и котельные, и тепловые, и электрические сети. В функции жилищников входит и вывоз мусора, и уборка территорий. При такой схеме проблемы ЖКХ решать гораздо труднее. Кроме того, оснащенность районных предприятий техникой, конечно, ниже, чем в Омске.

— Какой район области самый сложный и какой самый „передовой“ в части проблем ЖКХ?

— Сложная ситуация в северных районах, например, в Усть-Ишимском, Колосовском. Очень дорого топливо обходится. Полегче скоро будет в Знаменском, Тевризском и Тарском районах. Там проблемы с топливом будут решаться за счет Крапивинского месторождения. Сейчас в этих районах началась газификация.

Самый показательный в части эффективного решения проблем ЖКХ — Калачинский район. В нем к реформированию коммунального хозяйства подходят комплексно. К концу 2003 года в этом районе практически будет завершен перевод всех жилых жомов и котельных на газ. Кстати, во всех районах области котлы ставит омская фирма „Октан“. Это обходится дешевле, чем если бы котлы закупались у иногородних фирм. „Октан“ производит установку котлов, осуществляет их ремонт и обслуживание.

В Калачинском районе полностью оптимизированы схемы теплоснабжения. Улучшилось положение дел в Любинском районе.

— Что необходимо в первую очередь сделать в городе и районах области в ходе реформирования ЖКХ?

— Уже немало сделано по модернизации ЖКХ, энергосбережению, совершенствованию системы управления комплексом. Вы знаете, что Госстрой России признал Омскую область пилотной территорией страны по реформированию ЖКХ. На коллегии Госстроя Российской Федерации омского губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА попросили обратиться к президенту страны Владимиру ПУТИНУ провести заседание Государственного совета по проблемам ЖКХ. Это очень высокая оценка проделанной работе в нашем регионе.

Но сделать предстоит еще многое. Я считаю, первое, что нужно сделать сейчас — провести до конца инвентаризацию. Во-вторых, надо навести порядок с теплосетями, поскольку на многих из них слишком высоки потери тепла. В районах области и в городе они иногда достигают 40%, вместо нормативных 15%. Происходят огромные потери тепла, пережог топлива, больше расходы у бюджетов. Необходимо проводить гидравлические расчеты по теплосетям: при плановых или ремонтных монтажах труб учитывать их диаметр, так как, если этого не делать, то на том или ином участке ухудшается пропускная способность труб, не выдерживается температурный баланс. В результате происходит перерасход топлива. В-третьих, надо осуществить перераспределение загрузки теплоисточников, чтобы они были максимально загружены. Нерентабельные котельные закрывать, какие-то переводить на газ, а в школах, больницах, на предприятиях устанавливать локальные котельные.
В целом в рамках концепции реформирования ЖКХ предстоит реализовать 15 целевых программ, о которых я уже говорил. Часть программ будет финансироваться Госстроем.

— По поводу котельных предприятий: что стало с котельной ПО „Иртыш“? Было много разговоров о том, что с ней возникли какие-то проблемы и ее хотели передать в муниципальную собственность.

— Она сейчас на балансе „Иртыша“. К настоящему времени переведена на газ и работает стабильно. Целая эпопея была с котельной ПО „Полет“: ее то забирали в муниципальную собственность, то возвращали назад на баланс предприятия. Закончилось все тем, что котельная осталась в ведомстве „Полета“. Сейчас она работает на газе. Котельная такого крупного предприятия, как „Омсктрансмаш“ тоже переведена на газ.

— В некоторых городах России созданы акционерные общества, занимающиеся вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Насколько такой вариант приемлем для Омска и Омской области?

— Я считаю, что, для того чтобы отрасль была конкурентоспособной, такие акционерные общества необходимы. В настоящее время мы рассматриваем вопрос создания акционерных обществе сферы ЖКХ. Более того, недавно вышел закон об унитарных предприятиях, где четко сказано, что со второго полугодия 2003 года необходимо начать акционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Думаю, уже к концу этого года услуги ЖКХ будут предоставлять организации разных форм собственности — ОАО, ЗАО, муниципальные предприятия. Когда будет конкуренция, повысится и качество услуг. Но я считаю, что за организациями ЖКХ нужно будет установить контроль со стороны государства — в лице жилищной инспекции или какой-либо другой структуры, чтобы от этой конкуренции не пострадало население.

— А тарифы, устанавливаемые акционерными компаниями, будут как-то контролироваться?

— С этим пока неясно. У меня же позиция такая: утверждать тарифы на тепло или электроэнергию должен единый орган. Причем один раз в год и до принятия бюджета на очередной финансовый год. А сейчас у нас РЭК утверждает тарифы на электрическую энергию и на тепловую для Омскэнерго, муниципальная энергетическая комиссия — для Теплокоммунэнерго, а сельсоветы — для муниципальных районных
предприятий ЖКХ. Такого быть не должно.

— Кстати, как известно, недавно Законодательное собрание Омской области выступило с инициативой о необходимости проведения проверки обоснованности увеличения РЭКом в 2002 году тарифов. Это вопрос решается?

— 21 февраля подписано распоряжение губернатора о создании рабочей группы по проверке обоснованности принимаемых РЭКом решений об увеличении тарифов. Сейчас эта группа уже работает. Возглавил ее первый вице-губернатор Евгений ВДОВИН. В состав же вошли Виктор ШРЕЙДЕР, Евгений БЕЛОВ и представители ОмЭСКО.

— В последнее время практически на каждом заседании горсовета рассматриваются вопросы передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность. В бюджете Омска средства на обслуживание этих объектов предусмотрены?

— Нет, и это, конечно, большая проблема. Вообще позиция города такова, что весь жилищный фонд должен быть в муниципальной собственности. И я с этим согласен, ведь сейчас многие предприятия не в состоянии сами обслуживать свои дома. В настоящее время в муниципальную собственность передается немного объектов жилья, в основном таких, которые числятся за предприятиями-банкротами. Из крупных предприятий Омска свое жилье не передал городу только Омсктрансмаш. На протяжении двух последних лет его руководству предлагалось передать жилье на баланс муниципалитета. Но у предприятия не было средств на компенсацию затрат за передаваемые объекты. Мы предлагали рассчитываться продукцией, руководство незахотело. А сейчас и это уже не возможно.

— А что стало с Облжилкомхозом? На его балансе есть еще какие-нибудь предприятия? Ведь в сентябре 2001 года более 1000 объектов было передано из его ведомства в муниципальную собственность.

— На сегодняшний день на балансе Облжилкомхоза не осталось ни одного объекта, все передано городу. Само предприятие как таковое уже фактически не существует. Там остались только директор и бухгалтер, чтобы заниматься судебными делами, связанными с кредиторской и дебиторской задолженностями Облжилкомхоза.

— Будучи в департаменте городского хозяйства, вы решали проблемы ЖКХ Омска, а теперь вы в ответе за весь жилищно-коммунальный комплекс области. Остается ли у вас свободное время и как вы его проводите?

— Его почти нет в связи с тем, что полным ходом идет реформирование отрасли. Тем не менее нахожу время для регулярного посещения бассейна. По выходным, если не занят на работе, люблю играть в волейбол. Мне нравится водить машину, ездить на рыбалку и на охоту. Правда, в прошлом году поохотиться не удалось — не было времени.

— Спасибо за интервью. Желаю вам успехов во всем.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/04/14/valeriy_boyko___za_zhkh_nuzhen_kontrol_so_storoni_gosudarstva