Анатолий ИСАЕВ: "Помогать селу — благородное дело"

Дата публикации: 23 апреля 2003

28 марта 2003 года на общем собрании представителей потребительских обществ Омской области Анатолий ИСАЕВ вновь избран председателем совета Омского облпотребсоюза

Когда 24-25 февраля в Омске проходил Российский семинар-совещание «Задачи потребительской кооперации по расширению социальной работы на селе», в наш город съехались представители организаций потребкооперации со всех регионов Сибири и Дальнего Востока, чтобы познакомиться с опытом своих омских коллег. Омскому облпотребсоюзу нашлось чем похвастаться: в отличие от многих регионов, у нас потребкооперации удалось выстоять в конкурентной борьбе с новыми коммерческими структурами. Омский облпотребсоюз объединяет в своих рядах свыше 80 000 пайщиков. О том, какие у него проблемы, планы, перспективы «КВ» расспросили председателя его совета Анатолия ИСАЕВА.

— Анатолий Викторович, в советские годы потребкооперация составляла приличную конкуренцию магазинам государственной торговли. Удалось ли облпотребсоюзу сохранить свою торговую сеть?

— Из 3 500 магазинов, в том числе в Омске более 30, которые были у облпотребсоюза в начале 90-х, сейчас осталось 1378, причем в Омске ни одного. Причиной потери значительной части нашей торговой сети банальные: мы не смогли вписаться в рынок и выдержать конкуренцию в период «дикого» капитализма. Раньше все городские рынки были в ведении облпотребсоюза. Нас обязали передать их муниципалитету, а потом акционировали. А сейчас мы добиваемся, чтобы хотя бы на некоторых омских рынках нам были предоставлены постоянные торговые места и льготы, особенно в дни проведения губернских ярмарок.

Большинство магазинов в Омске у нас размещались в арендованных помещениях. В аренде нам отказали. А те, которые были собственными, пришлось продать под давлением обстоятельств. К примеру, на Казачьем рынке у нас был свой магазин, мы его продали, потому что он попадал в зону сноса при реконструкции. Но вот уже несколько лет в нем торгуют новые хозяева и сносить его пока не собираются. Поэтому в первую очередь мы обеспечиваем сельское население, хотя торговать на селе сложно.

По итогам прошлого года 619 наших магазинов убыточны, приходится перекрывать убытки за счет другой деятельности. Наши магазины на селе — сегодня единственные многофункциональные центры, которые помимо торговли работают еще в качестве приемо-заготовительного пункта и культурно-просветительного учреждения. Часть таких функций носит сугубо социальную нагрузку и не дает магазину никакой видимой прибыли. Выгода в другом: она выражается в прямой поддержке сельского населения, его занятости и получении хоть каких-то доходов от сданной продукции, а также моральной поддержке селян — где приветливым словом продавца, который предложит и чашку чаю, и книгу с газетой из кооперативной библиотечки, а где и отпуском необходимых продуктов под запись, до зарплаты, и прокатом бытовой техники. Ведь у нас в кооперации работают не только профессиональные специалисты, но прежде всего люди, неравнодушные к бедам и житейским тяготам своих земляков. Никакой коммерсант не повезет два лотка хлеба в отдаленное село, а мы возим. В соглашении между облпотресоюзом и администрацией Омской области обозначена наша социальная функция, определен минимальный перечень товаров первой необходимости, включающий 20 позиций ассортимента, которые должны быть в продаже в сельских магазинах. Губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ лично уделяет внимание потребкооперации и оказывает нам всемерную поддержку.

— Ваша деятельность распространяется на все районы области?

— Мы обслуживаем все 32 района, 838 населенных пунктов, на 407 кооперативных участках избраны участковые кооперативные комитеты. В то же время в таких райцентрах, как Калачинск, Горьковское, Называевск и Павлоградка, кооперативные организации не смогли выжить, потеряли свой потенциал по различным причинам. Не знаю, кто выиграл от этого, но и бывшие наши райпо не процветают, и сельские жители потеряли структуру, которая удовлетворяла их потребности.

Мы имеем многолетний опыт отношений с крестьянскими хозяйствами. Раньше у нас была разветвленная сеть райзаготконтор, мощная материально-техническая база, штаты заготовителей, убойные пункты. Многое утеряно, база сократилась, но постепенно отвоевываем утраченные позиции, да и частников подталкиваем переходить от киосков к магазинам.

Пройдя последние годы нелегкий путь переосмысления своей роли и своего места в новом сельском экономическом и социальном поле, реформировав с учетом новых рыночных отношений свою систему, вернув в нее утраченные при прежнем руководстве многие торговые, производственные площади и кадры, существенно дополнив традиционные виды деятельности бытовыми и другими услугами населению, омская потребкооперация сумела не только преодолеть затянувшийся кризис, но и вновь стала работать с прибылью. Ее торговля, продукция и услуги постепенно возвращают себе конкурентоспособность, становятся все более заметными на сельском рынке, привлекают массового потребителя.

— Какие сферы являются приоритетными для потребкооперации?

— Несколько лет назад Центральный союз потребительских обществ предложил новую доктрину — занимать незаполненные ниши на рынке. Так мы стали заниматься бытовым обслуживанием на селе и соцкультбытом. За последние годы открыли в селах фотоателье и парикмахерские, пункты проката и столы раскроя тканей, цехи по пошиву одежды и ремонту жилья, аптеки и зооаптеки, мастерские по заточке инструментов и мелкому ремонту одежды и обуви. И пусть обороты пока небольшие — за прошлый год бытовых услуг оказано на 2,2 млн рублей, но их социальную значимость трудно переоценить.

В пяти райпо функционируют мельницы, установлены 33 зернодробилки и крупорушки. Мы имеем 50 хлебозаводов и пекарен, 39 кондитерских, 15 колбасных, 12 безалкогольных цехов, 7 цехов по производству макаронных изделий. В прошлом году они выпустили продукции на 154 млн рублей. В нашу сеть общественного питания входят 67 ресторанов, кафе и столовых, их оборот в прошлом году превысил 70 млн рублей.
Возрождаются объемы кооперативной оптовой торговли, в прошлом году оборот вырос до 58 млн. рублей, в этом планируем довести его до 200 млн. Мы закупаем более 20 видов сельхозпродукции, наибольший удельный вес занимают мясо, овощи, кожаное сырье, зерно, мука. Каждое хозяйство не в состоянии торговать самостоятельно, вот мы и помогаем им реализовать свою продукцию.

— Как вам удаетсяконкурировать по закупкам мяса с такими мощными производителями, как «Омский бекон» и «Омский мясокомбинат»?

— Конечно, наши мясоперерабатывающие монстры имеют преимущество, потому что могут позволить себе поднять закупочную цену. Но они закупают скот живым весом и производят промышленный забой. А наша ниша — крестьянский забой, ведь есть немало хозяйств, которые не вписываются в схему крупных производителей.

Но мы не «санитары леса»: по крестьянскому забою нам приходится конкурировать с коммерсантами, которые скупают мясо по 30 — 40 рублей за килограмм, чтобы потом продавать вдвое дороже. И крестьяне идут на это, потому что деньги нужны. На рынках нам предоставляют места на общих основаниях, а если начнем торговать дешево, просто не пустят.

Поэтому как можно больше закупленного мяса стараемся перерабатывать в своих колбасных цехах. Начали производить домашнюю колбасу, но «Омский бекон» перехватил нашу инициативу. Сейчас активно осваиваем направление по домашним мясным деликатесам, которые пользуются спросом. Хорошую возможность селянам торговать без посредников всей своей продукцией дает губернская сельскохозяйственная ярмарка, в работе которой мы принимаем самое активное участие.

— Почему из деятельности потребкооперации исчезло такое направление, как торговля грибами, ягодами, кедровыми орехами и прочими дарами леса?

— В этом направлении нам не нужно изобретать велосипед, надо восстановить то, что было раньше. В Тарском и других регионах были грибоварни, рыбокоптильни, мы закупали в больших количества клюкву, бруснику, кедровые орехи. По этим направлениям мы сдали позиции, кооперативные структуры в районах потеряли былой потенциал, в том числе кадровый. Потребкооператоры привыкли работать по фондам и оказались не готовы к конкурентному рынку.

Когда массово появились конкуренты, которые не платили налогов, сложно было с ними соперничать нашей структуре, которая все оформляла официально. Сейчас все устаканилось, бизнес наработал потенциал и начал платить налоги, теперь пойдет честная конкуренция. Мы готовим программу по развитию закупок дикоросов в северных районах. Постараемся восстановить былые объемы по продаже грибов, лесных ягод и кедровых орех, используя преимущества, которые имеем.

Ведь еще в шестидесятых годах уважаемый всеми Сергей МАЛЬКОВ, будучи назначенным председателем правления облпотребсоюза, становление кооперативной системы начал именно с заготовок сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья. И сейчас мы возрождаем прежний девиз потребкооперации: «Закупили, переработали, продали». Мы настроены на напряженную работу и будем продолжать свое благородное дело — способствовать социальному развитию села.

— Ну а как глава областной потребкооперации проводит свободное время?

— В молодости я занимался спортом, теперь только болею за «Авангард» да по телевизору люблю иногда спортивные передачи посмотреть. Последние полтора года со свободным временем напряженка, но все равно стараюсь выбраться на берег реки и просто посидеть, постоять, подышать свежим воздухом.

А вообще для меня отдых, эмоциональная разгрузка, когда остаюсь один где-нибудь на природе, просто брожу по лесу и стараюсь хоть ненадолго не думать о многочисленных проблемах.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/04/16/anatoliy_isaev__pomogat_selu_-_blagorodnoe_delo